Физиологические механизмы памяти.
Память – это совокупность процессов запоминания, хранения, и воспроизведения информации.
Биологическое значение памяти заключается в адаптации индивидуального поведения к окружающей среде. Без способности к научению и памяти ни отдельная особь, ни вид в целом не могли бы выжить, поскольку оказались бы невозможными как планирование успешных действий, так и преднамеренное избегание ошибок. Кроме того, было обнаружено, что запоминается лишь малая часть осознаваемых нами явлений. В то же время большинство накопленных сведений со временем забывается. Без таких механизмов отбора и забывания информации мы были бы буквально затоплены ее непрерывным потоком.
В основу классификации памяти были положены представления о длительности и механизме памяти. В связи с этим выделяют кратковременную и долговременную память.
1. Кратковременная память – обеспечивает удержание и воспроизведение оперативной информации. Хранение кратковременной информации длиться 10-15 минут.
В настоящее время существует следующая гипотеза о механизме кратковременной памяти – это гипотеза реверберации (циркуляции) возбуждения по замкнутым нейронным цепям. Считают, что в замкнутых нейронных цепях циркуляция длится минуты, сохраняя информацию виде последовательности импульсов, передающихся от нейрона к нейрону.
2. Основой долговременной памяти являются структурные и биохимические изменения в нейронах (синтез белка). Длительность долговременной памяти от часа и на протяжении всей жизни. Она формируется с помощью механизмов кратковременной памяти, поэтому четкой границы между этими видами памяти нет.
Переход информации из кратковременной в долговременную, называют консолидацией. Он происходит постепенно и требует усилий.
Хорошая консолидация памяти развивается в течение часа, причем информация запоминается лучше, если она привлекла внимание – мозг сам ее повторяет и лучше усваивает.
Биохимические процессы, протекающие в нейронах вызывают динамические изменения генома нейрона, и перестройку кода РНК, следствием чего является синтез адекватных для данной ситуации новых молекул белков – хранителей полученной информации. При этом молекула белка становится чувствительной к специфическому узору импульсного потока, т.е. она узнает афферентный поток импульсов и освобождает активатор, приводящий нейрон в состояние возбуждения.
На первом году жизни долговременная память только начинает формироваться. На 2 году жизни информация сохраняется уже несколько недель. На 3 году запоминание длится в течение нескольких месяцев. На 4 году запоминание длится больше года, а начиная с 5 лет – в течение всей жизни. С 6-7 лет непроизвольное запоминание переходит в произвольное, что имеет большое значение при систематическом обучении.
У младших школьников, чем больше анализаторов участвует в восприятии информации, тем прочнее запоминание. Память в этом возрасте наглядно-образная и запоминание учебного материала преимущественно дословное. По мере обучения в школе развивается абстрактная память, которая становится преобладающей у старших школьников. Развитие памяти во многом зависит от тренировки, а ее улучшение наблюдается до 20-25 лет.
5. Эмоции (чувства), их значение.
Эмоции – реакции организма на действие внешних или внутренних раздражителей, сопровождаемые ярко выраженными переживаниями. Это одна из форм психической деятельности. К внешним раздражителям относятся неприятные, или наоборот, приятные ситуации, болевые воздействия.
Изучение функциональной деятельности головного мозга животных и человека с помощью метода вживления электродов показало наличие ряда нервных структур, ответственных за появление разнообразных эмоциональных реакций.
Наиболее широко представлены эмоциональные зоны в промежуточном мозге и в некоторых древних отделах больших полушарий – лимбической системе. Раздражение этих зон вызывает реакции страха, агрессии, чувство голода и жажды и др.
Все эмоциональные реакции можно разделить на две группы: отрицательные и положительные эмоции. Возникновение отрицательных эмоций связано с дискомфортом организма, который может быть вызван нарушением постоянства его внутренней среды (гомеостаза) или неблагоприятными воздействиями внешней среды. Н/р, снижение в крови содержания сахара сопровождается чувством голода, а действие опасных для жизни факторов внешней среды – чувством страха.
Восстановление нарушенного внутреннего или внешнего спокойствия организма сопровождается положительными эмоциями, выражающимися в состоянии комфорта или наслаждения, н/р чувство насыщения после обеда или чувство радости после удачно сданного экзамена.
Основные эмоции – это радость, интерес, удивление, горе, отвращение, гнев, презрение, страх, вина, стыд.
Согласно биологической теории П.К.Анохина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство быстрой оценки потребностей и их удовлетворения в соответствии с состоянием внешней ситуации. Если параметры достигнутого эффекта соответствует положительному результату, возникает положительная реакция, если не соответствует – отрицательная.
Эмоции тесным образом связаны с мотивациями и не имеют резкого разграничения между собой. Однако эмоции возникают на базе сильных мотиваций.
Состояние организма во время эмоций сопровождается значительными изменениями функций внутренних органов и систем организма, возможны двигательные реакции. Характер внешних (поведенческих) реакций или изменения интенсивности деятельности внутренних органов зависят от ситуации, вызвавшей эмоцию. Н/р, отрицательная эмоция обычно сопровождается возбуждением ЦНС, выбросом в кровь катехоламинов, ведущих к активации (мобилизации) ряда систем организма – усилению деятельности сердечно-сосудистой системы, дыхания, повышению тонуса мышц, двигательной активности. Деятельность желудочно-кишечного тракта при этом угнетается.
Значение эмоций:
1. Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоция способствует сосредоточению внимания, обостряет мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчает запоминание большего объема информации и на более длительный срок повышает спортивные достижения.
2. Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью мимических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о своем отношении к объектам, явлениям.
3. Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья человека. И.П.Павлов отмечал, что положительная эмоция делает человека здоровым, а отрицательная – разрушает организм.
Важное значение имеют эмоции в процессах обучения и воспитания ребенка. Яркая, эмоционально насыщенная информация воспринимается ребенком прочно и порой на всю жизнь. Тесная связь эмоций с потребностями определяет необходимость учета возрастных особенностей эмоциональной сферы в процессе воспитания. Велика роль воспитания в формировании социально обусловленных, в том числе познавательных потребностей.