Сравнительный анализ полученных данных
После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментального и контрольного классов.
Было проведено повторное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке по тем же параметрам, что и на первом этапе (активность, самостоятельность, отвлекаемость). Данные наблюдения внесены в таблицу (приложение 5).
В экспериментальном классе у 7 обучающихся наблюдается высокий уровень познавательной активности; у 4 обучающихся наблюдается средний уровень активности познания; и лишь у 1 наблюдается низкий уровень активности, в то время, как обучающихся контрольного класса рассматриваемые показатели оказались на прежнем уровне (у 3 обучающихся наблюдается высокий уровень познавательной активности; у 6 – средний уровень активности познания, у 3 обучающихся наблюдается низкий уровень познавательной активности).
Нами было проведено повторное анкетирование обучающихся.
Анализ анкет показал, что уровень познавательной активности обучающихся экспериментального класса стал выше. Таким образом, процент обучающихся с сильно выраженной познавательной активностью повысился на 22,1%, учащихся с умеренной познавательной активностью стало на 10,2% больше. Обучающиеся со слабой познавательной активностью в классе отсутствуют.
Для более наглядного изображения отразим результат эксперимента на диаграмме (рис.2.2)
Рисунок 2.2 Сравнительные данные диагностики познавательной активности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах исследования
(экспериментальный класс)
Проведенный нами анализ показал, что уровень познавательной активности обучающихся контрольного класса в целом остался на прежнем уровне (с сильно выраженной познавательной активностью – 3 чел. (25%); с умеренной познавательной активностью 7 чел. (58%); со слабым уровнем познавательной активности – 2 чел. (16%)). Таким образом, обучающихся с умеренной познавательной активностью стало на 8% больше (рис.2.3)
Рисунок 2.3 Сравнительные данные диагностики познавательной активности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах исследования
(контрольный класс)
Сравним данные анкетирования двух классов, полученные на контрольном этапе исследования (рис.2.4)
Рисунок 2.4 Сравнительные данные диагностики познавательной активности младших школьников на контрольном этапе исследования
Сравнивая результаты контрольного этапа эксперимента с констатирующим можно сделать вывод о том, что проведение уроков, на которых присутствует смена видов деятельности, различные интересные и занимательные задания, а также групповые формы работы, проблемное обучение, проведение нестандартных уроков способствовало повышению общего уровня развития познавательной активности у обучающихся экспериментального класса.
Согласно полученным результатам, можно сделать вывод, что уровень сформированности познавательной активности у младших школьников напрямую зависит от умения учителя организовать работу на уроке, найти подход к каждому ученику, а также от видов заданий, которые необходимо выполнить детям в ходе урока.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что применяемые нами методы и приёмы в процессе формирующего эксперимента эффективны для развития и формирования познавательной активности младших школьников, это дало положительные результаты.
Выводы по второй главе
Проблема познавательной активности — одна из актуальных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя, педагога помочь учащемуся перейти с нулевого на более высокий уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до самого высокого уровня.
Особо хочется подчеркнуть, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтет ничего не делать.
Таким образом, развитию познавательной активности младших школьников способствовала смена видов деятельности, организация групповых форм работы, проблемные методы обучения, проведение нестандартных уроков, а также использование занимательного материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познавательная активность как психолого-педагогическое явление — это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой — результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.
Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя, педагога помочь учащемуся перейти с нулевого на относительно активный или исполнительно активный уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня.
Необходимо подчеркнуть также, что активность связана с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Понятие "познавательная активность" раскрывается через понятие "познавательная деятельность", а "деятельность" - через понятие "активность". Активная деятельность определяется как деятельность усиленная, энергичная, а понятие "познавательная активность" включает в себя и отношение человека к окружающему.
В ходе исследования нами были выделены показатели познавательной активности младших школьников: активность (проявление интереса к предмету со стороны обучающихся, интерес на объект изучения на уроке, стремление задавать вопросы); самостоятельность (самостоятельность выполнения задания, настойчивость в достижении цели).
Также описаны уровни познавательной активности младших школьников: высокий уровень, средний уровень и низкий уровни познавательной активности.
В результате теоретического анализа научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования можно указать на следующие условия, способствующие развитию познавательной активности младших школьников:
-создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
- использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
-концентрировать внимание на главном в учебном материале;
- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебновоспитательного процесса;
-избегать перегрузки учащихся;
- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
Была организована опытно-экспериментальная работа, цель которой выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.
Таким образом, в результате проведенной экспериментальной работы мы пришли к выводу о том, что развитию познавательной активности младших школьников способствовала смена видов деятельности обучающихся на уроке, организация групповых форм работы, проблемные методы обучения, проведение нестандартных уроков, а также использование занимательного материала.