Мотивационно- потребностная сфера в позднем возрасте.
Своеобразие личности пожилого обусловлено не столько изменениями содержания потребностей, сколько спецификой их иерархии.
Ведущая группа потребностей включает в себя потребность избегать страданий, новых неожиданных ситуаций и контактов, а также потребность в постоянстве (привязанность к определенным людям, предметам).
Вторая группа- потребность в автономии, проявляющаяся в идее собственной независимости, свободы, стремлении идти по жизни своим путем, сопротивляться принуждению. Упрямство и непринятие чужого мнения также являются проявлением потребности в автономии. В эту же группу входят: потребность в защите (желание сохранить свой внутренний мир); потребность в заботе о других; потребность во власти.
Третья группа- «подчиненные потребности»: потребность в любви, эротике, в отталкивании (презрительное, враждебное отношение к другим людям), потребность в творчестве.
Специфика комплекса потребность заключается в том, что он смещены в определенном направлении. Такие потребности как потребность в любви и творчестве, то есть весьма значимые оттеснены и имеют незначительный удельный вес.
В.В. Болтенко выделяет 5 этапов психологического старения.
1. Сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию.
2. Сужение круга интересов за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении преобладает только бытовая часть.
3. Забота о личном здоровье, наиболее значимы врачи и лекарства.
4. Смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения снижен до предела.
5.Происходит обнаружение потребностей чисто витального порядка. Эмоциональность и общение практически отсутствуют.
Центральный момент ситуации развития «шок отставки».
Можно выделить три варианта развития:
1. смена ведущей деятельности
2. сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости
3. фактическое продолжение периода зрелости.
Биологические подходы к старению.
1. старение является универсальным процессом, ему подвержены все члены популяции.
2. старение является прогрессирующим непрерывным процессом
3. старение есть свойство всего живого организма
4. старение сопровождается дегенерирующими, непрерывными процессами
Психологические подходы к старости.
Пиаже. В старости человек способен воспринимать жизненные противоречия как осознанный факт.
З. Фрейд. В его работах прослеживается ощущение страха перед смертью, как неизбежного завершения старости.
К. Юнг. В зрелом возрасте человек, в основном поглощен внутренней работай самопознания. Он придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружающим его миром.
Э. Эриксон. Видит задачу пожилого возраста в том, чтобы достичь целостности развития своего «Я», уверенности в смысле жизни.
К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования:
- неудержимое стремление к риску
- высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнять их
- высокий уровень развития интуитивной сферы личности.
Основным новообразованием старости Э.Эриксон предложил считать мудрость.
Признание себя старым – сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Такие старики беспечны и склонны переоценивать и свои возможности и свое обаяние.
Правильное ощущение собственного возраста- это верная манера поведения и общения.
Основные изменения:
1. в интеллектуальной: появляются трудности в приобретении новых представлений и приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Обучение, новая информация, переезд на новую квартиру.
2. в эмоциональной: неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) склонность к грусти, сожалению и слезливости.
3. в моральной6 отказ от адаптации к новым нормам, ценностям, манерам поведения.
Британский психолог Д. Бромлей выделяет пять видов приспособления к старости:
1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление.
2. Установка зависимости присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонность к зависимости от других, семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.
3. Защитная установка характеризует людей самодостаточных, обладающих «психологической броней», поглощенных профессиональной деятельностью, маскируют свою беспомощность усиленной внешней деятельностью.
4. Установка враждебности присуща «разгневанным старикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшаться ее.
5. Установка враждебности направленная на себя характерна для лиц с отрицательным жизненным балансом, они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы, неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе.
Основная причина кризиса в старости состоит в противоречии психологических и биологических возможностей человека, в уменьшении его психической энергии.
Старость- это такое время жизни, когда вам кажется, что вызнаете ответы на все вопросы, но вас никто не спрашивает. У человека стремящегося всегда быть юным, не происходит необходимой возрастной трансформации ценностей и потребностей,
он не завершает своего психического развития.
Цицерон замечает, что у стариков уживчивых, сдержанных и добрых старость проходит преемлемо, а заносчивый нрав тягостен в любом возрасте.
Долгожители убеждены, что принципиальный залог здоровья- это спокойствие и душевная гармония, а также здоровая нервная система. П. Брегг рекомендует: « Не вступайте в слишком эмоциональные дискуссии. Они растрачивают вашу драгоценную энергию. Избегайте неприятных людей и ситуаций.»
«Не придумывайте себе забот, заботы убивают»- советует Бенджамин Спок.
Большинство долгожителей по темпераменту- люди активные, контактные, с быстрой сменой эмоций, а по типу личности- экстраверты, т.е. их преимущественные интересы сосредоточены на том, что происходит вокруг, а не у них внутри. Хорошее здоровье долгожителей объясняется ведущими чертами их характера: умеренностью, благодушием, оптимизмом, интересом к другим людям и будущему, уравновешенностью.
Программа долголетия, разработанная геронтологом Джустин Гласс, включает очень простые, но жизненно важные аспекты:
- рациональное питание
- движение и тренированность мышц;
- правильное дыхание;
- взаимосвязь психического и физического состояния.
Старческая деменция.
Прогрессивное ухудшение умственного функционирования:
В возрасте 75- 79 лет заболевают деменцией до 6 % пожилых людей;
В возрасте 80- 84 лет- до 11% ;
К 90 глдам – до 40%.
Наиболее крайние типы: сенильная деменция (старческое слабоумие) и болезнь Альцгеймера. Старческое слабоумие- неблагоприятная форма психического старения. Она имеет все признаки возрастно- деструктивных изменений в корковых отделах мозга. Медленное и постепенное оскудение интеллектуальных функций, последовательное сужение уровня мышления, творческих способностей, мельчание и стирание личностных характеристик.
Болезнь Альцгеймера как форма неблагоприятного старения характеризуется ранним началом и особой скоростью развития сенильно- деструктивных изменений. Средняя продолжительность болезни Альцгеймера от начала до смерти 5- 10 лет. Заключительный этап жизни при этой форме старения имеет глубокую степень психического маразма.
Переживание тяжелой утраты.
Психологические и физические реакции, происходящие у людей, которые переживают тяжелые утраты, называются скорбью (печалью). В самом простом определении горе- переживаемый отклик на значимую потерю, которой могут быть как смерть супруга или близкого человека, так чего- то вещественно важного (доходов, физических способностей, членства в значимой референтной группе). Горе приводит к изменению поведения.
Процесс скорби проходит три этапа или фазы:
1. Неверие и шок
2. Постепенное осознание
3. Разрешение проблемы.
Потерю необходимо пережить, приспособиться.
Некоторые авторы выделяют компоненты скорби. Например Рамсей и де Грут в 1977 г. выделили 9 основных компонентов.
1. Шок: обычно это первая реакция; часто называется «оцепенением». Шок длится от нескольких недель до нескольких секунд.
2. Дезорганизация: неспособность выполнять какую- либо простейшую деятельность или наоборот организация полной траурной церемонии, а потом «отключение»
3. Отрицание: защитная реакция от чрезмерного страдания; человек ведет себя как будто умерший жив.
4. Депрессия: опустошенность, сильная душевная и психическая боль, чувство беспомощности.
5. Чувство вины: :вина может быть реальной или придуманной.
6. Тревожность: связана со страхом потери контроля над чувствами, страхом сойти с ума, затрагивает мысли о будущем.
7. Агрессивность: раздражительность по отношению к семье, друзьям, вспышки гнева, направленные Богу или судьбе, докторам, медсестрам.
8. Разрешение проблемы: принятие свершившегося факта смерти, появление мыслей о том, что жизнь продолжается.
9. Возвращение в обыденную реальность: практическая организация своей жизни, в которой уже нет места умершему
Диагностические методики.
1. «Шкала одиночества» Д. Рассел, А. Пепло, М. Фергюсон.
«Шкала депрессий» адаптирована Т.И.
Литература:
1. Абрамова Г. «Возрастная психология»
2. Альперович В. «Социальная геронтология»
3. Греллер М. «Старение и работа»
4. Грошев И. «Гендерные аспекты трансформации позднего периода».
Стадии развития | Нормальная линия развития | Аномальная линия развития |
Раннее младенчество от рождения до года | Доверие к людям. Взаимная любовь. Привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей в общении других жизненно важных потребностей. | Недоверие к людям как результат плохого обращения матери к ребенку, игнорирования. пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция |
Позднее младенчество от 1 года до 3 лет | Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. | Сомнение в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в своих способностях. Слабо развиты речь, сильное желание скрыть свою ущербность от окружающих людей. |
Раннее детство около 3- 5 лет | Активность. Живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. | Пассивность. Вялость отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим людям и детям, подавленность, уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения. |
Среднее детство от5 до 11 лет | Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям. Постановка и решение реальных задач. Нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы, усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. | Чувство собственной неполноценности. Слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования. Ощущение временного затишья перед бурей, конформность, рабское поведение, чувство тщетности при решении задач. |
Половая зрелость, подростничество и юность от 11 до 20 лет | Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы- планов на будущее, самоопределение в вопросах каким и кем быть. Учение. Четкая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения. | Путаница ролей. Концентрация душевных сил, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Путаница в мировоззренческих и моральных установках. |
Ранняя взрослость от 20 до 45 лет. | Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. | Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Первые симптомы отклонения в психике |
Средняя взрослость от 45 до 60 лет. | Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордость за своих детей. | Застой, эгоизм и эгоцентризм, непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Исключительная забота о самом себе, всепрощающее себя. |
Поздняя зрелость после 60 лет. | Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлой жизни, его спокойная взвешенная оценка. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того. Что смерть не страшна. | Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново. Ощущение отсутствия в жизни порядка. Боязнь приближающейся смерти. |