Вопрос № 23. Некорректные приемы спора

Частый, но явно некорректный прием в споре - так называемая подмена тезиса. Вместо того чтобы обосновать выдвигаемое положение, приводятся аргументы в пользу другого утверждения, выдвигаемого вместо того, которое требовалось доказать. К примеру, надо показать, что на осине не могут расти яблоки, а вместо этого доказывается, что они растут обычно на яблоне и не встречаются ни на груше, ни на вишне.
Подмена тезиса может быть полной или частичной, Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, спорщик может попытаться переключить внимание на обсуждение другого, может быть, и важного утверждения, но не имеющего прямой связи с исходным положением. Иногда вместо тезиса доказывается некоторое более слабое утверждение, вытекающее из него. Многие приемы, указываемые далее, являются как раз модификациями этого замещения тезиса некоторым иным положением, переводящим спор в другое русло.
Еще один некорректный прием - использование ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит. Употребление ложных, недосказанных или непроверенных аргументов нередко сопровождается оборотами: "всем известно", "давно установлено", "совершенно очевидно", "никто не станет отрицать" и т. п. Слушателю как бы оставляется одно: упрекать себя за незнание того, что давно и всем известно.
К одной из форм лжи относится иногда намеренное запутывание или сбивание с толку. В выступлении того, кто прибегает к такому приему, возможно, и содержится какая-то информация, но ее чрезвычайно трудно уловить.

Некоторые некорректные приемы ведения спора получили собственные имена:

  • Аргумент к публике

Обращение к слушателям, игра на их чувствах, с целью привлечь их на свою сторону и оказать психологическое давление на оппонента (апелляция к чувствам, а не к разуму).

  • Аргумент к личности

Когда вместо того чтобы обсуждать предмет спора обсуждают личные особенности собеседника ("переходят на личности"). Противнику приписываются такие недостатки, реальные или только мнимые, которые представляют его в смешном свете, бросают тень на его умственные способности, подрывают доверие к его рассуждениям.
Аргумент к личности имеет столько же разновидностей, сколько свойств имеет каждый человек. Прежде всего конечно нападают на особенности внешности: "Одет как бомж, а еще спорить берется!"



  • Аргумент к человеку

В поддержку своей позиции приводятся основания, выдвигаемые противной стороной в споре или вытекающие из принимаемых ею положений.

Например, школьники просят учителя ботаники вместо урока отправиться в лес. При этом они ссылаются на то, что непосредственный контакт с природой, как он сам не раз говорил, - лучший способ узнать ее тайны. Такого рода довод является нечестным только в том случае, когда человек, прибегающий к нему, сам не разделяет данного убеждения и только делает вид, что он присоединяется к общей платформе.

  • Аргумент к тщеславию

Расточение неумеренных похвал противнику в споре в надежде, что, тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей.

Этот довод можно считать частным случаем аргумента к личности. Как только в дискуссии начинают встречаться обороты типа "не подлежит сомнению глубокая эрудиция оппонента", "вы же умный человек", "как человек выдающихся достоинств, оппонент…", и им подобные, можно предполагать завуалированный аргумент к тщеславию.

  • Аргумент к авторитету

Ссылка на мнения великих ученых, общественных деятелей, писателей, в общем известных людей в поддержку своих взглядов или в опровержение взглядов противника. А мнение крупных авторитетов еще требует доказательства.
Апеллируют к авторитету общественного мнения: "Считается общепризнанным, что…", "Никто не сомневается в том, что…". Апеллируют к авторитету аудитории: "Присутствующие согласятся с тем, что…" "Я постарше вас буду, так что…". Но особой наглостью является выдумка несуществующих авторитетов: "Еще профессор Многознаев доказал, что…" или высказываний авторитетов: "Еще философ Платон утверждал, что шоколад вреден для здоровья".

  • Аргумент к силе ("к палке")

Угроза неприятными последствиями в случае несогласия, в частности, угроза применения насилия или прямое употребление каких-то средств принуждения.

Например, наставляя не соглашающегося с ним сына, отец грозит, что накажет его, если тот принесет из школы двойку.

  • Аргумент к невежеству

Ссылка на неосведомленность, а то и невежество противника в вопросах, относящихся к существу спора; упоминание таких фактов или положений, которых никто из спорящих не знает и не в состоянии проверить.
Например, ваш собеседник никогда не читал Аристотеля, а вы говорите: "Как писал Аристотель в своем произведении "Политика"…"

  • Аргумент к жалости

Возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия, в надежде на то, что она смягчится и не будет доводить спор до победы.

Например, студент, не сдавший экзамена, просит профессора поставить ему хотя бы удовлетворительно, иначе его лишат стипендии.

Все эти аргументы являются, конечно, некорректными способами защиты своей позиции. Но нетрудно заметить, что применение одних легче понять и извинить, чем употребление других. Некоторые же ничем нельзя оправдать. Недопустимы в споре и такие уловки, как умышленный уход от темы, длинные разглагольствования о вещах, не имеющих никакого отношения к обсуждаемым вопросам, попытки запутать основную мысль в чаще всяких деталей и подробностей, чтобы затем незаметно направить внимание участников спора на то, что кажется выигрышным, и т. п.

Наши рекомендации