Эмоциональные барьеры, мешающие творчеству: что мы чувствуем по поводу различных вещей

Страх совершить ошибку — это мощный антиобразный барьер, так же, как страх и недоверие к идеям других людей. Это может привести к тому, что мы хватаемся за первую идею, приходящую в голову. Люди, которым досаждают личные ощущения неуверенности — низкая самооценка, тревога, боязнь критики, страх провала или недостаток любопытства, могут находить работу с образами слишком угрожающими, потому что она не предоставляет структуры. Потребность в безопасности, из-за которой человек может бояться пойти на риск или испытать нечто новое, также стоит на пути использования образов.

Что такое творческая мысль?

Творчество — это состояние ума, такой его склад, в котором содержится интерес к исследованию идей, а также вложение в такое исследование. Это разрыв с общепринятым, традиционным подходом, чтобы увидеть вещи с разных точек зрения. Теории и аналогии поощряются. Творческая игра заставляет детей использовать неподобающие предметы и трансформировать их в предметы, необходимые для фантазии. Творчество — это способность слышать старые мысли по-новому и находить новые связи для старых решений.

Мы все обладаем творческим началом, но насколько полно мы используем собственный творческий потенциал? Насколько содействуем творческому потенциалу в других? Творческая мысль может и не являться привычной для нас манерой мышления, но там есть все, уже созданное и находящееся под рукой. Все, что мы должны делать — это использовать его; избегать блокирования творчества и спрашивать: что можно взять из этой идеи; каково основное значение этой идеи; как можно превратить трудности в средство достижения цели.

Творческие методы

Избегание и преодоление обычных барьеров, препятствующих творчеству, лучше всего достигается изменением того, каким образом мы думаем, чувствуем и ведем себя. Мозговая атака, групповая деятельность, где людям позволено летать с идеями и возможными решениями, не останавливаясь, чтобы оценить их, — вот один из способов быть творческой натурой. Этот способ также легко можно применить и в одиночку. Другие способы усиления собственной личности — использование аналогии, анализа, вопросов, образов, фантазии, метафор и символов — будут рассмотрены ниже.

1. Аналогия. Это процесс доказательства, идущий от какого-либо сходства с тем, что известно, к сходству или кажущемуся сходству с чем-то неизвестным. Использование аналогии, основанное на личном опыте, представляет собой один из способов проникновения в подсознание. Например, планируя полет на самолете в Австралию, я могу опираться на опыт предыдущего полета на Кипр и таким образом начинаю “чувствовать”, каким он может быть. С другой стороны, если я никогда раньше не летал, то могу использовать свое воображение, чтобы “почувствовать”, каким может быть полет.

2. Анализ. В анализе мы разбиваем нечто сложное на знакомые и узнаваемые компоненты. Мы перечисляем столько альтернатив, сколько возможно для каждого компонента. Затем складываем некоторые из них вместе, чтобы создать нечто новое.

3. Фантазия. Это деятельность воображения, которая производится спонтанно (как в грезах) или как прямой ответ на чернильные пятна или неясные картины. Понимать фантазию значит работать с символами.

4. Образы. Это внутреннее представление объектов и событий, созданное преднамеренно сознательным разумом.

5, Метафора. Метафора представляет собой фигуру речи, непрямой способ коммуникации, с помощью которого два явно отдельных элемента сводятся воедино в сравнении, чтобы сформировать новое значение. Метафоры в большом количестве встречаются и в повседневном разговоре: ручки кресла, ножки стола, блестящая индивидуальность, реки крови. Способность использовать метафоры принадлежит деятельности правого полушария мозга.

6. Парадокс. Парадокс выражает истины о существовании противоположностей в очевидно нелогичной и противоречащей самой себе манере. Цель парадокса состоит в том, чтобы привлечь внимание и спровоцировать свежую мысль. Парадоксальные утверждения часто используются в иронических или сатирических целях. В “Скотном дворе” Джорджа Оруэлла первая заповедь коммуны животных — преобразование предыдущего парадокса: “Все животные равны, но некоторые животные равнее других”.

Принимая парадокс как единство противоположностей или двух очевидно непримиримых идей, утверждений или принципов, мы можем думать о нем как о единстве сознательного и бессознательного. Интеллекту не нравится парадокс, потому что его нельзя обосновать, а попытка объяснить парадокс лишает его удовольствия. Чем больше мы интегрируем бессознательное, тем более способны работать с неизвестным, тем более комфортно нам будет с парадоксами, потому что они связаны с той нашей стороной, которой не нужно их объяснять: неотъемлемая истина признается.

Здоровье может рассматриваться как парадокс; оно драгоценно, но достаточно дешево, чтобы забросить его из-за злоупотреблений или неправильного использования. Библейский парадокс состоит в том, что, созданные по образу и подобию Божию, мы тем не менее подобны траве, которая вянет в поле. Мы можем достичь света только через тьму, скрытую часть, бессознательное, тень. Иисус мог быть воссоединен с Создателем только пройдя через смерть и тьму могилы. Верующие получают свою награду только после смерти.

В мифе и легенде символы парадокса можно найти в том, что все превращается в свою противоположность. Сын превращается в отца; дочь в мать. Красота превращается в безобразие, а из него появляется принц, спаситель.

7. Вопросы. Исследование и постановка вопроса создают альтернативы и возможность обнаружения творческих решений. Большинство из нас может вспомнить время в своей жизни, когда мы осаждали родителей или учителей многочисленными вопросами, на некоторые из которых было так трудно ответить. Нам говорили: “Перестань все время задавать вопросы”. Вопрошающий ум многих детей был заперт в темницу. В последующей жизни, когда такие вопросы стали бы творческим преимуществом, мы как будто утратили искусство спрашивать.

8. Символы. Это объекты или действия, которые представляют и олицетворяют заменители. Считается, что они типизируют нечто другое. Материальные объекты могут использоваться для олицетворения чего-либо невидимого, например, идей (голубь — символ мира). Символы — это продукт чувства и интуиции. Они спонтанно возникают из воображения. Развитие языка и его использование зависит от способности работать с символами.

Творчество левого и правого полушария мозга

Маленький мальчик остановился, заговорил с человеком, бьющим по камню, и спросил, зачем он это делает. Микеланджело взглянул на него и ответил: “Потому что внутри ангел, который хочет выйти”.

Творчество включает в себя размышление и идеи, но также и прорыв в подсознание — к ангелу, заключенному внутри. Силы воображения и проницательности существуют в самых глубоких областях нашего разума, часто неузнанные и игнорируемые. Левое и правое полушария мозга специализируются на разных видах деятельности. Левое, “логическое”, систематическое полушарие контролирует движения правой стороны тела. Оно больше озабочено “активной деятельностью”. Правое, “интуитивное” полушарие контролирует движения левой стороны тела и больше озабочено целым, а не частностями.

Левополушарное мышление

Левополушарное мышление озабочено преимущественно:

Обработкой Целесообразностью

Анализом и дедукцией Сведением задач к рабочим частностям

Конвергентным мышлением Наукой и техникой

Фактами, данными, цифрами Приближением шаг за шагом

Конечным продуктом Применением последовательного подхода

Структурой Вербальным, буквальным, конкретным языком

Логическим и последовательным Разработкой хорошо определенных планов

Математической моделью Порядком

Левополушарное поведение

Человек, использующий левое полушарие, создает бесконечные списки, записывает все в строгом порядке по времени, тратит много времени на подробности и должен уяснить один пункт, прежде чем двигаться к следующему.

Правополушарное мышление

Правополушарное мышление озабочено преимущественно:

Абстрактными темами Восприятием

Художественным выражением Молитвой, медитацией, мистикой

Образом тела Решением задач

Конструктивными задачами Запоминанием лиц

Идеями и чувствами Спонтанностью

Творческими ремеслами Визуальным

Дивергентным, глобальным мышлением Работой с символами и фантазией, снами

Эмоциями Работой с метафорами и образами

Процессом, а не результатом Работой с противоположностями

Использованием опыта Работой с неизвестным

Знанием через образы

Правополушарное поведение

Работая правым полушарием, мы используем много визуальных средств и склонны приходить в возбуждение по поводу данных и слишком многих прекрасных подробностей. Вот как скажет правое полушарие мозга: “Я знаю ответ, но откуда?”. Когда мы используем правое полушарие, то часто становимся неорганизованными. Правое полушарие склонно “думать” глазами и любит видеть задачу изображенной графически.

Для индейцев племени Мойаве левая рука — это пассивная, материнская сторона личности; правая — активная, отцовская, а в типологии Юнга левое полушарие больше связано с ощущениями и мышлением, тогда как правое полушарие больше связано с интуицией и чувством. Для леворуких людей специализация не столь тверда. Даже для праворуких людей это не “или — или”.

Повреждение левого полушария нарушает языковую функцию; повреждение правого полушария, по-видимому, вызывает нарушение пространственного понимания собственного тела человека. Повреждение левого полушария может оказаться гибельным для автора, ученого, математика, но становится не таким повреждающим для музыканта, ремесленника или художника.

Полушария выполняют функцию сотрудничества. Поэт, используя глубокие чувства, образы и метафору, полагается на правое полушарие, а на левое — в поисках слов, чтобы выразить то, что создает правое полушарие. Полушария могут также быть антагонистичными: например, интуиция и чувства подавляются, когда левое полушарие становится слишком агрессивным, пытающимся решить все при помощи логики и анализа.

Использование обоих полушарий

О глубоко творческих людях рассказывают, что они с удобством используют оба полушария. Говорят, что Эйнштейн в своем анализе основывался скорее на геометрических ментальных образах, чем на языке. Творческие люди исключительны только тем, что они научились обращать внимание на свою проницательность, видения и измененные состояния сознания, а не игнорировать их. В то же время они подвергают свои видения, проницательность и интуицию самой строгой проверке и оценке. Ключ к истинному творчеству лежит в равновесии между двумя полушариями, а не в доминировании одного над другим.

Традиционная модель обучения и решения задач рациональна. Она включает в себя обоснование — функцию левого полушария. Следует, однако, подчеркнуть, что многие блестящие планы провалились, потому что они не приняли во внимание нерациональные, эмоциональные компоненты плана.

Хотя научить рациональному, логическому подходу сравнительно легко (считая, что ученик подходит по темпераменту), мы можем только развивать и тренировать функции правого полушария.

Большинство из нас сталкивается с решениями и действиями. Многим из нас пришлось поверить в превосходство логического и аналитического процесса и не доверять эмоциональной, интуитивной или основанной на ценностях обработке информации.

Тот, кто решает задачи левым полушарием:

• Определяет цели решения, которое надо принять.

• Классифицирует цели в соответствии с их важностью.

• Определяет альтернативные пути действия.

• Оценивает альтернативные пути действия по целям.

• Выбирает альтернативу с лучшим результатом.

• Определяет и оценивает возможные последствия альтернатив.

• Выполняет решение при тщательном контроле и отслеживании возможных негативных последствий.

Тот, кто решает задачи правым полушарием:

• Смягчает рациональную мысль эмоционально-интуитивными предпочтениями.

• Использует различные методы привнесения в понимание “внесознательного” материала.

• Избегает цензуры идей во время их “инкубации”.

• Рассматривает расходящиеся, даже противоречащие друг другу идеи скорее с уважением, чем со скептицизмом и оборонительной позицией.

• Старается не игнорировать внутренние предупреждения, что что-то не так.

• Проверяет любой рациональный способ решения задачи, чтобы увидеть, ощущается ли он интуитивно хорошим в процессе и в окончательном решении.

• Пытается постоянно оставаться сознающим себя.

Инь-Ян и творческая мысль

Древние китайцы верили, что жизненная сила пронизывает через все вещи. В нас самих она течет по меридианам, или тропам (которые используются в акупунктуре), соответствующим разным органам тела. Энергия, которая течет между двумя противоположными полюсами Инь и Ян, известна как “ши”. Эти противоположные полюса грубо равноценны мужскому/женскому и позитивному/негативному.

Инь и Ян — два взаимодополняющих начала, которые составляют все аспекты жизни. Инь представляют себе в виде темного квадрата (изображающего Землю и земные силы) — женское, пассивное, прохладное, влажное, приобретающее и вбирающее. Оно присутствует в четных числах, в долинах и реках и олицетворяется тигром, оранжевым цветом и ломаной линией. Внутри нашего тела органы Инь — полые и участвующие в поглощении и выпускании (желудок и мочевой пузырь).

Ян представляют как Небо, белый круг (изображающий Небеса и небесные силы), — мужское, светлое, горячее, сухое, активное, расширяющееся и проникающее. Оно присутствует в нечетных числах, в горах и олицетворяется драконом, голубым цветом и неломаной линией. Органы Ян в человеческом теле — это плотные, наполненные кровью органы (сердце и легкие).

Взаимодействие Инь и Ян представлено известным символом круга, разделенного на две равные части сигмоидной линией, проходящей через диаметр. Белая часть (Ян) имеет черное пятно, а черная (Инь) — белое пятно, символизирующие, что все живущее и все, что мы делаем, должно содержать в себе семена своей противоположности. Сигмоидная линия — это символ движения коммуникации. Он служит цели выражения идеи вращения, или вечного движения, метаморфозы и целостности ситуации, которая характеризуется противоречием: примером являются жизнь и смерть.

Говорят, что эти две силы происходят из Высшего Первичного (Тай Ши), и их взаимная игра друг с другом — это описание процессов Вселенной. Когда Инь возрастает, Ян убывает и наоборот.

Концепция Инь-Ян связана с пятью стихиями: огнем, водой, металлом, Землей и деревом. Инь-Ян и пять стихий поддерживают веру китайцев в циклическую теорию становления и распада и взаимозависимость между миром природы и событиями в жизни человека. В человеческом теле правильный баланс Инь и Ян видятся необходимыми для полного здоровья. Если одно или другое будет преобладать, возникнут умственные или физические проблемы. Возможно, самое красноречивое описание взаимной игры энергии Инь-Ян содержится в древних текстах “И Шин”, или “Книги перемен” (Четвинд 1986). Там концепция перемен применена к индивидуальной жизни, группам и организациям. “И Шин” предлагает циклическую теорию перемен; перемена как движение, которое возвращается к своей начальной точке. Перемена упорядочена, как во временах года, но ее упорядоченность не всегда ощутима. Перемена в человеческих жизнях часто очень сложна.

Восемь полярностей “И Шин”

1. Небо. Творческая сила, связанная с энергией, силой и возбуждением.

2. Земля. Производящая (уступающая), покорная, восприимчивая, связанная с материнским лоном, питанием, большой телегой Земли, которая везет все живое.

3. Гром. Поднимающийся и противостоящий; связанный с движением, скоростью, расширением и гневом.

4. Солнце. Поддержка; связано с мягким убеждением, спокойным принятием решения и решением проблем.

5. Вода. Тело и чувство; связана с тяжелым трудом, упорной работой, опасностью, настойчивостью и меланхолией.

6. Огонь. Интеллект и мышление; связан с зависимостью, но также и с чистотой и пониманием.

7. Гора. Размышляющее молчание; связана с верностью, медитацией, наблюдательностью.

8. Озеро. Радостное взаимодействие; связано с удовольствием, получаемым от еды, разговора, пения.

Восемь полярностей организованы в круг противоположностей, известный как “первичное устройство”, или “мандала ранних Небес”.

Инь-Ян и творчество

Концепция Инь-Ян была введена для того, чтобы показать, что существует еще один способ понимания. Хотя многие люди в западных культурах знакомы с Инь-Ян, для других эта концепция может быть довольно новой. Чтобы быть творческой личностью, мы часто должны продвигаться от знакомого к неизвестному. Для вас в этом случае Инь-Ян может оказаться ключом, который отпирает дверь творчества. Вторая причина введения Инь-Ян состоит в том, что данная концепция касается символов и символизма. Попытка понять символы уведет нас от “естественного” в волнующий мир интуиции и воображения.

Развивайте свою интуицию

Интуиция — это понимание того, что возникает изнутри сознания или из-под сознания, скорее чем из обучения, обоснования и логики. Интуицию часто связывают с женским началом восточной психологии Инь. Творчество, побочное мышление, конструирование сути и внутренняя реакция относятся к интуиции. Интуиция указывает, откуда пришло нечто и куда оно идет.

Предлагается десять ключей, чтобы помочь вам развить свою интуицию. Родственные упражнения следует искать в Приложении.

1. Мандала.* [[[[* Примеры мандалы и упражнения следует искать в Приложении.] Мандала изображает базовые модели психики, которая прядет из самой себя паутину жизни. Круг и квадрат изображают соответственно внутренний и внешний аспекты жизни; водный поток, внутреннее царство — это круг, земной мир материи — квадрат.

“Мандала” — это индийский термин, обозначающий “круг”, инструмент, ритуал или символ; мандалы находят по всему Востоку. В форме геометрических диаграмм они используются, чтобы помочь созерцанию и концентрации. Мандала может быть сделана в песке цветными нитками или пылью, нарисована на бумаге или создана в трех измерениях. Мандала — это ментальный образ, построенный в воображении. Ни одна мандала не бывает такой же, как другая, потому что каждая — это спроецированный образ внутреннего мира Создателя.

Основные компоненты мандалы — геометрические фигуры, сбалансированные и концентрические, сформированные вокруг “центра”, который предполагается, но визуально не изображается. Повседневные примеры мандалы — снежинка и человеческий глаз со зрачком, окруженным радужной оболочкой. Другие компоненты мандалы:

колесо Вселенной;

мексиканский “Великий каменный календарь”;

цветок лотоса;

мифический цветок из золота;

роза;

лабиринт;

храмы и соборы;

мозаичные полы.

Юнг полагал, что спонтанное производство мандалы в работе сновидения — значительный шаг в путешествии личности к индивидуации, интеграции прежде бессознательного (личного и архетипического) материала самим сознанием. Мандалы полезны: они помогают вызвать релаксацию и установить контакт с функциями правого полушария мозга.

2. Биологическая обратная связь. Буквально это информация о телесных функциях, выданная обратно. В основном обратная связь идет через сенсорные каналы. Обратная связь помогает нам контролировать сердечный ритм, кровяное давление и кровообращение в конечностях. Хотя биологическая обратная связь часто полагается на специальные приборы, возможно настолько развить понимающие, скажем, сердцебиение, что, используя данное понимание плюс воображение, можно замедлить ритм.

3. Образы.Образы — это визуальная картина, которую ваш разум создает в мечтах и сновидениях. Образы более мощны, чем мечты и больше поддаются контролю, чем сновидения.

4. Сокровенные объекты. Многие дети испытывают привязанность к определенной игрушке или одеялу. Воспоминание открывает дверь к воскрешению прошлых событий и связанных с ними чувств.

5. Письмо другой рукой. Попытке вспомнить события и связанные с ними чувства может помочь письмо недоминирующей рукой. Это уменьшает контроль левого полушария мозга.

6. Сенсорность. Ощущения — это нередко ворота к усиленному творчеству. Зрение, слух, вкус, осязание и обоняние вызывают мощные образы и чувства.

7. Стимуляция фантазии. Многие из нас боятся согласиться “потворствовать” фантазии. Если мы отбиваем у человека охоту мечтать, то лишаем этого человека чего-то драгоценного. В фантазии мы можем освободиться от бренности нашего тела и ограничений нашего знания.

8. Сновидения. Ведение дневника или журнала сновидений — очень эффективный способ развить вашу жизнь во сне. Это, однако, означает, что надо быть очень дисциплинированным и записывать сон сразу, как только вы проснулись, прежде чем делать что-либо еще. Сновидения имеют огорчительную привычку соскальзывать назад, туда, откуда они пришли, в ту самую секунду, когда мы переступаем порог в сознательное. Но их можно приручить, создав привычку мгновенной записи, хотя это означает, что следует записывать их в ваш журнал под одеялом при свете фонарика!

9. Свободное ассоциирование. Свободное ассоциациирование, разработанное Юнгом, а затем Фрейдом, относится к последовательности идей, которые приходят, кажется, без логической связи. Нечто вызывает что-то еще, и мы можем втянуться в длинную цепь событий и переживаний.

10. Утверждения. Утверждения противодействуют негативному разговору с самим собой. Примеры утверждений можно найти в Приложении.

Резюме

Творческая мысль может быть тем, с чем мы родились; ее можно поощрять ранним обучением и опытом — например, обучением открытием. В дальнейшей жизни она может поощряться свойствами выбранной нами работы. Кажется, что одни люди более творческие, чем другие, но это не значит, что остальным следует прятать свое творчество и никогда не показывать его при свете дня. Творческое мышление можно побуждать, и некоторые методы обсуждаются. Если что-то выделяется, хотя это может оказаться просто личным предпочтением, — это использование воображения: научиться работать с тем, что могло бы быть, скорее чем с тем, что есть.

Грустная, хотя и верная мысль: так часто на творческие идеи выливают ледяную воду люди, которые сами действуют, отталкиваясь от нетворческой основы. Также достойно сожаления то обстоятельство, что многие из этих людей могут занимать положение с значительным влиянием — родители, учителя, руководители и друзья. Когда это происходит со взрослыми, мы обычно находимся выше замечаний. Дети более уязвимы, и именно на уязвимой стадии развития, когда творчество находится на высокой точке, такой большой творческий потенциал убивается обычно необдуманными замечаниями и подавлением.

Волнующее событие последних лет — работа, проделанная по творчеству правого/левого полушария. Многих из нас так долго программировали на мышление левого полушария — логическое и аналитическое, и приобретение знания. В результате наше правое — творческое — полушарие было отослано в четвертый дивизион. Полезно, что многие гении свидетельствуют: они в своих великих работах использовали оба полушария. Если им это было нужно, то мы должны!

Мышление правого полушария и творчество идут рука об руку, и методы применимы к обоим. Китайцам это было известно века тому назад, и то, что они говорят об уравновешивании сил Инь-Ян, очень уместно в нашей дискуссии о творческой мысли. Для нашего западного ума концепция Инь и Ян может звучать странно, но она все же уводит нас от того, что мы знаем, к тому, что могло бы быть. Если мы станем размышлять о символизме восьми полярностей “И Шин” наше воображение, конечно, будет расширено.

Седьмое путешествие

Исследование символизма

Алхимия

Первый значимый краеугольный камень этого путешествия — алхимия. Алхимия — древнее искусство, она датируется первыми веками нашей эры, но в особенности ей занимались в средние века. Алхимики главным образом увлекались поисками вещества, которое превращало бы обычные металлы в золото или серебро, а также поиском средств обнаружения эликсира жизни, до бесконечности продляющего срок человеческой жизни. Золото рассматривалось как символ просветления и спасения. Хотя цели и методы алхимии были сомнительными и часто призрачными, она во многих отношениях явилась предшественницей современной науки, особенно химии.

Юнг считал, что алхимия, если на нее смотреть с точки зрения скорее символизма, чем науки, может рассматриваться как одна из предшественниц изучения бессознательного, в особенности аналитического интереса к трансформации личности. Четыреста лет назад алхимики ставили перед собой две взаимосвязанные цели:

1. Изменить или трансформировать исходный материал в нечто более ценное, о чем иногда говорили как о “золоте” или универсальном эликсире или философском камне.

2. Трансформировать исходный материал в дух; иными словами, освободить душу.

Различные цели алхимии — также метафоры психологического роста и развития. Алхимический процесс использовал элементы, которые являлись противоположностями, чтобы произведенное полностью отличалось от исходных веществ и было чистым. Мужчина и женщина с их биологическими сходствами и различиями представляли живой пример процесса, в котором создается новая жизнь. Алхимик работает в отношениях с другим человеком, о котором говорят как о его мистической сестре. Таким образом, отношения с другим человеком способствуют внутреннему росту, и то, что обнаруживается внутри одного человека, может служить на благо отношениям. Возможно, нигде это не прослеживается более четко, чем во взаимоотношениях между консультантом и клиентом. Первые четыре этапа, детализированные ниже, относятся к алхимическому процессу древних. В психологической алхимии различаются еще три этапа, и мы начинаем работать с символами, такими, как цвета и металлы.

1. Обжиг: (черный; вина; начало; скрытые силы). Обжиг маскирует первичной материей символ души в ее изначальном состоянии. Символическое значение — “смерть мирского” или затухание всякой заинтересованности в жизни и материальном мире.

2. Разложение: (белый; второстепенная работа; первое превращение; ртуть). Символическое значение — отделение разрушенных остатков.

3. Растворение: (красный; сера; страсть). Символическое значение — очищение материи.

4. Возгонка: (золото). Символическое значение — дождь очищенной материи, олицетворяющей элементы спасения, изолированного в предыдущих стадиях.

5. Конъюнкция: символизирует единство противоположностей, определенное Юнгом как тесный союз мужского начала сознательного с женским началом бессознательного.

6. Сублимация: символизирует страдание в результате мистического отчуждения от мира и посвящения духовному усилию. Символически этот этап изображаются бескрылым существом, рожденным от крылатого существа, а также мифом о Прометее.

7. Философский сплав: связывание двух начал.

Семь металлов в алхимии с их божествами:

1. Золото Аполлон

2. Серебро Артемида (Диана) Луна

3. Ртуть Гермес (Меркурий)

4. Медь Афродита (Венера)

5. Железо Арес (Марс)

6. Олово Зевс (Юпитер)

7. Свинец Сатурн

Личная алхимия проходит через первые шесть этапов, очерченных выше, и коротко можно посоветовать: анализируйте все элементы в себе и разлагайте все низшее, что есть в вас, даже если при этом придется себя укрощать. Затем, пользуясь силой, полученной из процесса, позвольте произойти сплаву двух начал. Это кажется устрашающей задачей, и не такой, которая выполняется легко и быстро. В действительности, это работа всей жизни, включающая в себя воображение высокого уровня.

Воображение, как мы видели раньше, выражает подавленные части индивидуальности. Образы имеют очевидный и скрытый смысл:

— очевидное — это сознательное и конкретное;

— скрытое — это бессознательное и подразумеваемое.

Скрытое содержание принимает форму символов. Понимание содержания означает работу с символами.

Рис. 6. Ножницы

Рис. 7. Телефон

Роль символов

Символы окружают нас, это часть нашей повседневной жизни, так что работа с символами — это не что-то таинственное, хотя она немного похожа на изучение нового языка: чем больше человек упражняется, тем более искусным и умелым он становится. В психоаналитической теории символ может служить:

1. Бессознательным олицетворением чего-либо, не связанного с ним прямо.

2. Олицетворением конфликта внутри психики.

3. Выражением подавленного сексуального материала.

4. Единственным способом, которым можно достичь бессознательного.

Реальное значение обычно не доступно сознательному разуму и становится известным только через сновидения. Символика сновидений важна в процессе сокрытия бессознательных желаний или конфликтов через замещение и сгущение или раскрытия их через интерпретацию.

Использование символов и перенос интереса с одной вещи на другую — важный шаг в развитии детей. Развитие языка и его использования зависит от способности работать с символами. Мы используем символы в повседневной жизни, когда работаем с диаграммами, картами, картинами и словами.

В аналитической (юнговской) психологии символы означают:

• Сновидения, которые выражают себя как образы.

• Захватывающие живописные утверждения.

• Темные метафорические и таинственные изображения внутреннего мира личности.

• Индивидуальные представления универсальных феноменов.

• Архетипическое качество.

Работа с символами — это способ обойти контроль Эго и фильтры интеллекта и войти в контакт с побуждениями, желаниями, мыслями и импульсами, которые были бы неприемлемы для сознания. Символы могут появляться в сновидениях, волшебных сказках, иконах, народных сказках, мифологии, легендах, намеках и пословицах.

Сновидения

Прежде чем продолжить более пристальное рассмотрение мифов и легенд и их места в работе с образами, необходимо изучить связанную с ними тему, тему сновидений. Эти дикие стимулирующие образы, запутанные метафоры и сложные сценарии являются продуктами работы правого полушария мозга. Поговорка австралийских аборигенов гласит: “Тот, у кого нет снов, тот пропал”.

Различные взгляды двух “великих” в этой области — Фрейда и Юнга — кратко приводятся ниже.

Психоаналитическая теория сновидений

Фрейд (1900) говорил о сновидениях как о “королевской дороге бессознательного”. Он считал, что сновидения отражают опыт бодрствования, и разработал высоко систематизированный подход к интерпретации и использованию сновидений в терапии. Он думал, что мышление во время сна примитивно и погружается в вытесненный из сознания материал и что сновидение — это механизм для поддержания сна и исполнения желаний.

В сновидениях желания и стремления переодеты, чтобы удержать нас от пробуждения и противостояния вытесненного материала, которое очень трудно выдержать. Это тем более важно, если искреннее выражение этих желаний находилось бы в конфликте с нашими моральными или социальными ценностями и нормами. Изначальное желание или стремление напрямую соответствует скрытому содержанию сновидения. Значение любого сновидения находится в скрытом содержании. Трансформация “скрытого” содержания в “явное” совершается “работой сновидения”, начатой “цензором сновидения”. Скрытый материал подавляется из-за его сексуальной, агрессивной или по иным причинам пугающей природы. Мы используем различные механизмы символических образов, чтобы иметь дело с вытесненным материалом:

1. Сгущение, в котором мы соединяем определенные элементы внутри сновидения в единый образ.

2. Замещение, в котором мы переносим импульс с одного объекта на другой.

3. Вторичная обработка, в которой мы устанавливаем структуру, чтобы увеличить связность и логику сновидения.

В терапии стремится проследить работу сна до его начала и понять ее с помощью интерпретации. Аналитик интерпретирует, не опираясь на сонник, как это делали древние, но понимая общие принципы трансформации, на которых все мы создаем свой собственный высоко персонализированный язык сновидений.

Аналитическая теория сновидений

Теории Юнга отличаются от теорий Фрейда: для Юнга сновидения являются провидящими будущее, творческими, поучительными и до некоторой степени пророческими. Он считал, что сновидения опираются на коллективное бессознательное, что архетипы — это общие символы, хранящие универсальные, даже мистические ощущения и образы; и что сновидения служат расширению нашего проникновения в собственные ресурсы и содержат намеки на то, как решить наши собственные проблемы.

Хотя между двумя теориями имеются и сходства — обе широко используют символы — принципиальные различия заключаются в толковании этих символов и в центральных конструктах. По Фрейду, сновидения представляют элемент бессознательного процесса вытеснения нежелательного, неподходящего материала из сознательного разума. По Юнгу, сновидение намного шире, чем индивидуальное, и не является жестким толкованием символа. Хотя все сновидения, конечно, имеют личный элемент, юнговская теория включает элемент коллективного бессознательного и имеет намного более широкое значение и толкование.

Понимание сновидений и их значения имеет важную параллель при работе с образами; изучение и фрейдовской, и юнговской теорий плодотворно.

В работе сновидений и образах будет существенным рассмотреть индивидуальное и не подгонять личность под какую-либо предопределенную модель. В то же время, если Юнг прав, сновидения и образы выходят далеко за пределы знания и опыта человека, когда клиент прорывается в коллективное бессознательное. Одно важное сходство между сновидениями и образами состоит в том, что человек работает с чувствами, вызванными содержанием, и именно здесь возникает индивидуальный или личный элемент. У одной клиентки возник образ собак и, она испугалась, хотя обычно собаки ее не пугали. При исследовании она отнесла инцидент к тому, что боялась истории о “Красной шапочке”, и связала это воспоминание с ее боязнью темного леса. Она никогда не могла понять, почему так боится леса.

Исследование процессов сна и когнитивных функций показывает, что:

• Сон может быть без сновидений или со сновидениями.

• Сновидения, по-видимому, происходят во все расширенные периоды сна, и их функция состоит в том, чтобы обрабатывать чувственные сигналы, которые получены в периоды бодрствования.

• Людям с правополушарной ориентацией, чья сила — дивергенция и творчество, часто легко бывает вспомнить свои сновидения.

Наши рекомендации