Основные этапы развития науки логики

Предмет и значение логики.

1. Понятие логической формы мысли и логического закона.

2. Значение логики для юристов.

3. Основные этапы развития науки логики.

Что такое логика? Мы изучаем формальную логику. После революции логика считалась буржуазной наукой. Ее понимали как «формальная» - значит, поверхностная. Формальная – изучает формы мысли. В целом логика – от греческого logos. Это изучение чего-либо. Чтобы дать определение логики, нужно рассмотреть вопрос понятия логической формы мысли и логического закона.

Что такое логическая форма мысли?При выявлении логической формы мысли выражения делят на два типа:

1) Логические термины – такие, которые употребляются независимо от предмета, в разных областях (все, некоторые, союзы – и, или, если… то, следовательно, и т.д.) Термин – выражение. Имеющее точное значение. То есть это не в полном смысле термины. Здесь о точном значении сложно говорить. «И» может означать и последовательность, и одновременность действия. Но пока будем считать их терминами. Всегда важен смысл союза, его значение.

2) Нелогические термины

Как появляется логическая форма мысли? «Ломоносов – (есть) ученый». Это логическая форма мысли. Учитывают тип терминов. В этом тоже сохраняется информация. Если сложные рассуждения – не очень удобно. Можно вместо выражений, обозначающих один предмет, использовать общие имена. Единичное имя – «s», множество – «P». Имеем, «s есть P». Итак, определение логической формы мысли: логическая форма мысли – это ее структура, которая выявляется в результате частичного отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов.

Рассуждение: «(все) преступники подлежат привлечению к уголовной ответственности. Некоторые жители Чикаго подлежат привлечению к уголовной ответственности». Следствие – «некоторые жители Чикаго – преступники».

Все P суть M,

некоторые С суть М, =>

некоторые С суть Р.

Есть отношение логического следования: если истинны обе посылки, истинно заключение. Такие связи именуются логическим законом. Связи между мыслями по формам, при которых истинность одних из этих мыслей обусловливает истинность других, называются (формально-)логическими законами. Как установить наличие такой связи? Это мы будем изучать в дальнейшем. Первый пример – суждение («Ломоносов – ученый»), второй – рассуждение (есть вопросы, понятия, нормы). Метод контрпримеров:

Все судьи юристы

Некоторые следователи – юристы

Некоторые следователи судьи??? О_О

Цель – выявить логическую форму, чтобы посылки были истинны, а заключение ложно. Если такое удается установить. То формула не верна. Логика – наука о формах мысли, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по логическим формам. В определении присутствует и лишняя информация – законы – тоже логические связи.

Значение логики для юристов.

Зачем юристу изучать логику? Полезно ли это? Логику повышает культуру мышления человека, культура мышления человека – совокупность логических средств, которыми он оперирует при рассуждении. Есть понятие активного и пассивного владения логическими средствами – рассуждать самому, или же понимать чужие рассуждения. Как логическая культура формируется? Каждый обладает определенной логической культурой. Откуда берется культура, если человек не изучает логику специально? Культура мышления от природы не дается. Откуда же тогда она берется? Из процесса обучения в школе, средств массовой информации. Культура мышления есть у всех, но у всех она разная.

Причины отрицательного отношения к логике:

1. Изучение логики по учебникам, написанным непрофессионалами, плохое преподавание – педагогическая.

2. Физиологическая – преимущественная работа правого полушария.

3. Социальная – отсутствует активная социальная позиция и т.д.

Лекция №2. 13 сентября 2011 г.

Основные этапы развития науки логики.

В развитии логики выделяют два этапа. Они следующие – до 1910-х гг. и после. До – это традиционная логика, а второй этап – современная формальная логика. С чем это связано? Еще Лейбниц, известный немецкий математик, разработавший теорию математического анализа. Он высказал идею – свести рассуждение к вычислению. Фактически, высказал идею математической логики. Сам пытался разрабатывать символическую логику – не очень получилось, но все же. Прав он был частично – многие рассуждения сводятся к рассуждению, но некоторые – нет.

I век – начало логики Средние века – в основном богословская логика XIX век – символическая логика начинает разрабатываться XX – XXI века – современная логика (после 1910 года – Лейбниц)

Традиционная логика Современная логика à

Логика возникла примерно в VI – IV веке до нашей эры в Древней Греции и Риме. Однако есть предположения, что греки использовали учения, которые использовались ранее. Но наиболее известна Древнегреческая логика. Почему она стала развиваться? Наука отвечает на запросы какой-то стороны жизни. На это влияло развитие общественной жизни. Там проходили судебные заседания, политические дискуссии. Это было стимулом развития логики. Ее разрабатывали Демокрит, его труды до нас не дошли, но есть термин «свидетельства» - кто-то его критиковал, кто-то излагал его взгляды. По этим работам его взгляды восстановлены. Далее – Сократ. Это V-VI вв. до наше эры. Он не писал трудов, Платон описал его беседы. Собрание сочинений начинается с апологии Сократа – защитной речи в суде, его приговорили к смертной казни. Затем следует Аристотель – ученик Платона (384 – 322 гг. до н.э.) Он систематизировал то, что написано до него и написал ряд оригинальных произведений. Они объединены в «Органон» - инструмент познания, разработал учение о категорических силлогизмах и многое другое. В Древне Греции логика разрабатывалась и после Аристотеля. Потом – в Древнем Риме. Это Цицерон (I в. До н.э.), Квинтилиан (I в. н.э.). Они разработали терминологию. Логика разрабатывалась и в Средние века, но, в основном, это были богословские дискуссии. Дискуссии интересные, но не были разработаны теоретические понятия.

В новое время в XIX веке была символическая логика – но не все понятия были проработаны, а уже в 1910 году с идей Лейбница начинается символическая формальная логика, которая все более и более развивается при помощи развития техники. Вначале преподавали традиционную логику, а символическую было сложно преподавать из-за недоразвитости техники. После революции логику не любили как буржуазную науку, после ВОВ стали преподавать традиционную логику, но учебников и т.д. не хватало, поэтому стали писать новые учебники по символической математической логике, переводили тексты. Стали решать проблемы традиционной логики путем логики символической.

Логика и язык права.

1. Специфика языка права.

2. Язык как знаковая система.

3. Учение логики об именах.

4. Семантические категории выражений языка.

Почему логика изучает язык? Логика изучает логическую форму мысли, поэтому рассматривает выражения, она анализирует естественный язык. В логике строятся и специальные языки – языки символов.

Наши рекомендации