Задание 6: обозначьте приставку, с помощью которой образован термин, запишите слово, от которого он образован

Упражнение 890: выделите в предложениях слова, словосочетания и предложения, характерные для разговорного стиля речи. по каким приметам вы их узнали?

1. Приехал этот мальчишечка… Парнишечку того звали Ванькой. Такой шшербатенький, так, невысокого росточка.

2. Появилась песенная старушка. – Сашенька такой бледненький, такой слабенький, такой нежненький.

3. Прочитав в глазах Смурого мелкий, собачий страшок, она ответила.

4. Значит, клубишко имеется? – Имеется, Паша.

5. Там дома коровушка да заботушка.

6. А вот другая популярная розовая сказочка.

Обобщение и систематизация знаний: самостоятельная работа №5.

1. Слова, относящиеся к разговорному стилю.

(С суффиксами субъективной оценки, отглагольные формы типа ПРЫГ, СТУК)

2. Какие предложения относятся к разговорному стилю?

(простые по составу, неполные)

3. Специфика разговорной речи.

(диалоговый характер)

4. Лексика разговорного стиля.

(просторечные и диалектные слова)

5. Для каких целей писатель использует разговорный стиль в языке художественной литературы.

(для создания достоверности повествования и речевой характеристики)

Задание 1: выпишите слова, относящиеся к разговорному стилю. Составьте с ними 5 предложений.

Водица, кисонька, дождик, бродяга, достоинство, болтун, беленький, толстенный, сестрица, ножик, толстенький, говорунья, нажарить, поговорить, билетерша, ночевка, кусачий, нарвать, лгунишка, голосище, развеселый, премиленький, добряк, хвастун, вечерка, дворняга, старичье, сорвиголова, головушка, светелка, нисходить, передатчик, перелет, антисанитарный, договоренность.

Задание 2: составьте предложения с данными фразеологизмами.

1. Втирать очки. 2. Сон в руку. 3. Перст указующий. 4. Мхом поросло. 5. Первая рука. 6. С рук долой. 7. Аника-воин. 8. Шемякин суд. 9. Малюта Скуратов. 10. Гришка Отрепьев. 11. Ванька-каин. 12. Бездонная бочка. 13. Сахар медович. 14. Мокрая курица. 15. Тарабарская грамота. 16. Сбоку припека. 17. Иудин поцелуй. 18. Фома неверующий.

Изучение нового материала: (конспект)

- характеристика научного стиля – 424

(отвлеченность, строгая логика изложения, большое количество специальных терминов)

- лексика, употребляющаяся в научном стиле

(книжная, специальная, стилистически нейтральная)

- синтаксические конструкции, присущие научному стилю

(сложноподчиненные предложения, прямой порядок слов, простые двусоставные предложения, осложнены обособленными определениями, выраженными частными оборотами и однородными членами с обобщающими словами)

- манера изложения

(неличная)

- общие свойства научной речи

(точность, строгая последовательность, лаконичность, интеллектуальность, регулярное использование терминов, ограничение стилистически окрашенных средств языка)

- жанры научного стиля – 425

(монография, диссертация, рецензия, реферат, аннотация, учебник, научно-популярная книга, лекция, научный доклад, конспект)

- конспект – 426

(краткая запись содержания прочитанного. Конспект статьи или книги помогает лучше понять ее содержание, запомнить наиболее важные положения и в случае необходимости регулярно обращаться к тексту)

- аннотация

( краткая характеристика статьи, книги с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель – дать ответ на вопрос, о чем говорится в статье, книге)

- реферат – 427

(краткое изложение содержания статьи, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель – ответ на вопрос о том, что нового и существенного говорится в статье. Может быть составлен по одному источнику или по нескольким)

Формирование новых умений:

Упражнение 903: прочитайте предложения. Найдите ошибки и исправьте их. Запишите в тетрадь отредактированные вами предложения.

1. Три года тому назад состоялась первая конференция.

2. Был намечен целый ряд экспедиций.

3. Полосы сближаются между собой.

4. Кривые, изображенные на этом рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто.

5. Кристаллогидраты азотнокислого уранилнитрата представляют сбой своеобразную группу соединений.

6. По-новому изложен весь вопрос об этой экспедиции.

Задание 3: используя приводимые клише, присущие научной речи, составьте предложения.

В работе анализируется проблема...

Как отмечает (считает) автор, ...

Особое внимание уделяется...

Во-первых,... во-вторых,... в-третьих,...

Эта проблема может быть рассмотрена в двух основных аспектах:...

В следующей главе прослеживается...

Здесь подчёркивается...

Примером этого могут служить...

При этом подробно освещается роль...

В частности, отмечается, что...

Подчёркивается исключительная важность...

В заключение автор делает вывод...

В итоге делается следующий вывод: «...».

Задание 4: определите, какие две группы терминов даны. Распределите их и запишите по группам. Каждую из групп терминов продолжите своими примерами.

Бацилла, водоросли, горизонт, гербарий, капилляры, оазис, облака, океан, меридиан, семена.

Задание 5: раскройте терминологические значения данных слов. Составьте с ними предложения.

Внимание, вода, гора, дерево, животное, луч, море, океан, память, растение, река, речь, свет, солнце, тундра, человек, язык.

Задание 6: обозначьте приставку, с помощью которой образован термин, запишите слово, от которого он образован.

Ретранслятор, ультразвук, антивещество, контр-адмирал, противоток, сверхгенератор, суперфильтр, сомножитель, антитело, предкамера.

Наши рекомендации