Методика ОНУМ (Т.Д. Дубовицкая).
Бланк ответов
Фамилия__________________________
Имя_____________________________
Школа _________класс ______________
№ вопроса | Название изучаемых предметов | ||||
Химия | Биология | * | * | * | |
∑ |
* Названия предметов по усмотрению экспериментатора.
Обработка результатов: Подсчет показателей опросника производится по совпадению с ключом, где «да» означает положительные ответы, а «нет» — отрицательные. За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Интерпретация результатов. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывался следующим образом:
0—10 баллов — внешняя мотивация;
11—20 баллов — внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:
0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;
6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;
15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.
Интерпретация результатов:
Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.
Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата), подчинение требованиям учителя или родителей, получение поощрения, похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым.
Приложение 3
Предоставление результатов исследования
Сводный протокол по результатам исследования профессиональной направленности
( методика Дж. Холланда )
Класс ________ Дата проведения ___________ Экспериментатор ______________________
№ | ФИ | Профессиональные типы личности | |||||
Р | И | С | К | П | Х | ||
Среднее значение |
Сводный протокол по результатам исследования изучения мотивации
Методика ОНУМ (Т.Д. Дубовицкая).
Класс ________ Дата проведения ___________ Экспериментатор ___________________
№ | ФИ | Название изучаемых предметов | |||||||||
Химия | Биология | * | * | * | |||||||
Б | У | Б | У | Б | У | Б | У | Б | У | ||
| |||||||||||
Сред. балл | |||||||||||
Примечание: Б – балл; У – уровень внутренней мотивации. |
Приложение 4
Лист самооценки профессионально-педагогических умений студента
1. ФИО______________________________________________________________________
2. Образовательное учреждение, в котором проходила практика _____________________
3. Оцените степень овладения профессионально-педагогическими умениями. При оценке используйте следующую шкалу: 0 баллов – не овладел умениями, 1 балл – овладел в минимальной степени, 2 балла – в средней степени, 3 балла – овладел умениями в высокой степени.
В соответствующей графе проставьте балл, который определяет степень овладения следующими умениями.
Перечень умений | Уровень умений до практики | Уровень умений к концу практики | ||
Самооценка | Оценка учителя | Самооценка | Оценка учителя | |
Проектировочно-прогностические умения | ||||
1. Умение прогнозировать результаты учебно-воспитательной работы | ||||
2.Умение ставить цели и формулировать задачи воспитательной работы с учащимися | ||||
3.Умение планировать учебно-воспитательную работу | ||||
Организаторские умения | ||||
1.Умение организовать, координировать работу учащихся | ||||
2. Умение организовать работу методического кабинета | ||||
3.Умение вести обсуждение открытых вопросов | ||||
4.Умение организовать коллективные формы работы с родителями | ||||
Диагностические умения | ||||
1. Умение изучать: -личность ребенка -коллектив детей -деятельность детей -условия и оснащенность педагогического процесса -личность педагога и его профессиональную деятельность -документацию | ||||
2. Умение анализировать: –деятельность воспитателя, учителя -продукты детской деятельности -методическую работу -гигиеническое, педагогическое, эстетическое состояние оборудования и помещений -собственную деятельность | ||||
3. Умение разработать текст, диагностическую карту | ||||
4. Умение определять уровень развития: -физического -умственного -нравственного -эстетического | ||||
5. Умение оценивать качество материалов методического кабинета и размещение | ||||
6. Умение делать выводы и предложения по совершенствованию педагогического процесса | ||||
7. Умение документально оформлять результаты педагогического анализа | ||||
Коммуникативные умения | ||||
1. Умение целенаправленно организовать общение с учителями и управлять им | ||||
2. Умение регулировать взаимоотношения, своевременно и разумно перестраивать их с учетом ответной реакции | ||||
3. Умение публично выступать перед педагогическими коллективом, родителями | ||||
4. Умение создавать атмосферу сотрудничества, соучастия, сотворчества, сорадости | ||||
5. Умение разрешать конфликтные ситуации в педагогическом коллективе | ||||
6. Умение управлять своим поведением и настроением | ||||
7. Умение четко и убедительно выражать свои мысли | ||||
8. Умение моделировать общение: -с педагогами -с родителями | ||||
9. Владение демократическим стилем руководства | ||||
Исследовательские умения | ||||
1. Владение исследовательскими методами в профессиональной деятельности: -наблюдение -анкетирование, интервьюирование -эксперимент -обработка и обобщение результатов | ||||
2. Умение изучать, обобщать и внедрять передовой опыт в практику работы педагогов и свою деятельность | ||||
3. Умение составить доклад, сообщение на основе изученной литературы и обобщения опыта работы | ||||
4. Владение педагогической рефлексией | ||||
Коррекционные умения | ||||
1. Умение вести коррекционную работу с педагогами | ||||
2. Умение вести коррекционную работу с родителями | ||||
Прикладные умения | ||||
1. Умение оформить выставки, газеты и др. | ||||
2. Умение эстетически и педагогически грамотно оформить помещения и участок образовательного учреждения | ||||
3. Умение целесообразно расположить и эстетично оформить материалы методического кабинета |
Приложение 5
Анкета по итогам практики
1. Какие трудности возникали в процессы практики?
2. Каковы причины затруднений:
А. Недостаток знаний
Б.Недостаток практических умений
В.Свойства и качества личности
Г.Недостаточная помощь педагогического персонала
Д. Недостаточная помощь руководителя практики
Е.Другое (напишите)
3. Готовы ли вы к работе в качестве педагога?
А.Да
Б.Не вполне
В. Нет
4. Если Вы ответили «Нет», то укажите причины
5. В чем Вы видите положительное влияние практики?
А. В возможности применять знания, полученные в вузе
Б.В получении практических умений
В.В возможности проверить правильность выбора профессии
Г. Другое (напишите)
6. В чем вы видите недостатки практики?
А.В плане практики
Б. В коротком отрезке времени, отведенном для практики
В.В руководстве практикой со стороны преподавателей вуза
Г. В руководстве практикой со стороны педагогов
Д. Другое (напишите)
7. Довольны ли Вы практикой?
А.Вполне
Б.Скорее доволен, чем нет
В.Скорее нет, чем да
Г.Недоволен
8. Ваши предложения по совершенствованию практики.