V-7. Прерывание деятельности
Проблема: Вскакивание из-за стола во время приема пищи
Характерные черты: Саше 4,5 года. Он ловкий в движениях и чрезвычайно активный мальчик. Он понимает других лиц, если они говорят с ним короткими предложениями, но он отвлекается и неспокоен, чтобы понимать речевые объяснения. Прием пищи семьей постоянно прерывается из-за поведения Саши. Он берет еду с тарелок других, вскакивает из-за стола и убегает, чтобы тут же вернуться и опять взять что-нибудь из другой тарелки. Родители и били, и ругали, и пытались привязать его к стулу. Последнее мероприятие вызвало ужасный взрыв бешенства.
Анализ: Во время приема пищи Саша создает постоянное напряжение или тем, что постоянно нужно считаться с его выходками, или тем, что нужно прерывать прием пищи, чтобы позаботиться о нем. Он находится в центре внимания и он, видимо, одинаково воспринимает положительное или отрицательное внимание. Чтобы разбить этот замкнутый круг, необходимо, чтобы Вы уделяли ему внимание только тогда, когда он ведет себя правильно, и чтобы Вы убирали от него пищу, если он не сидит за столом или ест из чужой тарелки.
Учебная цель: Саша должен научиться сидеть за столом во время приема пищи
Мероприятие: Важнейшим моментом, о котором Вы постоянно должны думать, является то, что Вы поощряете примерное поведение вниманием и похвалой, а непримерное поведение не поощряете вниманием любого вида. Посадите Сашу за стол так, чтобы он со своего места мог дотянуться только до своей тарелки. Если он встает, то игнорируйте это полностью. Не зовите его и не смотрите ему вслед. Когда он вернется и сядет, посмотрите на него, улыбнитесь и скажите: "Хорошо, мы сидим и обедаем". Если он попытается взять что-нибудь из тарелки, не садясь, то не говорите с ним. Вместо этого поставьте его тарелку в центр стола и не давайте ему ее, пока он не сядет на свой стул. Когда семья пообедает, примерно через 20 минут уберите все остатки. Не давайте Саше больше ничего есть, разрешается только десерт. Чтобы это мероприятие имело успех, Саша должен ждать до следующего приема пищи, даже если он еще голоден. Ведите записи о том, как часто он уходит из-за стола во время приема пищи.
Дата | Прием пищи | Частота вскакивания из-за стола | Десерт, поданный позже |
20.01 | завтрак | Яблоко |
Таблица вставания из-за стола
V-8. Стереотипы
Проблема: Взятие в рот несъедобных предметов.
Характерные черты: Оксана, довольно пассивная 8-летняя девочка, интеллектуально слегка недоразвита, но имеет хорошую память о повторяющихся действиях, сама научилась читать, способность, которая значительно превосходит все остальные. В понимании речи она значительно отстала по сравнению с умением читать. Когда она смотрит телевизор, это ее любимое занятие, она отрывает клочки бумаги, пленки, кнопки и т.п. и жует их. Выходя на улицу, она берет в рот палочки, цветы, листья. Прием пищи в семье нарушается тем, что она берет из стакана кусочки льда и жует его. Оксана очень волнуется, когда ей мешают заниматься этим. Отучить ее от этой привычки было невозможно. Ее били, ругали, закрывали в комнате, хвалили, когда она не брала ничего в рот, но все безуспешно. Оксана понимает, о чем идет речь, вынимает предметы изо рта, если это от нее требуется, но сразу же забывает, если смотрит телевизор или выходит играть на улицу.
Анализ: Оксана может не брать предметы в рот, если ей об этом напоминают, но без такого напоминания она не замечает, что делает. Эта привычка опасна, так как в рот ребенок может взять ядовитые ягоды или средства борьбы с вредителями в саду. Оксане нужно что-то, что напоминало бы ей правило "Не брать в рот!", Когда матери нет дома. Полезной может стать ее способность читать.
Учебная цель: Оксана должна научиться подавить в себе привычку брать предметы в рот без напоминания матери.
Мероприятие: Начнем с того, что научим Оксану читать "Правила" и тем самым используем их, чтобы взять под контроль ее импульсы. Если она однажды поймет, что может читать правила, а не брать информацию с Ваших слов, то можно использовать этот метод в большом количестве разных ситуаций.
1-й этап: Когда Вы занимаетесь с ней, поставьте бокал с кубиками льда и ложкой в пределах ее досягаемости. Перед стаканом поставьте табличку с надписью "Бери лед ложкой!" Как только она это забудет и положит лед пальцами в рот, ничего не говорите, а быстро уберите стакан и высыпьте лед. Покажите на табличку и велите ей прочитать ее. Объясните ей: "Ты забыла правило. Попробуем позже еще раз". Через 5-10 минут дайте ей новый шанс.
2-й этап: Во время занятия положите в пределах ее досягаемости предметы, которые она любит брать в рот. Поставьте табличку с надписью "В рот не брать!" Скажите ей, что она получит жевательную резинку, если 10 минут будет придерживаться правила. Не напоминайте ей больше словами, если она забудет правило, а уберите жвачку.
3-й этап: Под телевизором прикрепите табличку с надписью "Ничего не брать в рот!" Ничего не говорите. Наблюдайте за ней и каждый раз выключайте телевизор, если она забывает правило и берет что-то в рот. Покажите на табличку и покачайте головой. Не ругайтесь и не пытайтесь успокоить ее словами, когда она заволнуется и будет злиться.
V-9. Стереотипы
Проблема: Стереотипный вопрос "Который час?" задаваемый несмотря на ситуацию без внимания к ответу.
Характерные черты: Олег, толстый, пассивный 10-летний мальчик со средней степенью умственной отсталости. Он чрезвычайно интересуется днями рождения, телефонными номерами, номерами автомобилей и указателями времени, имеет на это отличную память. Вопрос о времени он задает чаще всего. Он спрашивает о времени, даже когда стоит перед часами и сам может все хорошо видеть. Попытки отучить его от этого состояли в том, чтобы отвечать на его вопросы, не слышать их, отворачиваться от него, уходить из комнаты или говорить ему, чтобы он успокоился.
Анализ: Проведенные мероприятия были не эффективны, видимо, потому, что Олег не задавал настоящих вопросов. Он уже знал ответ. Он только выражает постоянную мысль, а ответ взрослых или его отсутствие не имеет для него никакого значения. Просьбой "успокоиться" от него требуют больше самоконтроля, чем он может иметь. Самоконтроль можно привить лучше с помощью конкретных правил, как, например, "закрой рот", четкий знак для напоминания и конкретное поощрение за соблюдением правила.
Учебная цель: Устранить стереотипные вопросы во время совместной работы
Мероприятие: Сначала научите Олега закрывать рот во время определенного занятия. Дайте ему задание, при выполнении которого ему не нужно говорить, и которое не очень трудное, например, сочетать с числом соответствующее количество кубиков. Положите рядом с чашкой шесть монет. Каждый раз, когда он правильно упорядочит число, похвалите его и положите одну монету в чашку. Как только он спросит: "Который час?", скажите: "Закрой рот!", покачайте головой и сожмите губы. Возьмите из чашки монету и сделайте разочарованный вид. Сделайте знак, чтобы он продолжал работу, хвалите и поощряйте его далее, если он выполняет ее правильно. Каждый раз, когда он задает свой традиционный вопрос, забирайте монету. Если он смотрит на часы и делает попытку повторить вопрос, то предостерегающе поднимите палец, покажите на монету и сожмите губы. Когда он закончит задание и все монеты будут в чашке, сами спросите Олега, который час, и пусть он Вам ответит. Затем научите его, что есть случаи, когда этот вопрос уместен, а когда его задавать не следует.
V-10. Дефицит поведения
Проблема: Краткий период внимательности, плохой импульсивный контроль
Характерные черты: Павел - чрезвычайно живой 4-летний ребенок, который еще не разговаривает и его неязыковые способности соответствуют уровню развития двух лет. Он импульсивный, отвлекающийся, не может усидеть за обедом, купанием, в туалете и при одевании. Он в состоянии, если внимательно отнесется, понимать простые требования, сопровождаемые жестами. Такие моменты редки. Попытки взять его под контроль состояли в том, что его ругали или били. Родители заметили, что он не понимает, что сделал неправильно, и становится еще более неспокойным, если его наказывают. Им нравится его веселый нрав, и родители не хотели бы отнять это у него, они также не хотят применять лекарства, чтобы не погасить его активность.
Анализ: Удлинение периода внимательности Павла, то есть периода времени, за который он выполняет одно действие, прежде чем отвлечься, является необходимой предпосылкой для прогресса в сфере языка и жизненно важных навыков, а также для посещения дошкольного учреждения. Наилучшей возможностью, когда он может научиться улучшить свою внимательность и контролировать свою импульсивность, дают краткие и четко структурированные занятия, на которых он точно знает, что должен делать и что будет после этого. Четко осязаемая организация игры "сначала работать, затем играть" показывает ему различия между ситуацией, в которой он может делать, что хочет, и ситуацией, в которой он должен держать под контролем свою активность.
Учебная цель: Удлинить с 2 до 15 секунд период, когда Павел сидит и концентрирует внимание над выполнением задания
Мероприятия: Оборудуйте рабочее место так, чтобы Павел мог точно видеть, где он должен работать и где может играть. Начните с простого занятия, которым Павел хорошо владеет (например, складывание картинки из 4-х частей). Положите составленную картинку на стол и возьмите одну часть, чтобы Павел опять ее вставил. Позовите его к столу, помогите сесть и попросите его вставить часть картинки. Похвалите его и дайте изюм. Затем отпустите его поиграть. Через 20 секунд позовите его и велите повторить задание. Похвалите и поощрите его опять, наконец, отпустите играть. Когда Павел привыкнет к этому процессу (примерно через 60 повторений), удлините задание, заставляя его вставить две части картинки. Учите его вставлять все части картинки, каждый раз хвалите и поощряйте его, а потом отпускайте гулять. Таким образом Вы можете продлить время, когда он работает, прежде чем Павел опять встанет. Не удлиняйте задание, пока он не будет справляться с короткими заданиями без помощи.
V-11. Дефицит поведения
Проблема: Недостаток инициативы начать следующее задание, выполнив первое.
Характерные черты: Борис - 14-летний мальчик с явной умственной отсталостью. На занятии он научился работать над данным заданием, но он не способен отложить уже сделанную работу и начать следующую, если учитель ему не даст знак, не укажет на следующее задание или не напомнит, что нужно делать дальше. Борис хорошо понимает течение дня в школе. Другие ученики в классе работают самостоятельно и не нуждаются в напоминании, чтобы приступить к следующему заданию, закончив предыдущее. Без напоминания учителя Борис просто тихо сидит, смотрит на учителя, но не пытается делать что-нибудь или просто обратиться к учителю.
Анализ: Борис чрезвычайно зависим от указаний учителя и его недостаточная инициатива усиливается каждый раз, когда ему напоминают. Способность спонтанно перейти от одного действия к другому является важной предпосылкой для посещения в будущем мастерской. Учителя могут создать "монетную систему", благодаря которой Борис сможет работать дальше, без помощи со стороны.
Учебная цель: Отложить выполненную работу, приняться за следующую, не получая на это особые указания и не находясь под наблюдением учителя.
Мероприятие: Введите для Бориса "монетную систему", по которой он вначале каждый раз получает монету, если он добровольно кладет в сторону выполненную работу и берет новую, не получая распоряжения или знака учителя. Сначала можете подать ему непрямой знак, говоря со всей группой, не глядя при этом на Бориса: "Подумай, все ученики откладывают в сторону готовую работу сами". Поставьте ему на стол копилку и каждый раз, когда он начинает что-то новое без подсказки опускайте одну монетку и хвалите его. Сначала можете давать ему 10-минутный перерыв за каждые три монеты. Когда он начнет чаще работать по своей инициативе, можете увеличить количество монет, которыми он "зарабатывает" свое свободное время.
V-12. Дефицит поведения
Проблема: Недостаточный интерес или удовольствие от физического контакта.
Характерные черты: Виктору 20 месяцев, у него ряд отклонений в поведении аутичного характера. Одним из них является непреходящая реакция на попытки других лиц установить с ним физический контакт в форме ласк, утешений или простого поднимания и опускания. Он не проявляет никакой потребности в физическом контакте, и, когда взрослые хотят подойти к нему с любовью, он не реагирует и быстро убегает. Виктор любит бегать и махать в воздухе ниткой, охотно ест.
Анализ: Сейчас Виктор не воспринимает физический контакт как что-то приятное. Поэтому должна быть создана связь между физическим контактом и чем-то другим, что ему уже приятно.
Учебная цель: Виктор должен научиться подходить к другому лицу и устанавливать с ним физический контакт, чтобы получить что-то приятное.
Мероприятие: Когда Вы играете с Виктором на полу, возьмите что-нибудь в руку, что он особенно любит (например, нитку или изюм) и привлеките к этому его внимание. Когда он подойдет к Вам, лягте на спину и положите себе предмет на грудь так, чтобы Виктор должен был бы взобраться к Вам на грудь и взять предмет. Когда он возьмет предмет, погладьте его. Если Вы сидите с ним на диване, то покажите ему изюм и спрячьте его в карман. Виктор должен забраться к Вам на колени, чтобы найти его в кармане. Вы можете также положить нитку себе на волосы или шею, чтобы он подошел к Вам совсем близко и коснулся Вашего лица, чтобы взять ее. Каждый раз прикасайтесь к нему, поглаживая и пошлепывая его, и пусть он Вас коснется, если хочет. Цель - связать физический контакт с приятным переживанием.
V-13. Дефицит поведения
Проблема: Ребенок хватает предложенный материал, не услышав указания или не подумав о путях решения
Характерные черты: Антон - 6-летний мальчик, умственный уровень развития примерно равен его возрасту, но имеет явное отставание в развитии речи - как в понимании, так и в использовании языка. Будучи ребенком, который охотно рисует все, что может, Антон начинает обычно работать преждевременно, не послушав и не подумав. Даже когда его заставляют держать руки под столом, когда ему дают указания, он не сосредотачивает на сказанном все свое внимание и недостаточно продумывает, прежде чем начать работать. Из-за этого изнурительного поведения успех языковой терапии ставится под сомнение, а также дома возникают трудности, когда он получает указания.
Анализ: Мотивация Антона успешно работать отлична, но он не осознает необходимости внимательно слушать, обрабатывать информацию и планировать путь решения, прежде чем начать его выполнять. Требования подождать, послушать и подумать не улучшили его самоконтроль. Ему нужен опыт, что каждый раз что-то не удается, если он не слушает и не думает. Этот опыт может привести к тому, что он будет лучше управлять своим вниманием.
Учебная цель: Ждать, слушать и думать, прежде чем взять предмет.
Мероприятие: Возьмите 4 бумажных стакана и наклейте на дно каждого картинку, обозначающую действие, которое Вы проходите на уроке языка (например, мальчик, который бежит, собака, которая лает). Поверните стаканчики и поставьте их в ряд. Положите под один монету, чтобы Антон не видел. Скажите ему, где лежит монета, описывая соответствующую картинку ("собака лает"). Когда он поднимет нужный стакан, получит монету. Если поднимает по очереди, то не получает ничего. Скажите, что он может попробовать еще. Продолжайте таким образом, пока он не получит 5 монет. Не требуйте, чтобы он слушал или ожидал. Речь идет о том, чтобы он сам понял необходимость, если хочет найти монету.
Короткие примеры терапии поведения
Предлагаемые мероприятия привели к успеху в работе с ребенком, для которого они были разработаны. Далее мы описываем проблематичное поведение, над которым нужно работать, мероприятия, примененные в работе по совершенствованию, и причины того, почему они привели к успеху.