Особенности высшей нервной деятельности (ВНД) при умственной отсталости

Основные экспериментальные исследования высшей нервной деятельности умственно отсталых детей.
Стоит отметить, что особенности их высшей нервной деятельности: сл1-бость замыкательной функции коры головного мозга; недостаточная дифференцированность условно-рефлекторных связей; преобладание охранительною тор­можения; инертность нервных процессов; нарушение взаимодействия nepBoii и вюрой сигнальных систем. Основные типы учащихся вспомогательных школ.

Слабость замыкательной функции коры головного мозга

У умственно отсталых детей новые условные связи, особенно сложные
  • формируются значительно медленнее, чем у нормальных детей;
  • сформировавшись, ониоказываются непрочными, хрупкими.
Слабость замыкательной функции коры головного мозга, проявляющаяся в затрудненном формировании новых, особенно сложных условных связей — важнейшая особенность ВНД умственно отсталых. Именно этим объясняется крайне замедленный темп их обучения. Однако в основе всякого воспитания и обучения лежат
  • процесс формирования новых связей,
  • процесс видоизменения и уточнения связей.
Так, например, узнать новую букву — значит:
  • связать какое-либо начертание с соответствующим звуком,
  • научиться отличать начертание данной буквы от сходных букв и данный звук — от близких ему звуков.
Усвоение какого-либо нового навыка означает:
  • формирование новой системы условных связей,
  • дифференцнровка связей, т. е. отграничение тех условий, при которые осуществление данного привычного действия уместно и целесообразно, от других условий, при которых привычные действия должны быть заторможены.

Недостаточная дифференцированность условнорефлекторных связей

Дифференцировочные условные связи лежат в основе всякого разграничения и различения. Исследования ВНД умственно отсталых детей показали:
  • такие дифференцировки вырабатываются у них с большим трудом,
  • редко достигают достаточной тонкости,
  • отличаются малой стойкостью, т. е. легко угасают.
Чем же объясняются эти 2 обнаруженных факта: – замедленность формирования новых условных связей и – затрудненность их дифференцировки? Как известно, для правильного формирования и видоизменения условных связей необходима достаточная сила нервных процессов, т. е. процессов возбуждения и торможения. У детей после различных поражений головного мозга меняется функциональное состояние корыголовного мозга. Наряду с тем, что травма, интоксикация и другие вредности
  • разрушают нервные клетки в определенных участках мозга,
  • ухудшают функциональное состояние всех нервных клеток коры головного мозга в целом.
Это изменение функций клеток проявляется в том,что процессы возбуждения и активного внутреннего торможения слабеют:
  • слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей,
  • слабость активного внутреннего торможения обусловливает плохое качество дифференцировок.
При различных поражениях головного мозга возможно преимущественное ослабление одного из нервных процессов — возбуждения или торможения. Ухудшение функционального состояния коры головного мозга проявляется и в том, что:
  • «работоспособность» нервных клеток снижается,
  • после небольшой нагрузки они впадают в состояние охранительного торможения.

Нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем



Нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем — ярко выраженная особенность ВНД всех умственно отсталых детей. Это нарушение связано с недоразвитием второй сигнальной системы. Сотрудниками и учениками профессора А. Р. Лурия была проверена серия интересных экспериментальных исследований, посвященных анализу роли второй сигнальной системы при замыкании новых условных связей у нормальных и умственно отсталых детей. Детям предлагали выполнять различные по сложности задания, их обучали различным навыкам и умениям по словеснойинструкции и по наглядному показу. Оказалось, что умственно отсталые дети в большей мере руководствуются наглядными восприятиями, чем словесной инструкцией, и что последняя недостаточно помогает им ориентироваться в новой сложной обстановке опыта. (У нормальных детей слово начинает играть регулирующую, определяющую роль очень рано.) Таким образом, умственно отсталым детям свойственны:
  • слабость процессов возбуждения и торможения,
  • инертность процессов возбуждения и торможения,
  • склонность к частому охранительному торможению,
  • недоразвитие второй сигнальной системы.

Выроженная инертность

Выраженная инертность среди особенностей ВНД умственно отсталых детей отмечается многими исследователями (М. С. Певзнер, В. И. Лубовский). Выработка новых условных связей резко замедлена, В. И. Лубовский говорит, что особенно инертными оказываются упроченные словесные связи.


Весь состав учащихся вспомогательной школы можно (с практической целью) разделить на две основные группы:

1. К первой группе следует отнести детей, перенесших однажды, на одном из этапов развития, какое-либо поражение головного мозга, а затем развивавшихся на дефектной основе, но практически здоровых.

2. Ко второй группе следует отнести детей, которые в период обучения в школе страдают текущими заболеваниями мозга. Они развиваются и в то же время болеют: их состояние может значительно меняться.

Наши рекомендации