Развитие мышления в дошкольном возрасте.
В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Однако, дело не ограничивается простым нарастанием количества знаний, идет перестройка умственной деятельности, возникают новые формы мышления. Так в творческой ролевой игре возникает и формируется план внутренних действий с представлениями. С другой стороны развитие рисования, лепки, конструирования требует реализации представлений во внешнем продукте.
Развитие мышления включает в себя:
Изменение содержания
Возникновение новых форм интеллектуальной деятельности.
Развитие мышления связано с развитием других психических процессов. «Мыслит ребенок, когда он отвертывается от «чужой тети» и радостно протягивает ручки к своей маме- он осмысленно различает, узнает, устанавливает определенную связь, активно выбирает».
РУБИНШТЕЙН
В первой половине дошкольного детства мышление ребенка включено в достижение практических целей. В зависимости от особенностей задачи, ее сложности, связи с прошлым опытом она может решаться наглядно-образным или наглядно- действенным путем. А.А. Люблинская показала, что при преодолении затруднений, связанных с выполнением практического действия у ребенка впервые возникают вопросы относительно их причин. В поисках причин ребенок затрудняется (почему игрушка перестала работать?) , попытка исправить механизм носит хаотический характер, вопросы взрослых делают поиски более целенаправленными и организованными. Г.И. Минской изучался вопрос о переходе от наглядно –действенного к словесному мышлению. В таблице наглядно представлены результаты.
Эффективность решения задач в наглядно- действенном, наглядно- образном и словесном плане.
решение задач | |||
Возраст | Наглядно-действенное | наглядно-образное | Словестно-логическое |
3-4 года | 17,5 | ||
4-5 лет | 53,8 | ||
5-6 лет | 87, 5 | 56,4 | |
6-7 лет | 96,3 |
Наиболее правильно решались задачи, когда они предлагались в наглядно- действенном плане. Когда аналогичные задачи предлагались детям в наглядно- образном плане, то есть только при наличии рисунка, изображающего их условия, то число детей правильно решающих уменьшилось. Еще меньше правильных решений, когда задача дана в словесном плане. Полученные данные указывают на наличие определенной последовательности в развитии мышления в дошкольном возрасте: от наглядно- действенного к наглядно- образному, а затем к словесно- логическому.
В ряде современных исследований показано, что развитие мышления детей в значительной мере зависит от их практической деятельности. Этапы развития детского мышления определяется последовательным возникновением и развитием все более сложных форм практической деятельности.
Дети рано заучивают слова обозначающие предметы, явления. Признаки, действия, однако, понятия, обозначенные этими словами, они усваивают постепенно. Этот процесс показывает сложность отношения мышления и языка, образа и понятия. Если спросить 2-х летнего «что такое вилка», он укажет на соответствующий предмет. 5 летний выделяет тот признак, который приобрел существенное значение (обычно назначение предмета)
Лишь в старшем дошкольном возрасте дети научаются выделять в предмете те существенные признаки, по которым единичный предмет может быть отнесен к определенной категории или группе (лошадь- это животное) однако, встречая малознакомые предметы ребенок вновь опускается на уровень беспорядочного перечисления (барометр- это такой круглый…)
Результаты психологических исследований показали, что в дошкольном возрасте формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.
Пр. у детей дошкольного возраста можно сформировать понимание зависимости между внешним видом животного и условиями их существования. Однако, это познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном, в наглядной форме, в процессе предметной деятельности с познавательным объектом. (Венгер, Запорожец, Поддъяков)
Уровень обобщений детей зависит:
1.от степени знакомства с многообразием предметов
2.от знания слова, обозначающего эти предметы
3.от формы требований, предъявляемых к ребенку.
Немов стр. 170 3 ступени формирования понятий.
Для образования понятий необходимо разнообразить несущественные,
мелкие признаки в предметах и постоянно сохранять существенные, основные элементы.
Очень сложно воспринимают моральные понятия (честь, трусость, храбрость). Дети привязывают к конкретным поступкам определенных людей в знакомой ситуации.
Ж.Пиаже и А.Валлон, Е. Мишо утверждают неспособность детей к логическому мышлению и опираются на нелепые ответы детей чуждые возрасту.
5-6 лет почему луна не падает с неба? Она приколочена гвоздем.
Что такое мертвый? Лежит и глаза закрыты. Когда спит тоже мертвый? Нет. Мертвый . когда не живой.
Ответы закономерны и соответствуют знаниям, однако конкретность мышления не исключает некоторых примитивных форм рассуждений и умозаключений. встречающихся у 3-4 летних. «На голове, конечно, масла нет».
Выводы:
В процессе развития мыслительной деятельности ребенка происходит переход от оперирования практическими действиями в решении наглядно данной конкретной задачи к умственным внутренним свернутым действиям.
Появляются словесные формы мышления. Они выступают в виде простых суждений ребенка. В 2-3 года- это констатация факта, развитие выражается в том . что изменяется содержание, которым оперирует ребенок.
От наглядно - данного конкретного, а потому единичного факта ребенок переходит к оперированию представлениями, а затем и все более обобщенным понятиям. Развитие сказывается в овладении отдельными операциями и формами, но и в овладении общим методом аналитико- синтетической деятельности.(Освоение метода заключается в образовании специальных умственных умений воспринимать задачу, вести ее анализ и целенаправленно, используя знания, приемы и способы действия, успешно ее решать.
ОТЛИЧИЯ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.
Допонятийное мышление- это начальная стадия, когда формируются свойства, позволяющие в дальнейшем преодолеть ряд временных и пространственных ограничений. На этом этапе мышление имеет другую, чем у взрослых логику и организацию.
Суждения детей единичные, конкретные о данном предмете, поэтому они категоричны и обычно относятся к наглядной действительности.
Большинство детских суждений- суждения по сходству. У них отсутствует цепь суждений- умозаключений. Поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Очень широко используются суждения по аналогии. Самая ранняя форма доказательства- пример.
Эгоцентризм. Ребенок не способен посмотреть на себя со стороны. Это не позволяет детям до 5 лет правильно понимать ситуации требующие некоторого отрешения от его точки зрения и принятия чужой позиции.
У взрослого децентрации служит основой взаимопревращений психического времени- перехода из будущего в прошлое и обратно.
Нечувствительность к противоречию
Синкретизм – тенденция связывать все со всем.
Трансдукция- переход от частного к частному, минуя общее.
Несогласованность объема и содержания.
ПИАЖЕ.
Дети считают, что луна следует за ними. Эксперименты помогли открыть законы развития человеческого мышления: «С начало было дело! Наши умственные действия и операции не даны нам в готовом виде. Они формируются в результате практических действий».
«Феномен» Пиаже. У детей нет понятия сохранения вещества и количества.
а. Выбрать из корзины столько яиц, сколько подставок, против рюмки клали яйцо. Дети свободно устанавливали равенство. Однако, если поставить рюмочки компактно или сложить яйца, дети заявляют о неравенстве. Связывают понятие количества с занимаемым местом.
б. 2 сосуда. Ребенок сам переливает из одного сосуда в другой , но говорит , что в узком сосуде больше.
Мышление, как известно, имеет три основные формы: наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-дискурсивную.
Развитие форм мышления.