В процессе учебной деятельности
Далее был проведен формирующий эксперимент в 4 «А» классе. Цель проведения эксперимента: формирование познавательной активности младших школьников. Сроки проведения формирующего эксперимента – с ноября 2016 года по февраль 2017 года.
В ходе эксперимента были использованы формы, методы и приемы, такие как индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах, группах, использование занимательного материала, игровых приемов, проблемного обучения.
В ходе формирующего эксперимента в 4 «А» классе с целью повышения уровня познавательной активности нами были проведены уроки занимательного и познавательного характера.
Например, урок русского языка по теме «Правописание безударного гласного в приставке, корне и окончании имен существительных и прилагательных». Цель урока – систематизировать и закрепить знания о правописании безударного гласного в разных частях слова, активизировать познавательную активность обучающихся путем групповой работы.
Фрагмент урока с групповой работой.
- Сегодня мы будем работать по группам:
Первая группа будет работать над безударными гласными в приставке;
Вторая группа – в корне;
Третья группа – в окончании существительных и прилагательных.
- Сейчас вам самим нужно будет сделать выбор, в какой группе работать. И это, наверное, самое трудное. Попробуйте вспомнить, правописание какой части слова у вас чаще всего вызывает затруднения, или вспомните, какие ошибки учитель исправляет у вас чаще всего.
4. Деление на группы.
- Выберите для себя нужную карточку, такую, которая нужна, чтобы потренироваться в правописании гласной в приставке; корне; окончании.
- Определите группу, в которой вы будете работать.
- Займите места в группах.
У некоторых детей деление на группы (Виктория С., Даша П., Анна Г. - нулевой уровень) вызвало затруднение, так как обычно они допускают ошибки в правописании всех частей слова. Им понадобилась помощь учителя. При работе в группе эти учащиеся сначала не проявляли активности, но постепенно включились в работу, проявляя интерес и активность. Этому свидетельствуют записи в конце урока: «Сегодня на уроке я работал лучше, чем раньше (Виктория С.), … мне было интересно, я много успела (Даша П.),…я поняла, что могу работать лучше (Анна Г.).
Вызвало затруднение деление на группы и у Евгений М. (высокий уровень), так как он – отличник, все темы усваивает, пишет без ошибок. Ему была отведена роль консультанта.
5. Работа в группах.
Цель работы на данном этапе – активизировать познавательную активность через групповую форму работы. Ученики 1 группы придумают и запишут 2 слова с безударной гласной в корне, ученики 2 группы – в приставке, ученики 3 группы – в суффиксе и выделите ту часть слова, где она находится.
Возрастными особенностями младших школьников диктуется соблюдение такого требования, как привлечение занимательного материала на уроке. Целесообразно использовать ребусы, дидактические игры, викторины, загадки и другой материал, который может заинтересовать, увлечь учащихся. Занимательный материал – это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой младшие школьники в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в учебные занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, позволяет сделать процесс обучения школьников более интересным, наглядным, доступным и выразительным. С целью развития познавательной активности нами использовались загадки - краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Есть загадки, в которых отгадывающий по двум, а то и по одному признаку должен восстановить целостный образ объекта или явления, например: «В воде купался, но сух остался» (гусь). Эти загадки требуют дополнительной информации (почему перья птицы после купания остаются сухими?). В других загадках перечень признаков может быть расширен или они построены на основе отрицательного сравнения. По веткам скачет, да не птица; рыжая, да не лиса (белка); Летит, а не птица, воет, а не зверь. (ветер)
Дети поочередно сопоставляли разные и в то же время в чем-то сходные признаки, группируют их по-новому и путем исключения ошибочных ответов при накоплении новых признаков находят отгадку.
Прием классификации. По основным признакам предметы – отгадки объединяются в группы: живая и неживая природа, дикие и домашние животные, культурные и дикорастущие растения.
Словно царскую корону, носит он свои рога
Ест лишайник, мох зеленый. Любит снежные луга.
- О каком животном идет речь? К какой группе можно отнести это животное?
Выявление существенных признаков предмета – отгадки.
Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает
Что за месяц? Кто узнает?
- О каком месяце года эта загадка? Выделите наиболее существенные признаки, характерные для первого весеннего месяца.
Такой анализ развивает способность логически мыслить и рассуждать.
Распространенный вид загадок – загадки метафорические, например, огонь в таких загадках сравнивают с красным петухом (Красный петушок по жердочке бежит!). Разгадывание таких загадок развивает как образное, так и логическое мышление [4, с.126].
Специфической формой работы с загадками является решение кроссвордов или ребусов. Для решения кроссвордов можно организовывать различные формы работы: самостоятельная работа, работа в группах, в парах.
Рассмотрим данные формы работы на уроке русского языка по теме «Местоимение». Цель урока – закрепление изученного материала.
Детям была предложена работа в парах. Они должны были найти в словаре слова, в которых содержатся местоимения, подчеркнуть их (агроном, вагон, заяц, космонавт, воробей, месяц, горизонт и др.).
Для решения кроссвордов дети разбились на группы.
Данные формы работы популярны у детей, они активны, все без исключения вовлечены в работу. Особую активность проявляют дети, которые не любят много писать, быстро утомляются (Л.Арина, М. Даша, М. Илья, С. Нияз, Г. Полина).
На уроках мы использовали познавательные задания, вопросы, игры. Особое место среди них занимают дидактические игры – это творческая, целенаправленная деятельность, в процессе которой дети глубже познают явления окружающей действительности. Игры и их элементы делают процесс обучения интересным, способствуют преодолению трудностей в усвоении материала. При подборе дидактических игр учитель идет от интереса учащихся, выходя за рамки учебной программы [4, с.126].
В своей работе мы использовали приемы, которые особо популярны у детей.
«Реставрация». Учащиеся получают текст или рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить пробелы.
Следует отметить, что не менее эффективными приёмами по формированию познавательной активности! младших школьников являются следующие:
«Лови ошибку». Ученики в тексте со специально допущенными ошибками, находят их и объясняют их суть.
«Перевертыш». Тема урока записывается словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предложении. Детям предлагается правильно прочитать тему и рассказать, как они это сделали.
«Творчество на будущее». Ученики выполняют творческие задания по подготовке дидактических материалов: составляют ребусы, загадки и кроссворды по теме урока, придумывают игры на изучение, повторение или закрепление [4, с.126].
Таким образом, использование выше названных приемов способствует:
- повышению активности учащихся, росту их интереса к предмету;
- формированию навыков самостоятельной работы с учебным материалом;
- стремлению устанавливать причинно-следственные связи, существующие в природе и обществе [4, с.127].
Нами были проведены также нестандартные уроки (приложение 3). На уроках все дети принимали активное участие в работе, с интересом включались во все виды заданий. Дети, у которых наблюдается быстрая утомляемость на обычных уроках, здесь проявляли активность и высокую работоспособность.
Проблемное обучение предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих дидактической цели урока методов учения. Приведём фрагмент проблемного урока по математике.
Тема урока: «Письменное деление многозначного числа на двузначное».
Цель: познакомить с алгоритмом письменного деления многозначного числа на двузначное.
На этапе актуализации знаний в работу вовлекались учащиеся с низким уровнем, так как данные задания были отработаны на протяжении нескольких уроков и не вызывали затруднений. Дети чувствовали себя уверенно, не боялись отвечать.
Далее было предложено задание:
вычисли:
560:70 (8)
180:60 (3)
150:50 (3)
153:51 (3)
- Кто смог задание выполнить полностью?
На этом этапе работы дети, которые часто на уроках не успевают выполнить все задания, постоянно отстают, чувствуют себя уверенно, так как видят, что «…даже отличники не выполнили все задания полностью» (М. Илья). Так у детей данной группы вырабатывается уверенность в себе, они уже не боятся признаться, что выполнили не всю работу (приложение 4).
Создание проблемной ситуации
- Все ли значения выражений вам легко было найти?
- Какое выражение вызвало затруднение?
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
- Определите тему урока.
На данном этапе активность проявляли учащиеся с высоким и средним уровнем.
Анализируя наблюдения за детьми в ходе урока, мы пришли к выводу: проведение проблемных уроков способствует повышению познавательной активности, формированию устойчивого интереса к учебной деятельности.