Игра «куда спрятался жучок?»
Оборудование: макет кукольной комнаты (коробка размером 50 см х 50 см) с изображенными по бокам окнами и дверью). В комнате расставлена кукольная мебель (шесть предметов): диван, телевизор, шкаф, круглый стол, кресло и письменный стол; план комнаты - лист бумаги, на котором в соответствующих местах черточками отмечено расположение окон и двери и с помощью кругов, квадратов и прямоугольников изображены предметы кукольной комнаты; красный кружок и такого же размера бумажный жучок, которого можно спрятать под любым предметом кукольной комнаты (рис. 68).
Ход занятия. На столе педагога расположена кукольная комната - здесь живет кукла Маша. К ней в комнату влетел жучок, и нужно Маше помочь отыскать его. Педагог показывает план кукольной комнаты и поясняет каждое обозначение.
Затем предлагает детям установить соответствие обозначений на плане предметам кукольной мебели.
Предварительно педагог прячет жучка в кукольной комнате под определенный предмет, соответственно кладет метку (красный кружок) на изображение этого предмета на плане. Ребенок пробует найти по плану жучка. Если он ошибается и показывает не тот предмет, педагог вызывает следующего ребенка. Игра повторяется 3-4 раза с разным местонахождением жучка в кукольной комнате. Можно также изменить расстановку мебели и, соответственно, план комнаты.
ИГРА «ГДЕ МАША?»
Оборудование: план комнаты, в которой проводится игра, выполненный в определенном масштабе (например 1:10); на плане начерчены стены комнаты, обозначены окна и дверь, показаны (с соблюдением масштаба) находящиеся здесь предметы мебели: маленькая кукла Маша, которую можно спрятать под любым предметом мебели; маленький красный кружок, с помощью которого можно отметить на плане, где спряталась Маша.
Ход занятия. Педагог говорит детям: «Кукла Маша решила поиграть и спряталась где-то в комнате. (Педагог перед началом игры прячет куклу под каким-либо предметов мебели). Но Маша оставила рисунок этой комнаты (показывает детям ее план) и отметила, где она спряталась: на плане это место обозначено красным кружком ». Ребенок решает поставленную задачу, пользуясь планом. На первых порах план следует сориентировать соответственно реальному расположению окон и дверей. Следующий шаг-определение ребенком собственного места в комнате («Я сижу на этом стуле»), а после этого- нахождение отмеченного на плане предмета.
Необходимость в таких действиях постепенно отпадает, и ребенку достаточно будет посмотреть на план, чтобы сразу отыскать нужное место в комнате. Ребенок ищет по плану куклу Машу, а остальные наблюдают. Если ребенок ошибся, то куклу Машу ищет следующий. Игру следует организовать так, чтобы каждый ребенок «смог» найти куклу. При повторном проведении игры кукла Маша прячется под разными предметами. Может быть также изменена расстановка мебели и, соответственно, план комнаты. Количество предметов не должно превышать шести.
ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ!»
Оборудование: мяч.
Ход занятия. Педагог предлагает детям вспомнить, где у них правая рука, и поднять ее. Затем он говорит: «Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова «впереди меня» и «позадименя»? (Уточняетэти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду начинать рассказывать, называть предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова «справа», «слева», «позади», «впереди», отвечать, где этот предмет находится. Педагог продолжает: «Стол стоит (бросает мяч одному из играющих). - Позади. - Полочка с цветами висит... (бросает мяч другому ребенку). - Справа. - Дверь от нас ... - Слева». Если ребенок ошибся, педагог предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет. Он спрашивает: «Какая рука у тебя ближе к окну? - Правая. - Значит, где находится от тебя окно? - Справа».
Примечание. При повторении игру можно провести и так: педагог произносит слова («слева», «справа», «впереди», «позади»), а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении. Для проведения игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок.
ИГРА «ЛОВИ И БРОСАЙ!»
Оборудование: мяч.
Ход занятия. Педагог говорит детям, что сегодня они будут играть в такую игру, которая заставит их быстро ловить и бросать мяч. Он разделяет детей на две группы и ставит их в две шеренги друг напротив друга, на расстоянии 1,5-2 м. Предлагает детям запомнить, кто где стоит. Затем педагог объясняет: «Посмотрите, кто стоит впереди вас, кто - слева, а кто~справа. По моему сигналу (команде) - «вперед», «вверх», «вниз», «влево», «вправо» ребенок, у которого будет мяч, должен бросить его играющему, стоящему в определенном месте. Когда я скажу «вверх» (или «вниз»), надо подбросить мяч вверх (соответственно вниз) и самому его поймать. Если я говорю «вправо» (или «влево», или «вперед»), надо бросать мяч играющему, который стоит справа (или слева, или впереди)». Первым начинает бросать мяч педагог, демонстрируя детям свои действия в соответствии с сигналами - «верх», «вперед» . Затем дети продолжают игру по сигналам педагога, который быстро дает разные команды. Если ребенок ошибается несколько раз, педагог становится за его спиной и помогает ему ориентироваться в пространстве по сигналу, опираясь на схему собственного тела. Б это время сигналы (команды) дает ребенок, назначенный педагогом.
Примечание. При повторном проведении игра может проводиться на участке детского сада.
Раздел 3
Формирование соотношения между словом и образом
Умение правильно представить ситуацию по ее словесному описанию является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Таким образом, это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности.
Именно взаимосвязь между словом и образом составляет основу для развития элементов логического мышления.
Серия 1
Задания на формирование умений находить игрушку или предмет по словесному описанию, закрепление представлений об окружающем
ЗАДАНИЕ «ОТГАДАЙ!»
Оборудование: игрушки: мяч, матрешка, елочка, ежик, зайчик, мышка.
Ход занятия. Педагог показывает детям красивую коробку и говорит: «Давайте рассмотрим, что там лежит». Педагог рассматривает с детьми все игрушки и просит их запомнить. Затем он закрывает игрушки салфеткой и говорит: «Сейчас я
расскажу про какую-то одну игрушку, а вы отгадаете, о какой игрушке я говорю». Педагог рассказывает стихотворение: «Круглый, резиновый, катится, его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет». В случае затруднения он открывает салфетку и повторяет описание игрушки при непосредственном восприятии ее детьми. После того как ребенок выберет игрушку по описанию, его просят рассказать о ней: «Расскажи об этой игрушке. Какая она?»
Занятие продолжается, педагог рассказывает о других игрушках: «Деревянная, одета в платочек и сарафан, у нее есть подружки, они похожи друг на дружку, а всего одна игрушка. Растет в лесу зеленая, колючая, на Новый год, на праздник, к нам в комнату придет. Колючий, на спине много иголок, живет в лесу, любит грибы и яблоки. Летом серый, зимой белый, никого не обижает, а сам всех боится, живет в лесу, любит морковку. Серенькая, маленькая, с ушками и длинным хвостом, живет в норке и боится кошки».
Ребенок отгадывает игрушку, обосновывает свой выбор. В случае затруднения педагог повторяет описание игрушки и задает ребенку вопросы: «Какие слова ты услышал и догадался, что это зайчик? Какой зайчик?» и т.д.
ЗАДАНИЕ «НАЙДИ МЯЧ!»
Оборудование: пять мячей: красный маленький, большой красный с белой полосой, большой синий, маленький зеленый с белой полосой, большой зеленый с белой полосой.
Ход занятия. Детям показывают по одному все мячи и просят их запомнить. Затем педагог закрывает все мячи салфеткой. После этого он дает описание одного из мячей в виде рассказа. Он говорит: «Вова принес мяч в детский сад. Мяч был большой, красный, с белой полосой. Найдите мяч, который принес Вова. Мы с ним поиграем». Педагог открывает салфетку и просит ребенка выбрать мяч, о котором он рассказал. В случае затруднения или ошибочном выборе педагог повторяет описание мяча, при этом мячи остаются открытыми. Если этот прием не помогает ребенку, то надо использовать уточняющие вопросы: «Какой мячик по величине принес Вова? Какого цвета? Что было нарисовано на мяче? Какая по цвету полоска?»
После того как ребенок выберет мяч, его просят рассказать, какой он выбрал мяч, т.е. в речевом высказывании обосновать свой выбор. Затем дети становятся в круг и играют с этим мячом. Игру можно продолжить, предложив детям описание другого мяча. Такими приемами педагог привлекает внимание детей к рассмотрению и анализу внешних признаков игрушек, что, в свою очередь, способствует соединению этих признаков с собственной речью ребенка.
ЗАДАНИЕ «В ЗООПАРКЕ»
Оборудование: трафареты, изображающие животных: зайца, крокодила, жирафа; прямоугольники, изображающие клетки; игрушки: заяц, крокодил, жираф и строительный набор - кирпичики.
Ход занятия. Педагог предлагает детям помочь «поселить» животных в клетки зоопарка, он говорит: «В зоопарке свободны три клетки, они разные по размеру: одна - маленькая, низкая; другая - большая и очень высокая; третья - большая и очень длинная. В зоопарк привезли животных: крокодила, зайца и жирафа. Помогите поселить этих животных в удобные для них клетки. Расскажите, какое животное в какую клетку надо «поселить». В случае затруднения педагог предлагает детям построить клетки из кирпичиков и поселить животных в эти клетки. После практической деятельности детей просят рассказать, каких животных в какие клетки они «поселили» и почему.
ЗАДАНИЕ «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»
Оборудование: две большие картинки: на первой -домашний двор, на котором нарисованы места проживания животных: на второй - лес, где также изображены места проживания диких животных; трафареты с изображением диких и домашних животных; конверты (см. прилож. № 6).
Ход занятия. Перед каждым ребенком кладут конверт. Педагог предлагает детям поиграть - надо отгадать, какая фигурка лежит в каждом из конвертов. Каждый играющий смотрит в свой конверт, но не говорит вслух, какое у него животное. Надо рассказать об этом животном сверстникам - каков размер животного, какая шерсть, чем питается, где живет. Остальные дети должны отгадать, кто это, и вставить трафарет на картинку. Первым рассказывает педагог: «У меня тут рыжий, с ушками, с усами, у него четыре лапки, хвост, пьет молоко, ловит мышей, живет дома. Кто это?» После того как дети отгадали, педагог ставит трафарет на большую картинку с изображением домашнего двора. Дети по очереди рассказывают о своих животных: «Большая, у нее есть рога, травку жует, деткам молоко дает. Кричит: «Му да му, молока кому? Кто это? »; «Рыжая, хитрая, хвост большой, пушистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. Кто это?»; «Большой, лохматый, шерсть бурая (коричневая), он зимой лапу сосет, в берлоге живет, а летом ягоды и мед ест. Кто это?»; «Летом серый, зимой белый, уши длинные, хвост короткий, любит морковку, живет в лесу. Кто это?»; «Под соснами, под елками лежит клубок с иголками, любит грибы, яблоки. Кто это?»; «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крыльцом, хвост кольцом»; «Живет в лесу, в дупле, летом рыжая, а зимой серая, любит орешки и грибы. Кто это?»
В случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы: «Большое или маленькое животное? Какого цвета у него шерсть? Где живет? Что ест? Какой у него домик?»
ЗАДАНИЕ «ОТГАДАЙ И НАРИСУЙ!»
Оборудование: на каждого играющего - мешочек с игрушками или предметами: яблоко, мячик, огурец, елочка, морковь, неваляшка, ежик; бумага и фломастеры.
Ход занятия. Дети сидят полукругом около детских столов на некотором расстоянии друг от друга. Педагог показывает детям мешочки и говорит: « В этих мешочках лежат разные предметы, их надо нарисовать. Чтобы нарисовать правильно, надо внимательно выслушать загадку, а потом нарисовать этот предмет - отгадку». Педагог подходит к каждому ребенку, кладет мешочек с предметом и тихо говорит ему загадку: «Круглое, спелое, желтое, сочное, сладкое, можно кушать»; «Круглый, катится, прыгает, можно бросать и ловить»; «Зеленый, длинный, растет на грядке, можно кушать»; «Зеленая, колючая, растет в лесу, приходит к нам на Новый год»; «Длинная, оранжевая, сладкая, растет на грядке»; «Игрушка, у которой - круглая головка, круглое большое туловище, сбоку -две круглых ручки, есть глазки, нос и рот»; «Ползун ползет, иголки везет, живет в лесу».
В тех случаях, когда ребенок затрудняется выполнить задание, педагог разрешает ему ощупать рукой предмет в мешочке и в это время повторяет тихо ему загадку. Когда дети нарисуют предметы, каждый из них выходит со своим мешочком и рассказывает другим детям свою загадку. Дети отгадывают, а потом ребенок показывает им свой рисунок-отгадку.
ЗАДАНИЕ « ИГРУШКИ-ПОЛОВИНКИ »
Оборудование: на каждого играющего - сборно-разборная игрушка (или предмет): гриб, машинка, молоток, самолет, зонтик, удочка, лопатка; мешочки на каждого играющего.
Ход занятия. Детям раздают в мешочках одну половинку от игрушки и предлагают отгадать игрушку на ощупь, не называя ее вслух. Затем надо о ней рассказать так, чтобы другой ребенок, у которого окажется вторая половинка от этой игрушки, догадался и показал свою половинку. После этого дети соединяют обе половинки и делают целую игрушку.
Загадки.
Шапочка да ножка - вот и весь Ермошка (гриб).
Кабина и кузов, да четыре колеса, два блестящих огонька, не жужжит, а гудит и по улице бежит (машина).
Деревянная шея, железный клюв, стучит «тук, тук, тук» (молоток).
Что за птица: песен не поет, гнезд не вьет, людей и груз везет (самолет).
В ясный день в углу стою, в дождливый день гулять иду, вы носите меня над вами, но что же я - скажите сами (зонтик).
Ниточка на палочке, палочка в руке, а ниточка в воде (удочка).
Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать горку, строить дом (лопатка).
При повторении игры надо положить другие игрушки в мешочки.
ЗАДАНИЕ «КАРТИНКИ-ПОЛОВИНКИ»
Оборудование: предметные разрезные картинки из двух частей: ножницы, лейка, листья, репа, удочка, очки, огурец, морковь, снежинка; конверты.
Ход занятия. Детям раздают в конвертах одну часть разрезной картинки и предлагают ее рассмотреть, не показывая другим детям. Отгадав предмет, изображенный на разрезной картинке, ребенок должен нарисовать целый предмет. Далее каждый ребенок загадывает детям загадку или рассказывает о предмете, изображенном на картинке (или описывает его: какой он по форме, цвету, где растет, для чего нужен и т.д.). После того как дети отгадают загадку, ребенок показывает свой рисунок-отгадку. В случае затруднения педагог предлагает ребенку вместе с ним загадать детям загадку.
Загадки.
Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы).
Из пластмассы тучка, а у тучки ручка. Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку (лейка).
Растут на дереве весной зеленые, а осенью падают с ветки золотые монетки (листья).
Круглая, да не лук, желтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостом, да не мышь (репа).
Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и сиденье на носу? (очки).
Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я: башню, дом, и самолет, и большущий пароход. Как называется эта палочка? (карандаш).
Ускользает, как живое, но не выпущу его я. Белой пеной пенится, руки мыть не ленится (мыло).
Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос (морковь).
Летом в огороде - свежие, зеленые, а зимою в бочке - зеленые, соленые, отгадайте, молодцы, как зовут нас ... ? (огурцы).
Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала (снежинка).
При повторном проведении игры детям надо предложить другие картинки.
ЗАДАНИЕ «МАГАЗИН»
Оборудование: витрина с разными товарами, среди которых следующие игрушки (или предметы): фонарик, экскаватор, мяч, лиса, ножницы, ведро.
Ход занятия. Педагог объясняет правила игры: «Сегодня у нас открылся магазин. Тот, кто пойдет в магазин и купит там игрушку, не показывает нам. Мы же будем просить: «Покажи, что ты купил». А нам будут отвечать: «Покажу, если отгадаете». Педагог назначает продавца, сам выбирает игрушку и говорит: «Не живой, но я шагаю, землю рыть я помогаю, вместо тысячи лопат я один работать рад» (экскаватор). Первого покупателя назначает педагог. Дети сидят спиной к магазину. Покупатель вежливо здоровается с продавцом и просит продать ему предмет (игрушку), указывая на него. Продавец опускает в бумажный пакет покупку и вежливо говорит: «Пожалуйста!» Покупатель вежливо благодарит продавца и прощается.
Дети обращаются к покупателю, просят показать, что тот купил, а ребенок дает описание покупки: «Я купил вещь, которая нужна, чтобы светить в темноте, она металлическая, светит красным» (фонарик). В случае затруднения педагог помогает детям дать описание покупок: «Я купил игрушку, которая крутится, хотя у нее всего одна ножка. С ней любят играть малыши» (юла); «Я купила игрушку, она круглая, резиновая умеет прыгать, с ней любят играть все дети» (мяч); «Я купила игрушку, она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки» (лиса); «Я купил предмет, который нужен, чтобы резать бумагу, веревку, у него два конца, два кольца, посредине гвоздик» (ножницы); «Я купила предмет, в котором носят воду, песок, камни, пластмассовый, голубой, с ручкой» (ведро). После того как все дети приобретут себе игрушки или предметы, педагог предлагает поиграть с ними. Дети играют небольшими группами.
ЗАДАНИЕ «ЧТО ИГРУШКА РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ?»
Оборудование: два комплекта игрушек (по паре каждой игрушки: шар, мишка, машина, скакалка, самолет).
Ход занятия. Педагог кладет один комплект игрушек в коробку, игрушки из другого комплекта раскладывает в комнате так, чтобы надо было их искать. (Это он делает до того, как дети сели играть). Вначале игры педагог приносит на стол коробку. Дети еще не знают, что в ней, но появление коробки, загадочный тон педагога вызывают интерес к игре. Интерес усиливается, когда педагог предлагает угадать, что в коробке. Он предлагает двум - трем детям вынуть из коробки все игрушки. Ребята рассматривают игрушки, расставленные на столе, по желанию берут их в руки. После того как непосредственный интерес к игрушкам удовлетворен, педагог объясняет правила игры: «Дети,-мы уже играли по - разному: в магазин, игрушки-половинки и т.д. А сейчас поиграем в игру, которая называется «Что игрушка рассказывает о себе?» «Вот, смотрите: что это?» — показывает детям знакомый синий шар, потом толкает его, и шар катится по столу. Дети отвечают: «Шар, синий шар. Он катится». «А как вы узнали?» - спрашивает педагог. «Да ведь видно сразу!» - весело отвечают дети. «Правильно, шар сам рассказывает о себе, что он круглый, синий, катится», -подтверждает педагог. Далее он говорит: «Вот мы и будем смотреть на игрушки, можно даже постучать ими, сравнить их, взвесить на ладошке и сказать, что игрушка рассказывает о себе. Один будет рассказывать, а все слушать и замечать, все ли сказано. А потом мы пойдем по комнате и будем искать такую же игрушку, совсем, совсем одинаковую. Кто первый найдет и принесет ее на стол, тот и расскажет о ней». Педагог уточняет, что приносить игрушку надо только одинаковую и искать ее надо по всей комнате. Кто первый увидел игрушку, бежит к столу, ставит ее, остальные возвращаются на свои места.
В начале игры педагог дает образец описания, преднамеренно опуская один из признаков, чтобы дать возможность кому-нибудь из детей дополнить. (Например: «Вот елочка, у нее зеленые иголочки, она растет в лесу. Что еще можно сказать о елочке? Правильно, на ней растут шишки...»). Во время описания игрушек детьми, в случае затруднения, педагог помогает: «Что можно о мишке сказать еще? Из чего он сшит? Какого цвета? Какие у него лапы? Какие ушки? Кто с ним любит играть?» Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки не «расскажут» о себе и всем будет найдена пара.
ЗАДАНИЕ «НАРИСУЙ УГОЩЕНИЕ!»
Оборудование: набор предметных картинок с изображением лесных зверей с их детенышами для фланелеграфа (медведь и медвежата, заяц и зайчата, еж и ежата, лиса и лисята, волк и волчата, белка и бельчата); листы бумаги, на которых изображено одно из этих животных; набор фломастеров (или карандашей) на каждого ребенка.
Ход занятия. Педагог говорит: «У лесника день рождения. Он пригласил к себе в гости лесных зверей с их детенышами» . Педагог выставляет на фланелеграфе по одной картинке, а дети называют животного и его детенышей: медведь и медвежата, заяц и зайчата, еж и ежата, белка и бельчата, лиса и лисята, волк и волчата. Далее педагог продолжает: «Лесник приготовил разное угощение своим гостям. Вы должны догадаться - кому какое угощение приготовил лесник. Я раздам вам листочки, на которых нарисовано только одно животное, а угощение для него вы должны нарисовать сами». После того как дети нарисуют эти угощения, каждый ребенок выставляет свой рисунок на наборное полотно и рассказывает, чем лесник угостил этого животного и его детенышей. В случае затруднения педагог помогает ребенку вспомнить, что медведь любит лесные ягоды - малину, землянику; заяц - капусту, морковку; лиса-рыбку; белка - орешки, грибы; еж - яблоки, грибы; волк -кости. В конце занятия один ребенок рассказывает всем детям, кому какие угощения приготовил лесник.
Серия 2
Задание на формирование умений выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию
ЗАДАНИЕ «КОТЕНОК»
Оборудование: две сюжетных картинки: на первой -мальчик везет в машине игрушечную собачку и живого котенка; на второй - мальчик везет в машине только игрушечную собачку (рис. 69).
Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать рассказ: «Мальчик Дима посадил в машину игрушечную собачку и живого котенка и стал их катать. Потом оглянулся, а в машине осталась только одна игрушка. Кто выпрыгнул из машины?» Затем педагог показывает вначале вторую картинку -«Игрушечная собачка в машине» и спрашивает: «Кто же выпрыгнул из машины?» В случае затруднения педагог просит детей рассмотреть обе картинки и сравнить их, а затем ответить на вопросы: «Почему осталась одна игрушка? Что произошло? Кто же выпрыгнул из машины?» После этого педагог предлагает детям пересказать текст.
Рис. 69
ЗАДАНИЕ «УМНЫЙ ЦЫПЛЕНОК»
Оборудование: две сюжетные картинки: на одной из них - цыпленок во дворе, недалеко забор; на другой - кошка бежит за цыпленком, а цыпленок - за забором (рис. 70).
Рис. 70
Ход занятия. Педагог предлагает детям рассказ: «Жил-был маленький цыпленок. Пошел он однажды один во двор погулять. Вдруг видит: идет большая кошка. Кошка хотела поймать цыпленка. А цыпленок добежал до забора, видит: там маленькая - маленькая дырочка, он и пролез через нее. Поймала кошка цыпленка? Почему кошка не поймала цыпленка?» Затем педагог показывает детям первую картинку и повторяет вопросы. В случае затруднения детям дают рассмотреть и сравнить обе картинки и составить рассказ по ним. Если дети не могут рассказать, педагог задает уточняющие вопросы: «Кто вышел погулять во двор? Кто хотел поймать цыпленка? Куда побежал цыпленок? Поймала кошка цыпленка? Почему кошка не поймала цыпленка?» После детального анализа детям предлагается рассказать весь текст.
ЗАДАНИЕ «ПРОГУЛКА НА МАШИНЕ»
Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -в машине сидят мишка, кукла и утенок; на второй - в машине сидит кукла, а мишка поднимает утенка, лежащего сзади машины (рис. 71).
Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать следующий текст: «Едут на машине мишка, кукла и утенок. Вдруг утенок выпал из машины. Мишка вылез, пошел помогать утенку вставать. Кто остался в машине?» После этого педагог дает рассмотреть первую картинку - «Все игрушки в машине» -и повторяет вопрос: « Что случилось? Почему осталась кукла одна в машине?» В случае затруднения педагог показывает вторую картинку -«Кукла в машине» - и предлагает рассмотреть обе картинки, сравнить их и ответить на основной вопрос. После этого детям предлагают рассказать весь рассказ. Если дети не могут ответить на вопрос и рассказать весь текст, то педагог помогает проанализировать содержание текста, задает уточняющие вопросы: «Что было сначала? Кто ехал в машине? Что потом случилось? Кто выпал из машины? Кто вылез из машины? Кто остался в машине? А теперь расскажи, что было сначала, что потом».
ЗАДАНИЕ «НАЙДИ МАЛЬЧИКА!»
Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -«Дети играют во дворе»: один мальчик играет с машинкой, другой катается на качелях, третий играет с мячом. При этом каждый персонаж отличается от другого внешним видом, одеждой, ростом, цветом волос, а также родом своего занятия. На второй картинке - «Дети беседуют»: эти же дети сидят на скамейке, внешний вид у них такой же, как на первой картинке. Игрушек у детей нет (рис. 72 а, б).
Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть первую картинку - «Дети играют во дворе» - и запомнить всех персонажей. Затем он закрывает эту картинку. Предлагает детям прослушать рассказ: «Во дворе играли де.и. Вова играл с машинкой. Коля качался на качелях. А Дима играл с мячом». После прослушивания текста педагог предлагает детям рассмотреть вторую картинку -«Дети беседуют» - и найти мальчика, который катался на качелях. Как только ребенок определит его, следует спросить: «Расскажи, как ты узнал, что это Коля». От ребенка требуется запомнить внешние отличительные признаки одного из персонажей и рассказать о нем,
Рис. 72 б
т.е. обосновать свой выбор. В случае затруднения педагог подробно разбирает рассказ. Он предоставляет возможность каждому ребенку рассмотреть первую картинку и задает вопросы: «Кто играет во дворе? Что делает Вова? Во что он одет? Что делает Коля? Во что он одет? Что делает Дима? А во что он одет?» Затем дает ребенку рассмотреть вторую картинку и просит показать, где здесь Коля, а после спрашивает: «Расскажи, как ты узнал Колю». (Задание выполняется путем непосредственного соотнесения слова и зрительного образа.)
ЗАДАНИЕ «СМЕЛЫЙ ПЕТУШОК»
Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -в домике сидит зайчик; на другой - в домике сидят зайчик и петушок (рис. 73).
Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать следующий текст: «Жил-был зайчик. Он построил себе домик и стал в нем жить. Вдруг прибежала лисичка, выгнала зайчика из домика, пришлось ему под кустом жить. Стала лисичка сама в этом домике жить. Зайчик плакал, а потом попросил петушка выгнать лисичку из домика. Петушок пришел, выгнал
лисичку, и она убежала. Кто стал жить в домике? А лисичка где осталась?» Затем педагог дает детям рассмотреть первую картинку - «В домике сидит зайчик» ~ и предлагает ответить на основные вопрос: «Кто жил в домике? Кто выгнал зайчика из его домика? Кого попросил зайчик ему помочь?» В случае затруднения детям дают рассмотреть и сравнить обе картинки, а затем ответить на вопросы и рассказать весь текст.
ЗАДАНИЕ «ЕЖ И КОТ»
Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -во дворе еж грызет яблоко; на второй - во дворе еж грызет яблоко, а сзади к нему подкрадывается кот.
Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать рассказ, читает медленно следующий текст: «Однажды во двор зашел еж. Во дворе он нашел яблоко. Пока еж ел яблоко, сзади к нему подкрался кот. Он на ежа - прыг, да лапу наколол. Кот запищал, захромал и домой убежал. А еж нацепил яблоко на иголки и в лес ушел». Затем педагог просит детей ответить на вопросы: «Почему кот запищал и захромал? Кто нашел яблоко? Кто поранил лапу?» Если дети затрудняются ответить на вопросы, педагог дает рассмотреть обе картинки и повторяет рассказ. После этого детям предлагают ответить на вопросы и рассказать весь текст с опорой на иллюстрацию.
ЗАДАНИЕ «НОВЫЙ ГОД!»
Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -в зале нарядная елка, около нее одна девочка поет, рядом с ней пианино, на нем играет женщина, другая девочка танцует, а третья хлопает в ладоши; вдали виден дед Мороз с мешком. Персонажи отличаются друг от друга ростом, одеждой, цветом волос. На второй картинке - эти же дети сидят на стульчиках в групповой комнате и беседуют, в руках у них подарки, внешний вид у них такой же, как на первой картинке (рис. 74 а, б).
Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть первую картинку - «Дети на празднике» -и запомнить персонажей. Затем эта картинка закрывается. Детям предлагается прослушать рассказ: «В детском саду был праздник - Новый год. Дети нарядили елку. На празднике дети веселились. Юля пела. Ира танцевала. А Аленка радостно хлопала в ладоши. Они хорошо повеселились около елки. Дед Мороз им принес подарки. Затем дети пришли в группу и рассказывали друг другу о своих впечатлениях о празднике». После этого детям предлагается рассмотреть вторую картинку - «Дети беседуют,» — и найти девочку, которая пела. Как только ребенок определит персонаж, педагог спрашивает его: «Расскажи, как ты узнала, что это Юля». От ребенка требуется запомнить внешние отличительные признаки одного из персонажей и рассказать о нем, т.е. обосновать свой выбор. В случае затруднения педагог подробно анализирует рассказ. Он предоставляет возможность ребенку рассмотреть первую картинку и задает вопросы: « Кто участвует в празднике? Что делает Аленка? Во что она одета? Что делает Юля? Во что она одета? Что делает Ира? А во что она одета? » Затем дает ребенку рассмотреть вторую картинку и просит показать, где здесь Юля, а после говорит: «Расскажи, как ты узнала Юлю».
ЗАДАНИЕ «НА РЕКЕ»
Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -коршун схватил одного утенка, а две девочки кричат, глядя на коршуна; на другой - мальчик кидает камни в коршуна, а он выпустил утенка (рис. 75).
Рис. 74 а
Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать рассказ: «Девочки - Люба и Таня - пасли утят около реки. Утята были маленькие. Вдруг прилетел к реке коршун. Он схватил одного утенка. Девочки закричали. На крик прибежал Ваня. Он стал бросать в коршуна камни. Коршун выпустил утенка и улетел». После того как педагог дает детям рассмотреть первую картинку, задается вопрос: «Кто спас утенка?» -и предлагается рассказать весь текст. В случае затруднения педагог дает детям рассмотреть обе картинки и повторяет рассказ. После этого он задает детям вопросы: «Кто пас утят? Кто хотел утащить утенка? Кто спас утенка?» - и просит рассказать весь текст с опорой на иллюстрации.
ЗАДАНИЕ «ВЕРНЫЙ ДРУГ»
Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -девочка тонет в реке; на второй - собака тащит девочку из реки (рис. 76).
Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать рассказ: «У Наташи была собака Волчок. Они всегда гуляли вместе. Один раз Наташа пошла на речку. Волчок пошел за
Рис. 76
Наташей. Наташа подошла к воде. Она хотела сорвать цветок. Волчок сидел на берегу. Вдруг Наташа упала в воду и стала тонуть. Волчок бросился в воду. Он схватил Наташу за платье и потащил к берегу. Волчок спас Наташу». После этого педагог задает детям следующие вопросы: «С кем всегда гуляла Наташа? Куда она однажды пошла? Что Наташа хотела достать в воде? Что случилось с Наташей? Что сделал Волчок? Кто спас Наташу? » Затем педагог предлагает детям рассмотреть обе картинки и рассказать весь текст. В случае затруднения дети рассматривают картинки, а педагог еще раз повторяет рассказ. Детям снова предлагается ответить на вопросы и рассказать весь текст с опорой на иллюстрации.
ЗАДАНИЕ «УБОРКА»
Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -одна девочка пылесосит ковер, другая - вытирает пыль со шкафа, а третья - моет посуду. Персонажи отличаются друг от друга ростом, одеждой, цветом волос. На второй картинке - эти же дети сидят на ковре, внешний вид у них такой же, как на первой картинке, они играют с куклами (рис. 77 а, б).
Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть первую картинку - «Дети убирают комнату» - и запомнить персонажей. Затем эта картинка закрывается. Детям предлагается прослушать рассказ: «Мама ушла на работу. А дети - Катя, Варя и Таня - были дома. Они решили убрать комнату. Катя взяла пылесос. Она чистила ковер. Варя вытирала пыль со шкафа. А Таня мыла посуду. Когда пришла мама, все было чисто. Все дети сидели на ковре и играли с куклами ». Потом дети рассматривают вторую картинку - «Дети играют» - и ищут девочку, которая мыла посуду. После того как ребенок нашел девочку, педагог говорит: «Расскажи, как ты узнала, что это Таня». От ребенка требуется запомнить внешние отличительные признаки одного из персонажей и рассказать о нем, т.е. обосновать свой выбор. В случае затруднения педагог подробно анализирует рассказ. Он дает ребенку рассмотреть первую картинку и спрашивает: «Кто убирает комнату? Что делает Катя? Во что она одета? Что делает Варя? Во что она одета? Что делает Таня? А во что она одета? » Затем педагог дает рассмотреть вторую картинку, просит показать, где здесь Таня, а затем говорит: «Расскажи, как ты узнала Таню».
Серия 3
Задания на формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией
ЗАДАНИЕ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Оборудование: три сюжетные картинки: на двух первых сюжеты не соответствуют содержанию прочитанного рассказа. На первой - лесная полянка. На второй - улица города. На третьей - сюжет, соответствующий прочитанному рассказу: девочка протягивает руки к игрушкам - мама дает ей куклу, мальчик - кубики, а девочка - воздушный шарик (рис. 78 а, б).
Ход занятия. Педагог читает детям рассказ: «У Маши был день рождения. К ней в гости пришли друзья. Они принесли ей подарки. Наташа принесла ей воздушный шарик. Петя принес ей кубики. А мама подарила Маше куклу». Затем педагог раскладывает три картинки перед детьми и предлагает выбрать ту, которая соответствует прочитанному рассказу. При этом дает инструкцию: «Найди картинку, где нарисовано то, о чем я рассказал(а)». После любого выбора картинки педагог
спрашивает: «Почему ты решил, что эта картинка подходит к тому, что я прочитал(а)?» В случае затруднения повторное чтение текста педагог сопровождает рассматриванием детьми иллюстрации, затем спрашивает: «Покажи, где нарисован праздник у Маши. Кто к ней в гости пришел? Что подар