Особенности высшей нервной деятельности (ВНД) при умственной отсталости
Основные экспериментальные исследования высшей нервной деятельности умственно отсталых детей.
Стоит отметить, что особенности их высшей нервной деятельности: сл1-бость замыкательной функции коры головного мозга; недостаточная дифференцированность условно-рефлекторных связей; преобладание охранительною торможения; инертность нервных процессов; нарушение взаимодействия nepBoii и вюрой сигнальных систем. Основные типы учащихся вспомогательных школ.
Слабость замыкательной функции коры головного мозга
У умственно отсталых детей новые условные связи, особенно сложные
|
Недостаточная дифференцированность условнорефлекторных связей
Дифференцировочные условные связи лежат в основе всякого разграничения и различения. Исследования ВНД умственно отсталых детей показали:
|
Нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем
Нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем — ярко выраженная особенность ВНД всех умственно отсталых детей. Это нарушение связано с недоразвитием второй сигнальной системы. Сотрудниками и учениками профессора А. Р. Лурия была проверена серия интересных экспериментальных исследований, посвященных анализу роли второй сигнальной системы при замыкании новых условных связей у нормальных и умственно отсталых детей. Детям предлагали выполнять различные по сложности задания, их обучали различным навыкам и умениям по словеснойинструкции и по наглядному показу. Оказалось, что умственно отсталые дети в большей мере руководствуются наглядными восприятиями, чем словесной инструкцией, и что последняя недостаточно помогает им ориентироваться в новой сложной обстановке опыта. (У нормальных детей слово начинает играть регулирующую, определяющую роль очень рано.) Таким образом, умственно отсталым детям свойственны:
|
Выроженная инертность
Выраженная инертность среди особенностей ВНД умственно отсталых детей отмечается многими исследователями (М. С. Певзнер, В. И. Лубовский). Выработка новых условных связей резко замедлена, В. И. Лубовский говорит, что особенно инертными оказываются упроченные словесные связи. |
Весь состав учащихся вспомогательной школы можно (с практической целью) разделить на две основные группы:
1. К первой группе следует отнести детей, перенесших однажды, на одном из этапов развития, какое-либо поражение головного мозга, а затем развивавшихся на дефектной основе, но практически здоровых.
2. Ко второй группе следует отнести детей, которые в период обучения в школе страдают текущими заболеваниями мозга. Они развиваются и в то же время болеют: их состояние может значительно меняться.