Общая характеристика и сущность процесса мышления

Тема 6. МЫШЛЕНИЕ

Основные признаки мышления

Мышление как процесс характеризуется рядом признаков, которые дают представление о его необычности, сложности и важности в познании окружающего мира. К ним в первую очередь относятся: опосредованный и обобщенный характер, целенаправленность и производительность.
Опосредованность мышления заключается в том, что оно предполагает преемственность знаний, которые передаются от поколения к поколению. Иными словами, мышление конкретного человека опосредовано развитием мышления всего человечества. Мышление опирается и использует накопленный человечеством интеллектуальный опыт. Только в достаточной степени усвоив его, индивид оказывается в состоянии сам привносить что-то в «копилку общественного разума». «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов» - эти вечные слова И.Ньютона точно выражают идею опосредованности мышления.
Мышление человека социально обусловлено. Оно формируется лишь в среде себе подобных, где имеется возможность впитывать социальный опыт других, находиться в постоянном взаимодействии с ними. Это подтверждают известные факты из наблюдений за реальными, а не сказочными детьми – Маугли, которые так и не достигли нормального уровня развития мышления, свойственного их сверстникам, именно из-за продолжительной отстраненности от социального окружения.
Мышление позволяет человеку познать не только то, что непосредственно воспринимается через органы чувств, но и то, что недоступно им. Это осуществляется косвенным образом через специфические мыслительные операция, часто с использованием различных технических средств, т.е. опосредованно.
Обобщенность мышления заключается в исследовании единичного во многих его проявлениях и последующем обобщении полученных данных. Обобщение является одним из средств мыслительной деятельности (или важной мыслительной операцией). В самом общем виде суть обобщения заключается в распространении принципа или концепции на новые объекты (события, области). Объекты могут обобщаться на основании либо одного признака (простейшие обобщения) либо по множеству признаков (сложные обобщения).
Результатом мышления является сжатая, обобщенная «модель» действительности, которая порождается благодаря мысленной переработке человеком многих информационных источников самой различной природы. Знания, которые приобретаются человеком в результате мыслительного процесса, всегда касаются самых общих и существенных характеристик того объекта, на который они направлены. Особенно это видно в словесно-логическом (или понятийном) мышлении. Любое понятие – это всегда обобщение. Например, когда мы произносим слово «самолет», то мы объединяем (обобщаем) в огромный класс множество крылатых летательных аппаратов, различающихся между собой формой, размерами, особенностями конструкции, назначением и т.д. При этом основанием для обобщения является наличие у летательного аппарата крыльев, двигателя, аппаратуры управления полетом, а также возможности многоразового использования по назначению.
Целенаправленность и произвольность мышления заключается в том, что оно всегда связано с решением какой-то задачи. А задача есть не что иное, как цель данная в определенных условиях. Там где нет цели, нет и задачи, а значит нет и процесса решения, т.е. мыслительного процесса.
Мыслительный процесс для своей реализации всегда требует от человека определенных волевых усилий. Именно в этом заключается произвольность мышления.
Для мыслительной деятельности характерна сложная взаимосвязь между осознаваемым (сознательным) и бессознательным. Это хорошо просматривается на соотношении основных и побочных результатов мыслительной деятельности. Путь к основному результату, конечно, направляется и регулируется осознанной целью, анализом промежуточных результатов решаемых задач. Полученные на этом пути побочные результаты лишены речевого оформления и осознанности. Тем не менее они часто используются человеком при решении других новых задач.

Виды мышления

Мышление современного человека – это продукт и результат длительного эволюционного процесса развития его психики.
Все мыслительные операции возникли и выполнялись сначала как практические операции-действия и лишь затем перешли во внутренний план и стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность.
Мышление в ходе эволюционного развития психики прошло несколько стадий, которым соответствуют различающиеся по форме следующие виды мышления: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробывания свойств объектов. Такое мышление иногда называют «ручным» мышлением. Элементарные формы наглядно-действенного мышления наблюдаются и у высших животных, например, у человекообразных обезьян.
У ребенка наглядно-действенное мышление образует первую ступень развития мышления. У взрослого современного человека такое мышление существует наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.
Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. Оно опирается на образы, т.е. зрительные представления и их трансформации. В образе может быть зафиксировано видение предмета с различных (нескольких) точек зрения. Такое мышление позволяет соединить в образе привычные «невероятные» сочетания предметов и их свойств.
У ребенка наглядно-образное мышление – это вторая ступень развития его мышления.
Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств. Такое мышление представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического мышления. В структуре словесно-логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений. Такое мышление часто называют понятийным мышлением.
Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных связей и отношений. Формой существования понятия является слово.
В ходе онтогенетического развития психики (с момента рождения и дальше) мышление человека последовательно проходит этапы наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. У современного взрослого человека одновременно существуют и дополняют друг друга все три названные вида мышления.
Некоторые авторы в качестве критерия выделения названных видов мышления называют не форму, а характер используемых средств.
Используются и другие основания для выделения видов мышления. К ним относятся: сфера приложения результатов, оригинальность результатов, степень отражения действительности и обоснованность результатов.
По сфере приложения результатов и характеру решаемых задач мыслительной деятельности выделяют теоретическое и практическое мышление.
Теоретическое мышление не требует оперативного использования его результатов на практике. Обычно оно направлено на разработку методических аспектов, обобщение каких-либо теоретических положений, обоснование тех или иных феноменов, формулировку закономерностей и т.п.
Практическое мышление, наоборот, нацелено на прямое и оперативное (быстрое) использование его результатов в повседневной практике человека. Примерами такого мышления является мышление врача, ставящего диагноз пациенту, адвоката, обдумывающего план своего выступления на судебном заседании, конструктора, проектирующего деталь машины, программиста, разрабатывающего программу.
Деление мышления на теоретическое и практическое достаточно условно. Эти виды в реальной мыслительной деятельности связаны друг с другом.
По оригинальности результатов выделяют творческое (продуктивное) и нетворческое (репродуктивное) мышление.
Репродуктивное мышление повторяет ранее полученный результат, применительно к новым условиям. Ценность результатов мыслительной деятельности в этом случае заключается в более эффективном, чем обычно, использовании уже известного опыта.
Творческое мышление приводит к появлению новых оригинальных теоретических или практических продуктов (идей, методов, аппаратуры) или неизвестных ранее способов их получения. Примерами такого мышления может служить идея известного хирурга Г.Илизарьева, предложившего «выращивать» кости конечностей человека до нормальной длины методом растяжки с помощью специальных устройств, спроектированных им же самим.
Другим примером может служить техника аутогенной тренировки, предложенная в 1923г. австрийским психиатром И.Шульцем. Он преодолен созданный и поддерживаемый в массовом сознании образ всемогущего гипнотизера, безотказно влияющего на психику обычных людей. Его мышление происходило по схеме: если пациенту помогает внешний гипноз, то почему бы не попробовать таким же способом оказывать помощь самому себе. В настоящее время техника аутогенной тренировки широко применяется для снятия психической напряженности.
По степени обоснованности результатов мыслительной деятельности различают интуитивное, логическое, эвристическое и вероятностное мышление.
Интуитивное мышление базируется на эффекте неосознанных путей получения нового знания. При его осуществлении человек как бы «чувствует» искомое решение, но не может обосновать причинно-следственные связи, приводящие к такому выводу. Природа и механизмы этого мышления ещё до конца не выяснены. Но какой бы ни была истинная разгадка этого мышления, природа его заключена в личном творческом опыте, а также в общей и профессиональной культуре человека.
Конечно, нельзя исключать в этом виде мыслительной деятельности роль случая. Но, по наблюдениям многих ученых, случай помогает только хорошо подготовленному уму. В этом плане представляет интерес феномен «бокового мышления», описанный английским врачом Э.Боно. Свое название феномен получил по аналогии с боковым зрением. Сущность его заключается в тезисе: «Чтобы мыслить творчески, надо думать около».
Интуиция и случай имеют свои причины. Действительно, закон всемирного тяготения мог открыть не каждый, кто видел в саду падающие яблоки, а только И.Ньютон, для которого проблема тяготения стала устойчивой целью мыслительной деятельности.
Логическое мышление порождает результаты благодаря последовательным умственным действиям по строгим правилам логики. Эти правила предполагают анализ проблемы, формулировку целей и задач мыслительной деятельности, определение рабочей гипотезы, выбор методов решения проблемы, строгую схему процесса решения и проверку результатов на адекватность. Такое мышление называют также дискурсивным, т.е. развернутым.
Эвристическое мышление сводится к умственной процедуре, предназначенной для поиска решения проблемы за счет сокращения диапазона возможных вариантов приемлемых ответов. Значительный удельный вес в этом виде мышления имеют не столько какие-то осознанные формальные правила, схемы и понятия, сколько мотивационные и эмоциональные процессы личности, чувство вдохновения и т.п. С эвристическим мышлением связан феномен инсайта – внезапного и невыводимого из прошлого опыта понимания и даже решения какой-то проблемы или задачи. Инсайт объясняется предчувствием внутренней природы чего-либо, навязчивым осознанием правильности чего-то без явной опоры на следы памяти и прошлый опыт («и тут меня вдруг осенило»). Такое решение называют интуитивным.
Вероятностное мышление также опирается на знания и прошлый опыт, но оно всегда связано со степенью ожидания каких-то событий. В основе такого мышления лежит интуитивное ощущение вероятности или частоты возникновения некоторого события. При этом результата мыслительной деятельности находится без каких-либо математических расчетов. Примером такого мышления может быть наше решение брать с собой зонтик или нет, которое мы принимаем перед выходом на работу.
По степени отражения действительности выделяют:
– реалистическое мышление, результаты и процесс которого базируются на реальных факторах, событиях, явлениях повседневной жизни. Такое мышление решает задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями, и учитывает реальные обстоятельства;
– аутистическое мышление, результаты которого игнорируют реальное положение дел и основаны на безотчетных желаниях и стремлениях человека, его фантазиях, мечтах и грезах. Такое мышление описано Н.Гоголем в его поэме «Мертвые души» на примере помещика Манилова.
Многие задачи инженерной психологии, особенно те, которые связаны с управлением техническими системами в психологически сложных ситуациях, требуют выделения особого вида мышления – оперативного мышления. Основными признаками такого мышления являются:
- наличие тесной связи между восприятием и осмыслением быстро изменяющейся информации, а также условий обстановки;
- жестко лимитированные нормы времени на решение;
- большие эмоционально-волевые нагрузки на человека – оператора;
- четкое образное видение объекта управления, создаваемое на основе соотнесения текущей информации о состоянии объекта с той информацией о нем, которая была ранее накоплена человеком-оператором.
Обладает особой спецификой и поэтому может быть выделено в самостоятельный вид мышление в условиях диалога. Специфика мыслительного процесса в диалоговом режиме заключается в необходимости учета характеристик коммуникативного взаимодействия с партнерами, в наличии общего банка решений и диалогической рефлексии.
В заключение представим классификацию видов мышления в виде схемы.


Общая характеристика и сущность процесса мышления - student2.ru

Рисунок 6.1 – Классификация видов мышления

Рассмотренная классификация видов мышления является наиболее употребляемой, однако по ряду ее положений имеются разногласия.
Так, А.В. Брушлинский отрицает существование репродуктивного мышления, утверждая, что в результате мыслительного процесса обязательно должно появиться новое знание. По его мнению, если этого нет, то результат достигается не мышлением, а процессами памяти.
Против разделения мышления на теоретическое и практическое резко возражал С.Рубинштейн, указывая, что любые виды мышления всегда связаны с практикой. По его мнению, у человека существует единое мышление, но внутри этого единства имеются различные виды и уровни умственной деятельности.

Формы логического мышления

Формы мышления характеризуют структурное строение высказываемых мыслей. К основным формам мышления относят понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - это форма мышления, отражающая класс однородных объектов на самом высоком уровне обобщения посредством фиксации их общих признаков. В качестве признаков выступают свойства и отношения между объектами. Другими словами, понятие – это мысль о целом классе объектов (предметов или явлений), выделяющая их главные, взаимосвязанные между собой общие свойства и характеристики. Это внутренне мысленное представление об общих свойствах объектов. Например, произнося понятие «дерево», человек выделяет из огромного растительного мира класс растений, которые имеют ствол солидных размеров и мощную крону, образованную системой ветвей.
Трудно представить жизнь человека, лишенную возможности оперировать понятиями. В таком случае ему, чтобы безошибочно ориентироваться в мире, пришлось бы давать каждому предмету, относящемуся к одному и тому же классу, свое, только ему принадлежащее название (имя). Например, каждую из рядом стоящих в лесу сосен называть своим именем.
Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.
Общие понятия относятся к некоторой группе объектов, объединенных, как правило, одним и тем же названием и обладающих одинаковыми признаками. Так, понятие «темперамент» является общим т.к. относится ко всем людям.
Единичные понятия характеризуют свойства, относящиеся к одному объекту. Указывая, например, на сангвинический тип темперамента данного человека (говоря «сангвиник Миша»), мы отражаем единичное свойство.
Конкретные понятия относятся ко вполне определенному, легко представляемому объекту (например, понятие «кора головного мозга»).
Абстрактные понятия отражают свойства и явления объектов, которые трудно представить и классифицировать (например, понятие «психическое развитие»).
Оперирование понятиями относится к высшему уровню мышления, характерному для словесно-логического вида. Этот вид мышления свойственен человеку, начиная с определенного возраста, он продолжает совершенствоваться практически всю его жизнь. Понятие рассматривается как форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных конкретных предметов, явлений и выделения в них существенных признаков.
Выделяют две стратегии усвоения понятий: стратегия экземпляра и стратегия проверки гипотезы.
Стратегия экземпляра базируется на сравнении одного объекта (экземпляра) с другим, образ и название которого уже хранятся в памяти, и последующим соотношением обоих объектов к одному и тому же классу (понятию). Например, сравнивая впервые увиденного на улице огромного дога с маленьким пуделем, который живет у них дома, ребенок без колебаний относит дога к понятию «собака», хотя внешний вид этих животных существенно различается.
Стратегия проверки гипотезы основана на абстракции: индивид выявляет общие признаки у понятий и выдвигает гипотезу о том, что эти признаки относятся к данному понятию.
Мышление через понятия тесно связано с процессами осознания, понимания и суждения.
Осознание характеризует факт постижения смысла употребляемого понятия. Осознанное понятие – это понятие, усвоенное во всей его полноте. Без осознания нельзя использовать понятие безошибочно.
Понимание чаще трактуют как составляющую психического процесса формирования понятия (процесса постижения чего-либо), реже – как способность постичь смысл чего-то. Понимание характеризуется:
– глубиной, отражающей осознание всего многообразия взаимосвязей между изучаемыми объектами;
– отчетливостью осознания этих взаимосвязей, отражающей их четкое однозначное соотношение;
– полнотой осознаний, отражающей объем осознаваемых взаимосвязей;
- обоснованностью осознания, характеризующей правильность взаимосвязей по некоторой системе критериев.
Различают понимание непосредственное и опосредованное. Непосредственное понимание происходит тогда, когда понятие после немногочисленных мыслительных операций формируется по принципу «здесь и сейчас».
Опосредованное (дискурсивное) понимание формируется в процессе многих мыслительных операций.
Суждение – процесс (или результат) формирования мнения или заключения, основанного на ранее осознанной информации. Суждение проявляется в утверждении, предположении, критике, заявлении и т.п. Это результат способности индивида понимать и в этом качестве суждение включает в себя осознание всевозможных связей между предметами, явлениями и процессами. Например, «общительный человек – добрый человек» - не бесспорное, но частное возможное суждение какого-то индивида, сформированное на основе его личного опыта взаимодействия с другими людьми.
Различают два типа суждений: формальное и эмпирическое.
Формальное суждение характеризует сам факт взаимосвязи между объектами без акцента на их истинность или ложность. Например, Суждение «голубое небо», истинность его определяется предшествующими суждениями, относящимися к разговору о небе.
Эмпирическое суждение характеризует факт взаимосвязей между объектами как результата наблюдения за ними и, следовательно, предоставляющие возможность проверки их истинности. Например, суждение «посмотри, какое небо голубое!».
Умозаключение – высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате оперирования другими понятиями и суждениями. Умозаключения формируются часто на основе суждений, предшествующих заключению, и служат доказательством, добытым логическим путем.
Например, умозаключение «Флегматик – человек спокойного нрава. Иванов – спокойный человек, значит он флегматик». Здесь два суждения («флегматик – человек спокойный» и «Иванов – спокойный человек») приводят к названному умозаключению. На практике чаще всего используются четыре типа умозаключений: индукция, дедукция, аналогия и предположение.
Индукция – это такое умозаключение, когда на основе частных суждений и понятий формируются более общие.
Например, «золото блестит», «серебро блестит», следовательно, «все металлы блестят».
Дедукция – такое умозаключение, когда в результате логических операций из общего знания об объектах формируются более частные сведения, следствия.
Например, «все летчики – люди смелые»; «Петров – летчик, следовательно, он человек смелый».
Аналогия – это умозаключение, базирующееся на схожести наиболее значимых признаков объектов.
Например, «золото – металл и блестит», «серебро блестит, следовательно, оно тоже металл».
Предположение – это такое умозаключение, которое формируется на базе вероятностных понятий и неполной информации об изучаемом объекте».


Общая характеристика и сущность процесса мышления - student2.ru
Рисунок 6.3 – Формы мышления

Развитие мышления

Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. В практическом плане развитие мышления традиционно рассматривается в трех направлениях: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном. Филогенетическое направление предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в ходе истории человечества. Онтогенетическое направление включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости. Экспериментальный подход к решению этой же проблемы ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование.
Мышление как процесс непрерывно формируется и развивается в ходе изменяющегося взаимодействия человека со средой, но никогда не достигает завершенной стадии. Оно может развиваться как в рамках его отдельных видов (теоретического, практического, наглядно-образного, словесно-логического и т.д.) в форме улучшения их отдельных характеристик, так и в рамках взаимодействия этих видов.
Наиболее существенный вклад в исследование процессов развития мышления внесли Ж.Пиаже, Л.Выготский и П.Гальперин.
Один из наиболее известных психологов современности, швейцарский ученый Ж.Пиаже предложил теорию развития мышления в детстве, которая оказала большое влияние на современное понимание его развития. В теоретическом плане он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций.
По мнению Ж.Пиаже, развитие мышления у детей осуществляется в течение следующих четырех стадий:
1) стадия сенсомоторного интеллекта (до 2 лет) с наглядно-действенной формой мышления, позволяющей ребенку лишь осмысливать устойчивые свойства и признаки окружающего мира;
2) стадия дооперационного мышления (от 2 до 7 лет), соединенного с речью и с началом интериоризации внешних действий с предметами (с трансформацией внешних действий во внутренние образы предметов);
3) стадия конкретных операций (7 – 12 лет), характеризующуюся, во-первых, обратимостью операций и во-вторых, интуитивным пониманием двух логических принципов мышления: «если А=В и В=С, то А=С», «А=В=В=А»,
4) стадия формальных операций (12-15 лет), характеризующуюся способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое.
В бывшем СССР наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я.Гальпериным. В основу данной теории было представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями.
Процесс переноса внешнего действия вовнутрь, по П.Я.Гальперину, совершенствуется поэтапно, проходя строго определенные стадии. На каждом эпате происходит преобразование заданного действия по роду параметров. В этой теории утверждается, что полноценное действие, т.е. действие высшего интеллектуального уровня, не может сложиться без опоры на предшествующие способы выполнения, того же самого действия в практической, наглядно-действенной форме.
Процесс формирования умственных действий, по П.Я.Гальперину, представляется следующим образом:
1) формирование ориентировочной основы будущего умственного действия через ознакомление с его структурой и требованиями, предъявляемыми к нему;
2) практическое выполнение заданного действия во внешней форме с реальными предметами или их заменителями;
3) выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи;
4) перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком «про себя»;
5) выполнение умственных действий на основе интеллектуальных умений без постоянного сознательного контроля за его выполнением.
Особое место в исследованиях, посвященных развитию мышления, принадлежит изучению процесса формирования понятий. Он представляет собой высший уровень сформированности мышления. Понятия даны ребенку с рождения. Процесс формирования и развития понятий представляет собой усвоение человеком того содержания, которое заложено в понятии. Развитие понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия.
Формирование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления.
Процесс формирования понятий был глубоко и всесторонне исследован Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым. Они установили ряд стадий, через которые проходит образование понятий у детей. К ним относятся три следующие стадии:
1) стадия синкретического (неупорядоченного, бессистемного) мышления, когда объекты выбираются наугад без поиска каких-либо признаков;
2) стадия системного мышления, когда объекты могут объединяться либо на основе общих признаков, некоторые выбираются случайно, либо на основе правильных, но несущественных данных объектов признаков;
3) стадия мышления понятиями, когда объекты объединяются на основе множество правильно выделенных признаков.

Тема 6. МЫШЛЕНИЕ

Общая характеристика и сущность процесса мышления

Чувственное познание (процессы ощущения и восприятия) не может обеспечить глубокого и всестороннего отражения объектов и явлений окружающего мира. Оно имеет ряд существенных ограничений, к важнейшим из которых можно отнести следующие:
1. ограниченные пределы чувствительности органов чувств человека;
2. невозможность познания процессуальных явлений, т.е. таких, которые не могут быть представлены одномоментно;
3. невозможность познания абстрактных явлений, не имеющих собственно материальной основы (свойств, отношений, закономерностей).
Действительно, многие вещи и явления, которые существуют в реальности и окружают нас, недоступны чувственному восприятию. Человек не может увидеть атомов и молекул, услышать ультра- и инфразвуки, почувствовать электромагнитное поле, обнаружить с помощью органов чувств отношения и закономерности. Но для активного и всестороннего взаимодействия с окружающим миром человеку необходимо отражать его как можно полнее и глубже.
Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого и всестороннего познания. В ней почти не расчленены сложнейшие взаимосвязи различных предметов, событий и явлений, их причин и следствий, а также взаимопереходов друг в друга.
В восприятии вещи и явления, а также их свойства даны сплошь и рядом в случайных единичных связях. В чувственной картине представлено вместе и неразличимо: и случайное, и закономерное, и единичное, и общее, все это выступает перед нашими органами чувств в нерасчлененном виде.
Преодолеть указанные ограничения чувственного познания позволяет особый психический познавательный процесс – мышление.
Мышление – это познавательный процесс, который обеспечивает отражение окружающего мира в таких его свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному познанию.
Если бы не было мышления, то познание никогда не могло бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого.
Мышление тесно и неразрывно связано с процессами чувственного познания: ощущением и восприятием. Эти процессы дают нашему сознанию информацию в виде различных чувственных картинах окружающего мира. Мышление использует эту информацию и подвергает ее дальнейшей рациональной обработке. Оно соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные, абстрактные их свойства.
Задачей мышления является выявление существенных необходимых связей, основанных на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений в той или иной частной ситуации.
Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от случайного к необходимому, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Это означает, что мышление всегда осуществляется в обобщениях, только то, что существенно связано, является общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств. Поэтому, раскрывая существенные связи, мышление всегда обобщает, оно идет от единичного к общему и от общего к единичному.
Следовательно, можно сказать, что мышление – это опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание действительности.
В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и поэтому непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью самого мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не воспринимаются, их нельзя увидеть – о них можно только мыслить. Благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению удалось доказать, что такие элементарные частицы существуют и обладают определенными свойствами. Эти свойства непосредственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе мышления опять-таки косвенным, не прямым т.е. опосредствованным путем.
Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание.
Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят в одно в другое, дополняют и взаимообслуживают друга.
Мышление охватывает сферу умственного оперирования образами, идеями, понятиями, словами, суждениями, воспоминаниями, намерениями и т.п. Оно присутствует везде, где требуются принятие решений, творческие преобразования, теоретические разработки, прогнозирование неопределенных в информационном плане событий и др.
Сложность этого психологического феномена является причиной того, что в современной психологии до сих пор отсутствует единое определение мышления. Поэтому приведем несколько определений мышления.
Выдающийся советский психолог С.Рубинштейн дает следующее определение мышления:
«Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного искания и открытия человеком существенно нового, т.е. процесс опосредованного и общественного отражения действительности входе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за ее пределы».
Другим распространенным определением мышления является следующее: «Мышление – это высший психический познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека нечто недоступное непосредственному ощущению и восприятию».
Рассмотренное с этих позиций мышление по сути своей – это всегда поиск и открытие чего-то нового. Правда, нового не осязательно для всех, но обязательно для субъекта этого процесса.
По мнению С.Рубинштейна, мышление начинается там, где возникает проблемная ситуация. Под проблемной ситуацией понимается противоречие, возникающее между условиями и требованиями задачи, когда появляется новая цепь, а старые средства и способы ее достижения неэффективны.
Мышление формирует новое знание через отражение и преобразование реальной действительности. Оно является формой психического отражения в сознании человека связей и отношений между познаваемыми объектами, процессами и явлениями.
В то же время, мышление – это специфический вид деятельности с элементами исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. В этом плане оно рассматривается как процесс решения актуальных для человека задач.
Мышление включено в единый общий процесс психического отражения человеком окружающего мира, поэтому оно тесно и неразрывно связано с другими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, вниманием, представлением и речью). Процессы восприятия, памяти, представления и воображения дают исходную информацию для мыслительной деятельности. Используя эту информацию, мышление рационально обрабатывает ее таким образом, что в результате получается субъективно новое знание. Внутренняя речь является средством (инструментом) мышления. Все мысли человека оформлены средствами языка – словами.
Вместе с тем мышление имеет свою собственную специфику и отличается от других познавательных процессов. Таким образом восприятия возникают в результате непосредственного воздействия внешних материальных объектов на органы чувств. Мышление же формирует то, что в данный момент не оказывает такого воздействия. От воображения оно отличается своей близостью к реальности. Более того, воображение порождает образ, а мышление – мысль.
Существенное отличие мышления от памяти заключается в том, что задача памяти – сохранить без изменений все то, что туда поступило (включая мысли). Мышление же предназначено для внесения инноваций в мысли для получения нового знания.

Основные признаки мышления

Мышление как процесс характеризуется рядом признаков, которые дают представление о его необычности, сложности и важности в познании окружающего мира. К ним в первую очередь относятся: опосредованный и обобщенный характер, целенаправленность и производительность.
Опосредованность мышления заключается в том, что оно предполагает преемственность знаний, которые передаются от поколения к поколению. Иными словами, мышление конкретного человека опосредовано развитием мышления всего человечества. Мышление опирается и использует накопленный человече

Наши рекомендации