Вопрос № 20. Некорректная аргументация. Стандартные некорректные аргументы
Аргументы к человеку (ad hominen) не относятся к предмету обсуждения – к тезису, и используются для того, чтобы создать видимость доказательности и одержать победу. В логике эти примеры считаются стандартными некорректными аргументами, применяемыми довольно часто, а потому получившими собственные имена.
Аргумент к аудитории – попытка опереться на мнения, чувства и настроения аудитории вместо обоснования тезиса объективными доводами. Воспользовавшийся этим аргументом человек обращается не к своему партнеру в споре или иной аргументации, а к другим участникам или даже случайным слушателям и стремится привлечь их на свою сторону, апеллируя преимущественно к их чувствам, психологическим установкам и интересам, а не к разуму. В качестве примера заслуживает особого внимания фраза «Если тронуть чувства в человеке, то, конечно, правды не найдешь».
Аргумент к личности – рассуждение, направленное на подмену доказательства тезиса анализом личности человека, высказавшего этот тезис. При этом происходит приписывание оппоненту недостатков, реальных или мнимых, представляющих его в смешном виде, бросающих тень на его умственные способности, подрывающих доверие к его рассуждениям. Такого рода «критика» ведет к тому, что сущность спора уходит на задний план, предметом обсуждения становится личность оппонента. Даже если упреки в его адрес справедливы, этот прием некорректен, поскольку меняет плоскость аргументации. Из того, что человек допускал промахи, вовсе не следует, что к сказанному им сейчас нельзя отнестись с доверием.
В чистом виде аргумент к личности встречается в «Золотом теленке» И. Ильфа и Петрова - это возглас Шуры Балаганова, который он издавал перед дракой: «А ты кто такой?».
К числу аргументов к личности можно отнести и случаи, когда адвокат с целью опровержения какого-то обвинения подчеркивает достоинства подзащитного, рекламист – достоинства человека (специалиста и т.д.), который продвигает рекламируемые им услуги или товары.
Аргумент к массам – попытка взволновать и наэлектризовать широкий круг людей, используя их групповой эгоизм, национальные или расовые предрассудки, давая лживые обещания и т.п. Этот аргумент называется также демагогией и нередко применяется в политических диспутах («Русский народ, ты забыл, что ты русский?»).
Аргумент к тщеславию – расточение неумеренных похвал оппоненту в надежде на то, что тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей. Этот довод можно считать частным случаем аргумента к личности. Как только в дискуссии начинают встречаться обороты типа «не поддается сомнению глубокая эрудиция…», «как человек выдающихся возможностей…» и т. п., а в рекламной практике «Ты этого достойна!» и т.п. можно предполагать завуалированный аргумент к тщеславию.
Аргумент к авторитету – использование в качестве аргументов суждений великих или знаменитых людей, специалистов в какой-либо области. Этим аргументом, который является вполне законным способом аргументации и используется, в частности, для ее сокращения, просто злоупотребляют. Не все высказывания авторитетов истинны даже в области их собственной деятельности, а тем более за пределами их профессиональной активности. Так, в дискуссии по мировоззренческим вопросам одна сторона ссылается на авторитет великих ученых в области математики, физики или рекламы. Другая сторона чувствует, что эти авторитеты в частных областях далеко не всегда правы в самых общих вопросах, но не рискует высказаться против них.
Аргумент к силе («к палке») – использование угрозы неприятными последствиями, в частности, угрозы применения насилия или прямого употребления каких-то средств принуждения. Например, отец грозит сыну, что накажет его, если тот принесет из школы двойку; рекламодатель грозит рекламопроизводителю или посреднику судебными издержками в случае нарушения пунктов договора на соответствующие услуги.
Аргумент к невежеству (незнанию) – ссылка на неосведомленность оппонента в вопросах, относящихся к существу спора; упоминание таких фактов, которые никто из спорящих не знает и не в состоянии проверить. Например, ссылки на сочинения, которых аудитория или оппонент явно не знают, на якобы общеизвестные факты или законы, в незнании которых обычно боятся, признаться.
Аргумент к жалости – возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия. Например, студент, не сдавший экзамен, просит преподавателя поставить ему хотя бы удовлетворительно, иначе его отчислят и ему «грозит» армия.
Все приведенные аргументы являются, конечно, некорректными способами защиты своей позиции. Однако нетрудно заметить, что применение одних легче понять и извинить, чем употребление других.
Отметим, что в аргументации недопустимы и такие уловки, как умышленный отход от темы, длинные «разглагольствования» о вещах, не имеющих отношения к обсуждаемым вопросам, попытки запутать основную мысль деталями и подробностями и т. п.