Тестологические концепции интеллекта
Умственное развитие и интеллект.
Психодиагностика способностей направлена на выявление уровня развития общих и специальных способностей. Поскольку под общими способностями подразумеваются в первую очередь интеллектуальные, т.е. те способности, которые обеспечивают “включение” человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций, то необходимо рассмотреть взаимосвязь понятий “умственное развитие” и “интеллект”, а также некоторые положения тестологических концепций интеллекта.
Практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины ХХ в. Стало даже довольно привычным употреблять показатель по тесту Стэнфорда – Бине IQ в качестве “обобщенного” символа интеллекта и уровня умственного развития. Коэффициент интеллектуальности(IQ) - количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста.
Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.
Достигнутый человеком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Интеллект (или общая умственная способность) – не сумма знаний и умственных операций, а то, чтоспособствует их успешному усвоению. Если интеллект - это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления. Интеллект - относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. Интеллектуальные качества - качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта.
В то же время, уровень умственного развития зависит не только от одного интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими как условия воспитания в семье, содержание и методы обучения в школе, вузе и многими другими. От данных факторов, а также от уровня умственного развития и интеллекта ученика во многом зависит его обучаемость, т.е. способность усваивать новые знания и умения (см. рис.15).
Рис.15. Взаимосвязь умственного развития, интеллекта и обучаемости
Тестологические концепции интеллекта.
Основоположник факторной теории интеллекта Ч.Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (математических, литературных и прочих). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия, тесно связаны: как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, лица, не достигшие успехов в тестах на мышление, плохо справляются с большинством тестов. Ч.Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют: 1) некий общий фактор, общая способность; 2) фактор, специфический для данной деятельности.
Соответственно при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности(генеральногофактора “G”) и соответствующей специальной способности(S-фактора).
“G-фактор” определяется Спирменом как общая “умственная энергия”, которой в равной мере наделены люди, но которая влияет на успех выполнения любой деятельности.
Исследования соотношений общих и специфических факторов при решении различных задач позволили Спирмену установить, что роль “G-фактора” максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий.
Из теории Ч.Спирмена вытекает ряд важных следствий.
Во-первых, единственное, что объединяет успешность решения самых различных тестов, - это фактор общей умственной энергии.
Во-вторых, корреляции результатов выполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов должны быть положительными.
В-третьих, для тестирования фактора G лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений.
Г.Айзенк интерпретирует “G-фактор” как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп). Умственный темп - общая психофизиологическая особенность индивида, предопределяющая высокую скорость переработки разнообразной информации.
Он установил чрезвычайно высокие корреляции между IQ, определяемым по высокоскоростным тестам интеллекта, временными параметрами и вариабельностью вызванных потенциалов мозга, а также минимальным временем, которое необходимо человеку для распознавания простого изображения (при тахистоскопическом предъявлении). Однако гипотеза “скорости переработки информации мозгом” не имеет пока серьезных нейрофизиологических аргументов.
Специальные способности бурно стали изучаться с появлением факторного анализа.Л.Терстоун предложил метод группировки тестов на основе матриц корреляций между всеми парами тестов, включенных в единую батарею. Этот метод позволяет выделить несколько независимых “латентных” факторов, определяющих взаимосвязи результатов выполнения различных тестов. Первоначально Л.Терстоун выделил 12 факторов, из которых наиболее часто в исследованиях воспроизводились 7:
V. Словесное понимание - тестируется заданиями на понимание текста, словесные аналогии, вербальное мышление, интерпретацию пословиц и т. д.
W. Речевая беглость - измеряется тестами на нахождение рифмы, называние слов определенной категории и т. д.
N. Числовой фактор - тестируется заданиями на скорость и точность арифметических вычислений.
S. Пространственный фактор - делится на два подфактора. Первый - определяет успешность и скорость восприятия пространственныхотношений (восприятие жестких геометрических фигур на плоскости). Второй - связан с мысленным манипулированием зрительными представлениями в трехмерном пространстве.
М. Ассоциативная память - измеряется тестами на механическое запоминание ассоциативных пар.
Р. Скорость восприятия: определяется по быстрому и точному восприятию деталей, сходств и различий в изображениях. Терстоун разделяет вербальный (“восприятие клерка”) и “образный” подфакторы.
I. Индуктивный фактор - тестируется заданиями на нахождение правила и на завершение последовательности.
Факторы, обнаруженные Л.Терстоуном, как показали данные дальнейших исследований, оказались зависимыми (неортогональными). “Первичные умственные способности” коррелируют друг с другом, что говорит в пользу существования единого “G - фактора”.
На основе многофакторной теории интеллекта и ее модификаций разработаны многочисленные тесты структуры способностей. К числу наиболее распространенных относятся Батарея Тестов Общих Способностей (GABT), Тест структуры интеллекта - Амтхауэра и ряд других.
Дж.Гилфордпредложил модель “структуры интеллекта” SOI, систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей. По своей имплицитной структуре модель является необихевиористской, основанной на схеме “стимул – латентная операция – реакция”. Место стимула в модели Дж.Гилфорда занимает “содержание”, “операция” – способность испытуемого, а “реакция” – результат применения операции к материалу. Факторы в модели независимы. Таким образом, модель является трехмерной, хотя отдельные измерения модели – классификационные шкалы наименований.
Под операцией Дж.Гилфорд понимает умение испытуемого, точнее - психический процесс: понятие (в качестве познания), память (сохранение познанного), дивергентная продуктивность (мышление в различных направлениях), конвергентная продуктивность (мышление, которое приводит к одному правильному ответу), оценивание.
Содержание определяется природой материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о людях).
Результаты - форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.
Каждый фактор характеризуется сочетанием категорий из каждого измерения. Всего в классификационной схеме Дж.Гилфорда 5 ? 4 ? 6 = 120 факторов.
В настоящее время идентифицировано более 100 факторов, т.е. подобраны соответствующие тесты для их диагностики. Концепция Дж.Гилфорда широко используется в США, особенно в работе педагогов с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать и направлять его на развитие способностей. Главным достижением Дж.Гилфорда многие исследователи считают разделение дивергентного и конвергентного мышления.
В предложенной Р.Кэттеллом модели выделено три вида интеллектуальных способностей: общие, парциальные (частные) и факторы операции.
Два фактора Р.Кэттелл назвал “связанным” интеллектом и “свободным” (или “текучим”) интеллектом. Фактор“связанного интеллекта” определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретенных в ходе социализации: с раннего детства до конца жизни, т.е. мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид.
С точки зрения Р.Кэттелла, “свободный” интеллект независим от приобщенности к культуре. Его уровень определяется общим развитием “третичных” ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга, и проявляется он при решении перцептивных задач, когда от испытуемого требуется воспринять и найти отношение элементов.
Парциальные (частные) факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Сам Р. Кэттелл выделил лишь один парциальный фактор - визуализации, который способствует манипулированию зрительными образами.
Наименее ясно понятие факторов-операций: Кэттелл интерпретирует их в качестве отдельных приобретенных навыков для решения конкретных задач.
По мнению многих авторов, фактор “свободного интеллекта”, по Р. Кэттеллу, тождествен фактору “G” Спирмена, а первичные факторы Л. Терстоуна соответствуют факторам-операциям модели Кэттелла.
Р.Кэттелл попытался сконструировать тест, свободный от влияния культуры, на весьма специфическом пространственно-геометрическом материале (“Тест интеллекта, свободный от культуры”, CFIT). Тест был опубликован в 1958 г. Р.Кэттелл разработал три варианта этого теста:
1) для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых;
2) две параллельные формы (А и В) для детей 8— 12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования;
3) две параллельные формы (А и В) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием.
В иерархических моделях факторы способности помещаются на разных “этажах” иерархии, определяемых уровнем обобщенности фактора.
Типичной и наиболее популярной в литературе является модель Ф.Вернона. На вершине иерархии располагается генеральный фактор по Спирмену (G-фактор) (см. рис.16).
Рис.16. Иерархическая модель Ф.Вернона
На следующем уровне находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности (близкие к тому, что называется “словесно-логическим” мышлением в терминах отечественной психологии) и практико-технические способности (близкие к наглядно-действенному мышлению). На третьем уровне находятся специальные способности (S): техническое мышление, арифметическая способность и т.д. и, наконец, в низу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы, на диагностику которых направлены различные тесты.
Иерархическая модель получила широкое распространение благодаря тестам, в первую очередь, тестам Д.Векслера, которые были созданы на ее основе.