Сравнительный анализ полученных данных

После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментального и контрольного классов.

Было проведено повторное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке по тем же параметрам, что и на первом этапе (активность, самостоятельность, отвлекаемость). Данные наблюдения внесены в таблицу (приложение 5).

В экспериментальном классе у 7 обучающихся наблюдается высокий уровень познавательной активности; у 4 обучающихся наблюдается средний уровень активности познания; и лишь у 1 наблюдается низкий уровень активности, в то время, как обучающихся контрольного класса рассматриваемые показатели оказались на прежнем уровне (у 3 обучающихся наблюдается высокий уровень познавательной активности; у 6 – средний уровень активности познания, у 3 обучающихся наблюдается низкий уровень познавательной активности).

Нами было проведено повторное анкетирование обучающихся.

Анализ анкет показал, что уровень познавательной активности обучающихся экспериментального класса стал выше. Таким образом, процент обучающихся с сильно выраженной познавательной активностью повысился на 22,1%, учащихся с умеренной познавательной активностью стало на 10,2% больше. Обучающиеся со слабой познавательной активностью в классе отсутствуют.

Для более наглядного изображения отразим результат эксперимента на диаграмме (рис.2.2)

Рисунок 2.2 Сравнительные данные диагностики познавательной активности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах исследования

(экспериментальный класс)

Сравнительный анализ полученных данных - student2.ru

Проведенный нами анализ показал, что уровень познавательной активности обучающихся контрольного класса в целом остался на прежнем уровне (с сильно выраженной познавательной активностью – 3 чел. (25%); с умеренной познавательной активностью 7 чел. (58%); со слабым уровнем познавательной активности – 2 чел. (16%)). Таким образом, обучающихся с умеренной познавательной активностью стало на 8% больше (рис.2.3)

Рисунок 2.3 Сравнительные данные диагностики познавательной активности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах исследования

(контрольный класс)

Сравнительный анализ полученных данных - student2.ru

Сравним данные анкетирования двух классов, полученные на контрольном этапе исследования (рис.2.4)

Рисунок 2.4 Сравнительные данные диагностики познавательной активности младших школьников на контрольном этапе исследования

Сравнительный анализ полученных данных - student2.ru

Сравнивая результаты контрольного этапа эксперимента с констатирующим можно сделать вывод о том, что проведение уроков, на которых присутствует смена видов деятельности, различные интересные и занимательные задания, а также групповые формы работы, проблемное обучение, проведение нестандартных уроков способствовало повышению общего уровня развития познавательной активности у обучающихся экспериментального класса.

Согласно полученным результатам, можно сделать вывод, что уровень сформированности познавательной активности у младших школьников напрямую зависит от умения учителя организовать работу на уроке, найти подход к каждому ученику, а также от видов заданий, которые необходимо выполнить детям в ходе урока.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что применяемые нами методы и приёмы в процессе формирующего эксперимента эффективны для развития и формирования познавательной активности младших школьников, это дало положительные результаты.

Выводы по второй главе

Проблема познавательной активности — одна из актуальных проблем педагогики. Психологи и педа­гоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учаще­гося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспи­тателя, педагога помочь учащемуся перейти с нуле­вого на более высокий уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до самого высокого уровня.

Особо хочется подчеркнуть, что все учащиеся нуж­даются во внимании и заботе со сто­роны учителя: и те, которые не про­являют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, каза­лось бы, не нуждается в особой под­держке. Поэтому во многом от уме­ния педагога зависит, сумеет ли вос­питанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтет ничего не делать.

Таким образом, развитию познаватель­ной активности младших школьников способствовала смена видов деятельности, организация групповых форм работы, проблемные методы обучения, проведение нестандартных уроков, а также использование занимательного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познавательная активность как психолого-педагогическое явление — это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самооргани­зации и самореализации учащегося; с другой — результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специаль­но организованной активности ученика в его со­бственную. Таким образом, оба вида познаватель­ной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.

Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учаще­гося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспи­тателя, педагога помочь учащемуся перейти с нуле­вого на относительно активный или исполнительно активный уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня.

Необходимо подчеркнуть также, что активность связана с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Понятие "позна­вательная активность" раскрывается через понятие "познава­тельная деятельность", а "деятельность" - через понятие "актив­ность". Активная деятельность определяется как деятельность усиленная, энергичная, а понятие "познавательная активность" включает в себя и отношение человека к окружающему.

В ходе исследования нами были выделены показатели познавательной активности младших школьников: активность (проявление интереса к предмету со стороны обучающихся, интерес на объект изучения на уроке, стремление задавать вопросы); самостоятельность (самостоятельность выполнения задания, настойчивость в достижении цели).

Также описаны уровни познавательной активности младших школьников: высокий уровень, средний уровень и низкий уровни познавательной активности.

В результате теоретического анализа научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования можно указать на следующие условия, способствующие развитию познавательной активности младших школьников:

-создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

- использовать большой арсенал средств для поддержания ин­тереса к предмету;

-концентрировать внимание на главном в учебном материале;

- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учеб­новоспитательного процесса;

-избегать перегрузки учащихся;

- принимать во внимание наследственность и особенности пси­хофизического развития детей;

- контролировать и корректировать усвоение каждого учебно­го элемента;

- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

Была организована опытно-экспериментальная работа, цель которой выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.

Таким образом, в результате проведенной экспериментальной работы мы пришли к выводу о том, что развитию познаватель­ной активности младших школьников способствовала смена видов деятельности обучающихся на уроке, организация групповых форм работы, проблемные методы обучения, проведение нестандартных уроков, а также использование занимательного материала.

Наши рекомендации