Мотивационно- потребностная сфера в позднем возрасте.

Своеобразие личности пожилого обусловлено не столько изменениями содержания потребностей, сколько спецификой их иерархии.

Ведущая группа потребностей включает в себя потребность избегать страданий, новых неожиданных ситуаций и контактов, а также потребность в постоянстве (привязанность к определенным людям, предметам).

Вторая группа- потребность в автономии, проявляющаяся в идее собственной независимости, свободы, стремлении идти по жизни своим путем, сопротивляться принуждению. Упрямство и непринятие чужого мнения также являются проявлением потребности в автономии. В эту же группу входят: потребность в защите (желание сохранить свой внутренний мир); потребность в заботе о других; потребность во власти.

Третья группа- «подчиненные потребности»: потребность в любви, эротике, в отталкивании (презрительное, враждебное отношение к другим людям), потребность в творчестве.

Специфика комплекса потребность заключается в том, что он смещены в определенном направлении. Такие потребности как потребность в любви и творчестве, то есть весьма значимые оттеснены и имеют незначительный удельный вес.

В.В. Болтенко выделяет 5 этапов психологического старения.

1. Сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию.

2. Сужение круга интересов за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении преобладает только бытовая часть.

3. Забота о личном здоровье, наиболее значимы врачи и лекарства.

4. Смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения снижен до предела.

5.Происходит обнаружение потребностей чисто витального порядка. Эмоциональность и общение практически отсутствуют.

Центральный момент ситуации развития «шок отставки».

Можно выделить три варианта развития:

1. смена ведущей деятельности

2. сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости

3. фактическое продолжение периода зрелости.

Биологические подходы к старению.

1. старение является универсальным процессом, ему подвержены все члены популяции.

2. старение является прогрессирующим непрерывным процессом

3. старение есть свойство всего живого организма

4. старение сопровождается дегенерирующими, непрерывными процессами

Психологические подходы к старости.

Пиаже. В старости человек способен воспринимать жизненные противоречия как осознанный факт.

З. Фрейд. В его работах прослеживается ощущение страха перед смертью, как неизбежного завершения старости.

К. Юнг. В зрелом возрасте человек, в основном поглощен внутренней работай самопознания. Он придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружающим его миром.

Э. Эриксон. Видит задачу пожилого возраста в том, чтобы достичь целостности развития своего «Я», уверенности в смысле жизни.

К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования:

- неудержимое стремление к риску

- высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнять их

- высокий уровень развития интуитивной сферы личности.

Основным новообразованием старости Э.Эриксон предложил считать мудрость.

Признание себя старым – сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Такие старики беспечны и склонны переоценивать и свои возможности и свое обаяние.

Правильное ощущение собственного возраста- это верная манера поведения и общения.

Основные изменения:

1. в интеллектуальной: появляются трудности в приобретении новых представлений и приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Обучение, новая информация, переезд на новую квартиру.

2. в эмоциональной: неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) склонность к грусти, сожалению и слезливости.

3. в моральной6 отказ от адаптации к новым нормам, ценностям, манерам поведения.

Британский психолог Д. Бромлей выделяет пять видов приспособления к старости:

1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление.

2. Установка зависимости присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонность к зависимости от других, семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.

3. Защитная установка характеризует людей самодостаточных, обладающих «психологической броней», поглощенных профессиональной деятельностью, маскируют свою беспомощность усиленной внешней деятельностью.

4. Установка враждебности присуща «разгневанным старикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшаться ее.

5. Установка враждебности направленная на себя характерна для лиц с отрицательным жизненным балансом, они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы, неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе.

Основная причина кризиса в старости состоит в противоречии психологических и биологических возможностей человека, в уменьшении его психической энергии.

Старость- это такое время жизни, когда вам кажется, что вызнаете ответы на все вопросы, но вас никто не спрашивает. У человека стремящегося всегда быть юным, не происходит необходимой возрастной трансформации ценностей и потребностей,

он не завершает своего психического развития.

Цицерон замечает, что у стариков уживчивых, сдержанных и добрых старость проходит преемлемо, а заносчивый нрав тягостен в любом возрасте.

Долгожители убеждены, что принципиальный залог здоровья- это спокойствие и душевная гармония, а также здоровая нервная система. П. Брегг рекомендует: « Не вступайте в слишком эмоциональные дискуссии. Они растрачивают вашу драгоценную энергию. Избегайте неприятных людей и ситуаций.»

«Не придумывайте себе забот, заботы убивают»- советует Бенджамин Спок.

Большинство долгожителей по темпераменту- люди активные, контактные, с быстрой сменой эмоций, а по типу личности- экстраверты, т.е. их преимущественные интересы сосредоточены на том, что происходит вокруг, а не у них внутри. Хорошее здоровье долгожителей объясняется ведущими чертами их характера: умеренностью, благодушием, оптимизмом, интересом к другим людям и будущему, уравновешенностью.

Программа долголетия, разработанная геронтологом Джустин Гласс, включает очень простые, но жизненно важные аспекты:

- рациональное питание

- движение и тренированность мышц;

- правильное дыхание;

- взаимосвязь психического и физического состояния.

Старческая деменция.

Прогрессивное ухудшение умственного функционирования:

В возрасте 75- 79 лет заболевают деменцией до 6 % пожилых людей;

В возрасте 80- 84 лет- до 11% ;

К 90 глдам – до 40%.

Наиболее крайние типы: сенильная деменция (старческое слабоумие) и болезнь Альцгеймера. Старческое слабоумие- неблагоприятная форма психического старения. Она имеет все признаки возрастно- деструктивных изменений в корковых отделах мозга. Медленное и постепенное оскудение интеллектуальных функций, последовательное сужение уровня мышления, творческих способностей, мельчание и стирание личностных характеристик.

Болезнь Альцгеймера как форма неблагоприятного старения характеризуется ранним началом и особой скоростью развития сенильно- деструктивных изменений. Средняя продолжительность болезни Альцгеймера от начала до смерти 5- 10 лет. Заключительный этап жизни при этой форме старения имеет глубокую степень психического маразма.

Переживание тяжелой утраты.

Психологические и физические реакции, происходящие у людей, которые переживают тяжелые утраты, называются скорбью (печалью). В самом простом определении горе- переживаемый отклик на значимую потерю, которой могут быть как смерть супруга или близкого человека, так чего- то вещественно важного (доходов, физических способностей, членства в значимой референтной группе). Горе приводит к изменению поведения.

Процесс скорби проходит три этапа или фазы:

1. Неверие и шок

2. Постепенное осознание

3. Разрешение проблемы.

Потерю необходимо пережить, приспособиться.

Некоторые авторы выделяют компоненты скорби. Например Рамсей и де Грут в 1977 г. выделили 9 основных компонентов.

1. Шок: обычно это первая реакция; часто называется «оцепенением». Шок длится от нескольких недель до нескольких секунд.

2. Дезорганизация: неспособность выполнять какую- либо простейшую деятельность или наоборот организация полной траурной церемонии, а потом «отключение»

3. Отрицание: защитная реакция от чрезмерного страдания; человек ведет себя как будто умерший жив.

4. Депрессия: опустошенность, сильная душевная и психическая боль, чувство беспомощности.

5. Чувство вины: :вина может быть реальной или придуманной.

6. Тревожность: связана со страхом потери контроля над чувствами, страхом сойти с ума, затрагивает мысли о будущем.

7. Агрессивность: раздражительность по отношению к семье, друзьям, вспышки гнева, направленные Богу или судьбе, докторам, медсестрам.

8. Разрешение проблемы: принятие свершившегося факта смерти, появление мыслей о том, что жизнь продолжается.

9. Возвращение в обыденную реальность: практическая организация своей жизни, в которой уже нет места умершему

Диагностические методики.

1. «Шкала одиночества» Д. Рассел, А. Пепло, М. Фергюсон.

«Шкала депрессий» адаптирована Т.И.

Литература:

1. Абрамова Г. «Возрастная психология»

2. Альперович В. «Социальная геронтология»

3. Греллер М. «Старение и работа»

4. Грошев И. «Гендерные аспекты трансформации позднего периода».

Стадии развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
Раннее младенчество от рождения до года Доверие к людям. Взаимная любовь. Привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей в общении других жизненно важных потребностей. Недоверие к людям как результат плохого обращения матери к ребенку, игнорирования. пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция
Позднее младенчество от 1 года до 3 лет Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Сомнение в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в своих способностях. Слабо развиты речь, сильное желание скрыть свою ущербность от окружающих людей.
Раннее детство около 3- 5 лет Активность. Живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. Пассивность. Вялость отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим людям и детям, подавленность, уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.
Среднее детство от5 до 11 лет Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям. Постановка и решение реальных задач. Нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы, усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. Чувство собственной неполноценности. Слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования. Ощущение временного затишья перед бурей, конформность, рабское поведение, чувство тщетности при решении задач.
Половая зрелость, подростничество и юность от 11 до 20 лет Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы- планов на будущее, самоопределение в вопросах каким и кем быть. Учение. Четкая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения. Путаница ролей. Концентрация душевных сил, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Путаница в мировоззренческих и моральных установках.
Ранняя взрослость от 20 до 45 лет. Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Первые симптомы отклонения в психике
Средняя взрослость от 45 до 60 лет. Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордость за своих детей. Застой, эгоизм и эгоцентризм, непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Исключительная забота о самом себе, всепрощающее себя.
Поздняя зрелость после 60 лет. Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлой жизни, его спокойная взвешенная оценка. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того. Что смерть не страшна. Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново. Ощущение отсутствия в жизни порядка. Боязнь приближающейся смерти.
     

Наши рекомендации