ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. (11- 15 лет).
Подростковый возраст это период, который является самым головоломным для родителей, педагогов, обывателей и правоохранительных органов.
Суммируя наблюдения различных психологов, попытаемся пунктирно обрисовать особенности каждого возраста школьного периода. В основном будем опираться на описания Гезелла [253, 254] и И.С. Кона [101]
Древнерусское слово «отрок»обозначало и дитя и подростка и юношу. Отрок –буквально означало « не имеющий права говорить» Подросток маргинален, он находится на границе между двумя мирами- миром детей и миром взрослых. Центральным новообразованием этого возраста является представление о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, но у него нет ощущения полноценной взрослости.
Известный отечественный педагог А.П. Крачковский сравнивал особенности поведения младшего школьника и младшего подростка (у которых разница 1 год) констатировал, что подростки в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям. В целом количество немотивированных отрицательных поступков подростков в 42 раза больше, чем у младших школьников. Американские исследователи Р. и Д. Баярд составили список поступков, которые беспокоят родителей их- 65.
Среди них:
1. Резкое ухудшение поведении (проявляется в негативизме, упрямстве, драчливости);
2. Противоречивость стремлений и их неустойчивый характер (дискомфорт- тревога, страх, ощущение одиночества);
3. Реакция эмансипации (А.Е.Личко) стремление освободиться из- под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых;
4. Реакция группирования со сверстниками;
5. Акцентуация характера.
Кризис проходит 3 фазы:
1. Негативная или предкритическая, ломка старых стереотипов, распал сформированных ранее структур.
2. Кульминационная точка кризиса (как правило в 13 лет).
3. Подкритическая – период формирования новых структур, построене новых отношений.
1 и 2 фазы могут идти двумя путями: 1. Кризис независимости симптомы строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, протест- бунт, ревность к собственности. Главное- не лезть в душу.
2. Кризис зависимости. Суть- чрезмерное послушание , зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Кризис независимости- рывок вперед, кризис зависимости- рывок назад. Как правило присутствуют 2 тенденции, поэтому повышенно- либеральные «разрешающие» отношения наталкиваются на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий запрет (аргументированный) вызывает кратковременную вспышку и ведет к успокоению и эмоциональному благополучию
Благоприятные тенденции:
1. стремление к взрослости;
2. общая активность;
3. важность мнения другого человека, желание осознать себя личностью;
4. стремление к самостоятельности;
5. увеличение широты и разнообразие интересов;
6. возрастание устойчивости и разнообразия интересов.
Неблагоприятные тенденции:
1. незрелость самооценок и оценок другого человека;
2. стремление к взрослости чисто внешнее;
3. стремление к самостоятельности;
4. отсутствие умения применять теоретические знания в практической жизни;
5. неумение сосредоточить усилия в одном направлении.
Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте.
1. Тенденция к «самоподкреплению», когда главным является неосознанное желание сохранить ту или иную эмоцию как позитивную так и негативную. Отсюда негибкость, нечеткость, костность,инертность мртивов и эмоций. «Купаться» в печали, в горе, гнев, чувство вины.
2.жажда ощущений - новых и сильных, что связано с рискованными формами поведения (музыка, наркотики, вандализм).
несдержанность в проявлении чувств, эмоциональное напряжение, психологический стресс (13-14 лет).
3.аффекты носят разрушительный характер. Это не адекватный выход из ситуации. характер. Это неадекватный выход из ситуации оставляет аффективный след травмирующего опыта.
Поисковая активность- профилактика эмоциональной напряженности. (Исследования В.С. Ротенберга и Аршавского В.В.)
АГРЕССИЯ.
А. Основной возбудитель- угроза, она вызывает стресс и стимулирует агрессию.
Б. Действия фрустраторов, непреодолимых барьеров, стоящих на пути достижения цели, это вызывает эмоцию гнева.
По мнению К. Изарда агрессия запускается эмоциями, входящими в комплекс враждебности. Составляющие: гнев, отвращение, презрение, эмоция страха.
Они проявляются в напряжении, импульсивности, самоуверенности.
Причины гнева по К. Изарду: 40% - чувство обиды, 30%- мысли о неприятном, 34 % - свои неверные глупые действия.
Презрение: 60%- в ответ на чувство превосходства над другими, 40%- мысли об осуждении действий других людей.
Эмоции отвращения: 28% - на неправильные собственные действия, 26%- ответ на чувство усталости или разочарования в самом себе, 23% - мысль об осуждении или неприятии других людей.
Негативные переживания возникают:
Ответ на семейные конфликты
Недовольство родителей друзьями детей
Частые наказания детей
Морализирование родителей и старших.
К основным факторам влияющим на эмоциональные нарушения относятся:
природные особенности
социальные факторы: тип семейного воспитания, отношения воспитателя, учителя, влияние других людей.
При анализе поведения подростка следует обращать внимание на следующее:
сон, отношение к еде, случаи проявления страха (наказания, окрики, страхи связанные с поведением взрослых), как проявляется страх, чему радуется и что вызывает огорчения, умеет ли выразить сочувствие своим близким
доброжелателен ли к сверстникам, отстаивает ли свои интересы и каким образом: находит аргументы, упрашивает, хитрит, плачет, как реагирует на неудачи и на успех.
Помимо этого, нельзя не принимать во внимание возрастную цикличность настроения и поведения детей, выявленную американскими психологами:
—в 2; 5; 10 лет характер ребенка спокойный и дружелюбный;
—в 2,5; 5,5; 6; 11 — характер неровный и очень беспокойный;
—в 3; 6,5; 12 — характер спокойный, уравновешенный;
—в 3,5; 7; 13 — характер беспокойный, раздражительный;
—в 4; 8; 14 — характер энергичный, «завоевательный»;
— в 4,5; 9; 15 — характер замкнутый, неврастеничный.
С 1993- 19994 гг. отсев мз школ Санкт- Петербурга увеличился в 20 раз.
Количество преступлений возросло в 1992 г. по сравнению с 19706
-в 8 раз кражи личного имущества
-в 7 раз угон автотранспорта;
-в 6 раз мошенничество;
- в 3, 5 грабежи;
- в 1,3 –убийства,
- на 47% число изнасилований. С 1994 года преступность омолодилась. Более 60% преступлений совршается в составе преступных банд. Не менее 2000 преступников возрасте 11-14 лет, состоящих на учете в психоневрологических диспансерах, свободно ходят по улицам. Пример Москвы: 3 мальчика 10- 12 лет вечером в парке изнасиловали и убили женщину. 5 летнй мальчик хладнокровно застрелил своего отца из его ружья. «С- Пб ведомости» от 24 02. 94.
Данные по Ленинградской области за 5 календарных лет по гонорее у несовершеннолетних.
Средний возраст больных 16, 4.
3,9% - 14 лет и моложе
58,1%- больные девочки употребляли алкоголь (из них 12,8 % до 15 лет)
14,4 занимались сексом до 15 лет
24,8 %- 1 партнер, 40,7%- 2 партнера, 9%- 3 партнера, 8,3% - 4 партнера, 17,2% пять и более, просто «не считала».
Лена К. –Петербург.- пишет в газету.
«учусь в 8 классе, но уже стала школьной знаменитостью. С 12 лет сплю с кем попало без презервативов… Своих родителей и близких я ненавижу за то, что они постоянно учат меня жить, а я не желаю никакой другой «правильной жизни»Вот только иногда хочется кого- нибудь убить
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИИ ВОЗРАСТНЫХ ИНТЕРВАЛОВ (с 10 до 17 лет)
Считается, что десять лет — это возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, еще мало заботится о своей внешности. Десятилетние мальчики — драчуны. Надо обнаружить причины, по которым нарушается послушание взрослым. Почему он дерется? Почему игнорирует замечания взрослых? Обычно это происходит потому, что он (его друзья) и взрослые оценивают его поведение с разных точек зрения.. Ценности возрастной группы и родителей постепенно начинают расходиться. Учитывая это обстоятельство, нежелательно наказывать виновника при посторонних, тем более в присутствии сверстников. Такое поведение взрослых может уже рассматриваться детьми как унижение и привести к замкнутости, отказу от повиновения.
В этом возрасте дети повышенно внушаемы. Каждый человек ведет себя так, как мы к нему относимся. Названная черта закрепляется, когда взрослые твердят: «Ты неряха, ты злой, ты жадный. И чем младше ребенок, тем легче он поддается внушению.
К этому возрасту ребенок уже должен иметь свое место в доме:
комнату, часть комнаты, стол. В тех семьях, где у ребенка 9— 10 лет нет своего пространства, которое он сам контролирует, отношения с родителями более конфликтные. Возможность реального контроля части среды обитания, место, где человек выступает в качестве автономной личности, формирует у него ответственность, способность принимать самостоятельные решения, активность. Когда такой среды нет — развивается нерешительность, зависимость и пассивность.
В одиннадцать лет (с началом полового созревания) меняется поведение. Если десятилетние всегда активны и почти всегда в хорошем настроении, то в 11—12 лет скелет ребенка тяжелеет, движения становятся угловатыми, грубыми, теряется грациозность (особенно у мальчиков).
Растет дух противоречия.
Подросток становится более импульсивным, демонстрируя частую смену настроения, он нередко ссорится со сверстниками. Поскольку именно в этом возрасте наблюдается развитие волевой сферы, постольку авторитарность со стороны родителей и педагогов восприняв мается уже иначе, чем в детстве. В этом возрасте особенно болезненно переносится стиль воспитания, подавляющий активность и инициативу, однако и излишняя свобода — тоже еще непосильный груз..
-Чрезмерная регламентация со стороны взрослых в этом возрасте приводит к тому, что он становится несамостоятельным, у него повышается агрессивность. Вместе с тем и чрезмерная свобода порождает асоциальные, эгоистические тенденции в поведении, бессистемность и беспорядочность.
. Приняв «правила игры», ребенок способен поставить свое поведение в очень жесткие рамки, но они же вызовут бурный протест, если будут навязываться родителями.
Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У мальчиков выше уровень тревожности, чаще невротические симптомы. Они хуже контактируют со сверстниками. У них недостаточное самоуважение, им труднее усвоить мужские роли, поэтому они часто гипертрофируют их, проявляя агрессивность, грубость, драчливость. При этом сильная зависимость от матери может сочетаться с чувством враждебности к ней.
Любопытный анализ того, кто из членов семьи что запрещает детям, проведен в работе Т. А. Репина: запреты, касающиеся безопасности подростка, составляют 42%, направленные на сохранение вещей и порядка в доме — 28%, связанные с охраной покоя взрослых — 22%, а запреты нравственного характера, не затрагивающие непосредственных интересов семьи, — всего 8%. При этом матерей больше всего волнует безопасность ребенка и сохранение вещей и порядка в доме, отцов — охрана собственного покоя, бабушек и дедушек — безопасность ребенка. За нарушением запрета обычно следует наказание.
В двенадцать лет импульсивность, вызванная началом гормональных перестроек, у подростка частично сглаживается и отношение к миру становится более положительным. Растет его автономия в семье и одновременно усиливается влияние на него сверстников.
Он охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о своей внешности и интересоваться представителями противоположного пола.
Интенсивное развитие логической памяти и мышления определяет главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор.
Существенная черта тринадцатилетнего подростка — обращение внутрь себя. Бурное развитие сознания и самосознания обусловливает нарастающий интерес к себе, поэтому подросток склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике. Он начинает интересоваться психологией, скептически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе. Кражи, нечестность, нередко наблюдаемые у мальчиков этого возраста, часто обусловлены потребностью в контакте со сверстниками. Здесь деньги и вещи выступают как способ привлечь их внимание. Поэтому родители должны стараться давать подростку карманные деньги. Не ждать, когда попросит.
В четырнадцать лет центр внимания опять переносится в окружающий мир — интраверсия сменяется экстраверсией. В этот период подросток экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе. Одновременно у него растет интерес к другим людям и их внутреннему миру и проявляется склонность сравнивать себя с другими. Особенно быстро развиваются мыслительные операции, поэтому подросток приписывает безграничные возможности своему мышлению, способному, по его мнению, преобразовать окружающую жизнь. Постепенно фаза философской интоксикации проходит и он превращается из абстрактного реформатора в активного члена общества. Итог этого переходного к юношескому возраста состоит в движении от системы внешнего регулирования психики к саморегулированию. Возраст 14—15 лет — это то время, когда начинают всерьез оглядываться вокруг и задумываться над значением жизни. Нередкие случаи нервных срывов в этом возрасте связаны с утратой душевного равновесия из-за отсутствия перспективы.
Необычайно растет внимание к своим внешним данным и мнению окружающих по этому поводу. Иногда возникают даже идея уродства, как акцентирование какой-либо физической особенности, усугубляемые представлением о том, что все это видят и неприятно.
Максимализм самостоятельности — главная особенность пятнадцатилетних. Юноша отвоевывает себе право на собственную позицию, убеждения, привязанности. В этом возрасте сверстнику чаще, чем взрослому, приписывается дружелюбие, веселость, общительность. Самые важные и наиболее ценные для юноши качества других — верность, честность и В этом случае подросток предъявляет к себе иные (заниженные) требования, чем к окружающим.
Для подростка особенно важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Предмет его постоянного внимания — такие качества характера, как целеустремленность, решительность, выдержка. Ему присуща жажда деятельности необычной, влечение к риску, таинственности.
Для этого он нередко провоцирует стрессовые ситуации, конфликты, обостряет дискуссии возражениями, резкими выпадами, излишней прямотой. Все это направлено на попытку разрушить позицию противника, провести «разведку боем», испытать других, себя и установить границы своих возможностей. Здесь очень уместны элементы воинского воспитания — начиная от спортивных секций и кончая летними трудовыми лагерями. Ведущим мотивом поведения в этом возрасте выступает желание утвердиться в коллективе ровесников, завоевать авторитет, уважение и внимание товарищей. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку. Однополые подростковые группы способствуют расторжению или ослаблению отношений с родителями, помогая становлению автономии и самостоятельности подростка. Подросток гордится принадлежностью к группе, даже если «входным билетом» в нее служит наркотик, нередко это — «плата», которую он вносит за принятие его группой. Л. Б. Филонов пришел к заключению, что самое большое число случаев жестокости падает на подростковый возраст 11— 16 лет. Истоки ее — во внутренних конфликтах личности с неадекватно завышенными притязаниями.
Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений. Родители — на отдаленных. Это источник конфликтов между ними. Для предотвращения таких конфликтов не надо непрерывно говорить подростку, что он должен делать, и не следует задавать вопросов, на которые ему так не хочется отвечать. Потому чужие люди, в отличие от родителей, и получают чаще удовольствие от общения с вашими детьми, что, не чувствуя ответственности, не изводят их наставлениями.
Ведущая деятельность: общение со сверстниками в контексте общественно- полезной деятельности.
главные мотивационные линии этого возрастного периода связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, это самопознание, самовыражение, самоутверждение.
Усиливается стремление быть похожим на старших, приобрести качества взрослости.
Подражание внешним атрибутам взрослости.
Процесс самосознания ребенка направлен на сознание своих личных особенностей.
Содержание оценочных нравственных эталонов углубляется, становится более тонким, дифференцированным, индивидуально различным.
Кризисы развития.
Социальная принадлежность или социальная защита.
Задачи развития:
физическое созревание.
Абстрактные мыслительные операции.
Принадлежность группе сверстников.
Начальная половая близость.
В межличностных отношениях, имеющих воспитательное значение важно:
- оказать помощь в понимании того, что происходит;
- своевременная диагностика крайних непродуманных форм кризиса;
- дифференциация нормального отклонения от ненормального
- принимать активное участие в жизни подростка
- всегда находить время, чтобы выслушать и поговорить с подростком
- интересоваться проблемами подростка
- не оказывать на подростка никакого нажима, помогать ему, тем самым самостоятельно принимать решения
- иметь представление о различных этапах в жизни подростка;
- уважать право подростка на собственное мнение;
- уметь сдерживать собственные инстинкты и относиться к подростку как равноправному партнеру, который просто пока обладает меньшим жизненным опытом.
ЮНОСТЬ.