Угольная промышленность Республики Коми

Механизм формирования заработной платы в угольной промышленности Республики Коми в 1990-ые гг.

Не следует допускать в заголовке работы неопределенных формулировок, например, Анализ некоторых вопросов...., а также штампованных формулировок, таких как “К вопросу о...”, “Материалы к ...”.

Если это необходимо, можете конкретизировать заголовок работы.

Например: Региональные особенности формирования заработной платы в сельском хозяйстве (на примере РК).

Можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новый заголовок.

Например: Рынок страхования в Республике Коми: особенности и перспективы развития.

Оформление титульного листа

Титульный лист является первой страницей работы, но номер страницы на нём не проставляется. Какие сведения должны присутствовать на титульном листе:

- министерство (ведомство), к которому относится организация, в которой выполнена письменная работа;

- название организации, в которой выполнена письменная работа;

- название факультета, на котором учится выполнивший письменную работу;

- название кафедры, по которой выполнена письменная работа;

- название вида письменной работы (реферат, курсовая или дипломная работа);

- название работы, заголовок,

- при наличии - сведения о научном руководителе (фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание);

- сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, номер группы);

- сведения о городе и годе, в которых выполнена письменная работа.

Пример титульного листа приведен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Оформление содержания (оглавления)

Содержание приводится второй страницей. В нем отражаются все заголовки разделов, подразделов, пунктов, которые имеются в работе, с указанием страниц, с которой они начинаются.

Заголовки в содержании точно повторяют заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, другой последовательности, чем в тексте, не допускается. Заголовки одинаковой степени рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовок каждой последующей степени смещают на каждые 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

Нумерация разделов делается по индексационной системе, т.е. с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер как своего пункта, так и номер раздела, подраздела, которому он подчинен (1.1.1., 1.2.1. и т.д.).

Пример содержания приведен в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

3.2.4. Подготовка и оформление введения

Третьей страницей письменной работы помещается введение, в котором:

* обосновывается актуальность выбранной темы,

* формулируется объект и предмет исследования,

* приводятся цель и задачи исследования,

* указывается избранный метод (или методы) исследования,

* приводятся данные по источниковой базе исследования (по каким источникам написана работа; на каком конкретном материале она выполнена), структуре работы (сколько разделов в работе, перечень структурных элементов и обоснованность последовательности их расположения),

* сообщается, в чем теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.

Введение очень ответственная часть работы, т.к. оно ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы.

Актуальность - обязательное требование, в частности, к дипломным работам. То, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его научную и социальную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным, начинать ее издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной - двух страниц показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему нетрудно чётко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, сформулировать ее суть.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели исследования, а также постановке задач. При этом употребляются следующие глаголы: изучить, описать, установить, выявить, проанализировать и т.д.

Количество целей для курсовой и дипломной работы не должно быть более двух-трех. Каждая из целей может быть представлена в виде задач, совокупность решения которых обеспечивает их реализацию.

Формулировку задач следует тщательно обдумать так как именно описание их решения должно составить содержание основной части работы. Это важно еще и потому, что заголовки разделов, подразделов рождаются именно из формулировки задач.

Необходимо указать, что будет являться объектом и предметом исследования. Какие методы исследования использовались в работе.

3.2.5. Подготовка и оформление основной части

Основная часть начинается кратким литературным обзором. Первый (как правило, теоретический раздел) должен сообщить состояние разработки выбранной темы, и в итоге привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично). Обзор литературы должен показать основательное знакомство со специальной литературой, умение

- систематизировать источники,

- критические их рассматривать,

- выделять существенное,

- определить главное в современном состоянии изучаемой темы.

Материалы обзора следует систематизировать в определенной логической последовательности и не обязательно только в хронологическом порядке их публикации.

Не следует:

- излагать всего, что Вам стало известно в результате знакомства с литературой и связано только косвенно с исследуемой темой,

- не найдя в доступной литературе необходимых сведений, брать на себя смелость утверждать, что Вам принадлежит первое слово в описании изучаемого явления. Такие ответственные выводы можно делать только после тщательного изучения источников информации и консультаций с научным руководителем.

При работе надосновной частью необходимо:

* использовать специальную терминологию,

* правила цитирования и приведения библиографических ссылок,

* правила оформления таблиц, иллюстративного материала, формул.

Использование специальных терминов должно быть обоснованнымиправильным. Необходимо, чтобы используемые термины соответствовали принятой терминологии на текущий момент, и в данном регионе. Главная задача научного текста в том, чтобы с его содержанием познакомились и поняли ход мыслей автора. Каждому малоизвестному или недостаточно понятному термину в тексте необходимо дать пояснение. Тем более это обязательно для всех вновь вводимых терминов. При работе над научным текстом полезно пользоваться словарями и энциклопедиями:

1. Словарь русского языка / В.Даль или С.И.Ожегов.

2. Словарь иностранных слов.

3. Советский энциклопедический словарь.

4. Философский словарь.

5. Логический словарь-справочник.

6. Словарь синонимов русского языка.

Делать ли заключения по отдельным разделам, подводя их итоги, полностью зависит от логики построения работы. Такие заключения связывают между собой отдельные разделы и облегчают восприятие.

Заголовки разделов, подразделов, пунктов:

* должны точно отражать содержание относящегося к ним текста: ни сокращать, ни расширять объем смысловой информации, которая в них заключена,

* рекомендуется только цифровая система нумерации без употребления слов глава, часть, раздел, параграф,

* не рекомендуется в заголовки включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка,

* не следует включать в заголовок слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера,

* не следует включать в заголовки сокращения, аббревиатуры, математические и другие формулы.

Формулы в тексте

Формулы и уравнения в тексте следует выделять в отдельную строку. Если формула или уравнение длинное, то перенос на другую строку возможен после знака равенства (=), умножения (х), деления (:), или других математических знаков.

Если в тексте несколько формул, их нумеруют арабскими цифрами в круглых скобках на конце строки в крайнем правом положении. Если в тексте единственная формула, то её нумеровать не следует.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа следует начинать с новой строки. Первую строку пояснения начинают словами, «где» без двоеточия.

Например:

M x V = P x Q (1)

где M – количество денег

V – скорость обращения денег,

P - средний уровень цен,

Q – реальный ВНП.

3.2.7. Подготовка и оформление заключения

Заключение коротко повторяет весь тот путь, который прошел исследователь, суммирует новые явления, признаки, взаимосвязи и взаимозависимости, обнаруженные в ходе исследования, содержит объяснение полученных результатов и оценку того, какое значение они могут иметь для теории и практики.

Заключение предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. Важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие встают новые научные задачи, пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения.

Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретических материалов.

Под выводамиследует понимать конкретный перечень положений, вносимых данной работой в теорию и практику определенной конкретной отрасли знаний. Выводы должны

* содержать только основные результаты исследования в соответствии с его целями,

* содержать лишь те данные, которые прямо вытекают из работы,

* включать только то, что определенно установлено и не нуждается в дополнительной проверке,

* быть четкими и определенными,

* быть выдержаны по родовидовому признаку (отмечается..., следует...)

* располагаться в определенной логической последовательности, определяемой либо структурой работы, либо степенью их важности,

* располагаться с новой страницы.

* В каждом из выводов содержится только конечный результат без доказательств и обоснований.

* Количество выводов не должно быть более 8-10.

3.2.8. Подготовка и оформление списка использованной литературы

Список использованной литературы может быть составлен несколькими способами:

Литература приводится в порядке ссылок на нее.

При этом работа, на которую сослались в тексте первой, помещается в список литературы под № 1 и т.д.

2. В алфавитном порядке по первой букве фамилии автора или названия источника. В этом случае иностранная литература приводится после отечественной.

3. Литература приводится по разделам:список литературы к разделу 1, к разделу 2 и т.д.

4. По видам изданий: сначала в списке приводятся основные монографии по теме исследования, затем сборники трудов, статьи, архивные и другие неопубликованные источники и т.д.

5. В хронологическом порядке от самых древних источников до современных.

Выбор вида списка использованной литературы зависит от традиций кафедры, особенностей работы, привычек научного руководителя. Но все эти способы приведения списка литературы являются приемлемыми и допустимыми. Главное, чтобы источники были приведены в нем в соответствии с ГОСТом “Библиографическое описание источников информации”.

Оформление приложений

Те материалы, без которых можно обойтись по ходу изложения, но представляющие интерес в качестве документального подтверждения проделанной работы и отдельных ее положений, приводят в приложении.

В приложении могут быть:

- копии подлинных документов,

- выдержки из отчетных материалов,

- отдельные положения из инструкций, правил, и т.д.

- переписка, ранее неопубликованные тексты,

- таблицы, графики, рисунки, и т.д.

В правом верхнем углу листа прописными буквами печатают ПРИЛОЖЕНИЕ. Если приложений несколько, то их нумеруют (без знака номера №) арабскими цифрами приводится номер приложения. Нумерация страниц при этом сквозная, т.е. продолжается после списка литературы: 51, 52 и т.д.

3.2.10. Оформление таблиц

Таблицы как средство наглядного и компактного представления цифровой информации должны быть правильно оформлены. При их составлении и размещении следует использовать следующие рекомендации:

1. Над таблицей справа помещают слово Таблица с порядковым номером (без знака №). Если в документе одна таблица, ее не нумеруют и слово таблица не пишут.

2. Таблица может иметь заголовок, который выполняют строчными буквами (кроме первой прописной), и помещают над таблицей посередине. Заголовок должен быть четким и кратким. Если же название таблицы состоит из двух и более предложений, точка ставится с целью отделения предложений друг от друга, но не после последнего.

3. Цифровой материал следует излагать таким образом, чтобы при анализе таблицы сущность явления раскрывалась чтением строк слева направо и столбцов сверху вниз.

4. Заголовки граф таблиц начинаются с прописной буквы, подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописной, если они самостоятельные.

Таблица 1

Объем розничного товарооборота по районам Республики Коми по городам и селам

Район Розничный товарооборот, тыс. руб. Продано товаров, тыс. руб.
  В городах в селах продовольст- венных непродовольственных
         

5. Высота строк таблицы должны быть не менее 8 мм.

6. Диагональное деление головки таблицы не допускается.

7. Графу “№ по порядку” в таблице включать не рекомендуется, при необходимости нумерации показателей порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием. Для облегчения ссылок в тексте документа допускается нумерация граф.

8. Таблицу размещают после первого о ней упоминания в тексте так, чтобы ее можно было читать без поворота документа или с поворотом по часовой стрелке. Таблицу с большим количеством строк можно переносить на другой лист, при этом заголовок помещают только над ее первой частью, а на следующих листах повторяется головка, и над последующими частями таблицы помещают слова “Продолжение таблицы 1”.

9. Если цифровые данные в графах выражены в различных единицах физических величин, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одной величине, то ее сокращенное обозначение помещают над таблицей.

10. Повторяющийся в графе текст, состоящий из одного слова, можно заменить кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами “То же”, а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков не допускается.

11. В случае отсутствия цифровых или иных данных в графе ставят прочерк или «Нет данных», если заполнение графы не требуется, ставится знак Х.

12. Однородные величины (в одних единицах измерения) в графах располагают так, чтобы классы чисел во всей графе были точно один под другим: единицы под единицами, десятки под десятками и т.д. Числовые значения величин в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков.

Численность населения Санкт-Петербурга по возрастным группам

(на начало 1992 г.), тыс.чел.

Группы населения Всего В том числе
мужчины женщины
1. Моложе трудоспособного 973,1 496,8 476,3
2. Трудоспособные 2942,2 1473,3 1468,9
3. Старше трудоспособного 1055,7 280,5 775,2
Всего 4971,0 2250,6 2720,4

13. Числовые значения разных величин при заполнении располагают посередине графы.

1. Длина, м
2. Масса, кг

14. При заполнении таблицы текстовыми данными строки должны начинаться с прописной буквы. Если приводятся цифровые данные, то их располагают на уровне последней строки текста наименования показателя. В случае приведения текстовых данных их запись начинают на уровне первой строки наименования показателя.

Ттттттттт Лллллллллл  
Тттттттттттттт Ддддддддддддддддддд Ззззззззззззззз Бббббббббб Жжжжжжжжжж

Оформление иллюстративного материала

К иллюстрациям относятся карты, диаграммы, чертежи, графики, фотоснимки. Иллюстрирование способствует лучшему пониманию содержания работы, придает материалу документальность и убедительность. Иллюстрации позволяют доходчиво показать то, что потребовало бы пространного описания и объяснения. Однако количество всякого рода графиков, схем должно быть минимальным. Нет нужды без особой потребности “украшать” работу.

1. Иллюстрации следует располагать в документе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации в тексте должны быть даны ссылки, к примеру: (См. рис.1).

2. Графики, диаграммы, рисунки, помещаемые в текстовый документ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов.

3. Иллюстрации должны иметь название, которое располагается над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные. Весь иллюстративный материал обозначается единым наименованием “рисунок”, а в тексте сокращенно “рис.”. Если в документе одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово “рис.” под ней не пишут. Если в тексте несколько иллюстраций, их следует нумеровать арабскими цифрами в последовательности, соответствующей упоминанию их в тексте. Нумерация должна быть единой в объеме всего документа.

Заголовок иллюстрации

   
 

Рис.1.

Подрисуночный текст

4. Иллюстрации следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не помещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы с указанием “Рис.2, лист 1”.

5. Располагать иллюстрации следует таким образом, чтобы было удобно рассматривать без поворота документа или с поворотом по часовой стрелке.

6. Если иллюстрация не оригинальна, т.е. как исключение заимствована откуда-нибудь, то в этом случае дается указание на оригинальный источник. Если иллюстрация взята из книги, то делается ссылка на источник с указанием страницы.

Как бы ни хороши были иллюстрации, злоупотреблять ими не следует. Диаграммы, графики, схемы, как правило, делаются на основании оригинальных данных, не вошедших в таблицы. Они должны заменять таблицы, а не дублировать их. Поэтому следует тщательно продумать, какой материал будет показан в виде таблицы, а какой в виде диаграмм или графиков.

Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

3.2.12. Оформление библиографических ссылок, правила цитирования

Ссылки на источники обязательны в научных текстах и рекомендуются при цитировании, заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций, чтобы указать источник, где данный вопрос изложен полнее.

Библиографическую ссылку допускается

* полностью ввести в строй предложения (для наиболее значительных источников). Пример: «...эти данные приводятся на С.98 книги И.С.Ладенко “Интеллектуальные системы и логика”, выпущенной в 1993 г. Сибирским отделением издательства “Наука”»,

* частично ввести в строй предложения

Пример: «В книге Л.Н.Качалиной “Научная организация умственного труда” (М.: Экономика, 1993) этому посвящена отдельная глава (С.92-104)».

* дать ссылку вне строя предложения

(в конце фразы в скобках по правилам библиографического описания).

Подстрочные ссылки (сноски) наиболее целесообразны, когда необходимо облегчить читателю ознакомление с кругом использованных произведений. Они включают только основные элементы библиографического описания; приводятся под чертой на той же стороне листа, где есть на них ссылка; знак сноски в тексте ставится там, где она требуется по смыслу изложения.

Затекстовые ссылки считаются наиболее экономичными. Их применяют при большом количестве использованных работ. Если список пронумерован, то в тексте в квадратных скобках указываются номер источника в списке литературы и страница.

Например: ...И.А.Иванов [24] отмечает...

В работе [1,С.25] отмечается, что.....

В отсутствии нумерации в списке литературы в скобках указываются фамилии авторов, год издания.

Например: ...указание на это можно встретить в ряде работ (К.А.Семенов, 1976, Т.П.Татаринов, 1987 и др.).

Цитирование - дословное приведение выдержек из произведений других авторов. Оно должно быть обоснованным и использоваться только в тех случаях, когда требуется максимально точно выразить их мысль или подтвердить, что они именно так, а не иначе формулировали те или иные положения. Существуют четыре правила цитирования:

1.Полное соответствие текста цитаты тексту источника, из которого она взята. Отклонения допустимы только в орфографии (ее можно изменять в соответствии с современными правилами).

2. Цитировать автора можно только по его произведениям. Лишь в исключительных случаях - по выдержкам из его сочинений, приводимых другими авторами.

3. Цитировать разрешается только изопубликованных источников. Нельзя использовать для цитирования авторефераты, диссертации, научные отчеты без согласия авторов, т.к. эти источники информации - на правах рукописи.

4. Можно использовать цитату любого размера, но при условии, чтобы в приведенном виде она не искажала авторскую мысль.

Требования к языку и стилю научного текста

По стилю научный текст отличается от художественного, публицистического, разговорного. Более того, письменный научный текст отличается от текста публичного выступления по научной теме. Можно ли научиться писать в таком стиле? Разумеется, можно. Есть ряд рекомендаций, следуя которым можно достичь нужного результата. Что отличает этот вид текстов?

Самой общей специфической чертой этого стиля является логичностьизложения. Все части научного текста жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно. Выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется путем связи предложений при помощи существительных в сочетании с указательным местоимением, прилагательными, причастиями (данные, этот, такой, названные, указанные и т.д.).

Другим типичным признаком научного текста является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов:

- использованием слов в их прямом значении,

- широким употреблением терминов и специальной лексики,

- повторение ключевых слов.

Обобщенность и отвлеченность непременно пронизывают каждый научный текст, поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить (время, баланс, и. т.д.). Не только существительные, но и глаголы обычно используются в научном тексте не в своем основном и конкретном значении, а в обобщенно-отвлеченном значении слова: идти, указывать, следовать, привести, составлять и др. (Например: речь идет о проблемах..., отсюда следует вывод..., привести к общему знаменателю... и т.д.)

Для усиления выразительности в научных текстах используются усилительные частицы, местоимения, наречия: лишь, абсолютно, только; прилагательные: колоссальное, труднейшая и т.д.

Объективность - еще один признак научного стиля. Здесь недопустимо личное, субъективное мнение, не принято использовать местоимение “я” и глаголы первого лица единственного числа. Чаще всего используются предложения неопределенно-личные (считают, что...), определенно-личные (рассмотрим проблему...). Допустимо также изложение текста от 1-го лица множественного числа (подразумевая “Мы: я и мой научный руководитель”) или от 3-го лица (автор полагает). Выбранный вариант изложения текста используется на протяжении всей работы.

Существует ряд лексических и синтаксических особенностей научного текста:

- употребление слов в их прямом значении,

- отсутствие образных средств (эпитетов, метафор, поэтических символов, художественных сравнений, гипербол), и эмоциональной окрашенности текста (выражения личных чувств),

- употребление слов, указывающих на:

* последовательность развития мысли (сначала, прежде всего, затем, далее; во-первых, и т.д.),

* противоречие отношений (однако; между тем; в то время, как; тем не менее),

* причинно-следственные связи (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же,...),

* переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к ...обратимся к ...; рассмотрим, остановимся на...; рассмотрев..., перейдем к...; необходимо рассмотреть, необходимо остановиться на ...),

* вывод (итак, таким образом, значит).

* источник сообщения (по Медведеву, по опыту, по сведениям..., по сообщению..., по мнению..., по данным....),

- употребление общепринятых выражений (как показало исследование; на основании полученных данных; и т.д.)

- использование вводных слов (разумеется, возможно, вероятно, надо полагать, конечно, и т.д.),

- Более чем в других стилях используются сложные предложения, особенно сложноподчиненные (как известно, ученые считают, что).

сложные предложения с союзами (благодаря тому, что; ввиду того, что; после того, как; вследствие того, что; в соответствии с .., и т.д.).

- прямой порядок слов в предложениях (сначала подлежащее, затем сказуемое),

- информационная роль слова усиливается к концу предложения: в начале предложения - вспомогательная информация, в конце - главная, причем основная информация располагается после сказуемого.

Сравните:

1. Занятия по «Основам научных исследований» перенесены на понедельник по просьбе студентов 425 группы.

2. По просьбе студентов 425 группы перенесены на понедельник занятия по «Основам научных исследований».

3. Занятия по «Основам научных исследований» перенесены по просьбе студентов 425 группы на понедельник.

Следует избегать:

- речевой избыточности, многословия,

- замены русских слов иностранными

Сравните:

Неправильно Правильно
срок выполнения может быть пролонгирован срок выполнения может быть продлен

- тавтологии (употребление однокоренных слов в одном предложении).

Сравните:

Неправильно Правильно
польза от использования польза от применения
следует учитывать следующие факторы необходимо учитывать следующие факторы
данное явление полностью проявляется данное явление полностью прослеживается

- плеоназмов (излишества): совместное сотрудничество, промышленная индустрия, форсировать строительство ускоренными темпами, в апреле месяце, 200 тысяч рублей денег, прейскурант цен и т.д.

Наши рекомендации