Перечислите этапы развития патологической анатомии
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ ПО ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
Учебное пособие
для студентов ΙΙΙ курса
Лечебного и педиатрического факультетов
И в а н о в о
2 0 13
УДК 616-091 (07)
К 645
Конкина Е.А.
Тезисы лекций по патологической анатомии. – Иваново: ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России, 2013 - 80 с.
Рекомендуется методической комиссией педиатрического факультета ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России» в качестве учебно-методического пособия по патологической анатомии для студентов ΙΙΙ курса лечебного и педиатрического факультета.
Рецензенты:
Профессор кафедры патологической анатомии с курсом судебной медицины ГБОУ ВПО «Ярославская государственная медицинская академия Минздрава России» доктор медицинских наук С.В. Шорманов
Зав. кафедрой патофизиологии и иммунологии ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России» профессор Ю.В. Николаенков
@ ГБОУ ВПО ИвГМА
Минздрава России, 2013
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия происходят процессы модернизации науки и техники, в связи с чем в современном обществе возникла потребность подготовки специалистов, способных к постоянному обучению и совершенствованию знаний, к самостоятельному анализу информации. В период усиленного информационного потока в медицине и реорганизации образовательного процесса происходит сокращение аудиторной нагрузки при уменьшении прежде всего лекционных часов.
В настоящее время происходит пересмотр учебного материала в связи с изменившейся учебной программой в соответствии с компетентностным подходом в преподавании. В соответствии с ФГОС всё большее количество часов отводится на самостоятельную работу, которая должна быть управляемой, то есть планируемой и контролируемой, что определяет ведущую роль кафедры в организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине. Перед кафедрой возникли проблемы повышения результативности самостоятельной работы студентов и разработки дидактических основ ориентировочных действий студентов в процессе её организации и проведения.
Самостоятельная работа студентов относится к активным методам обучения, так как активизирует творческую деятельность, формирует творческий подход в решении учебных вопросов, раскрывает индивидуальные способности студентов. Успешное выполнение самостоятельной работы зависит прежде всего от мотивации студентов к приобретению глубоких знаний и достаточного количества учебно-методических материалов. Одним из путей повышения эффективности обучения является усовершенствование методов самостоятельных походов к изучению учебной программы.
Разработанные кафедрой материалы по лекционному курсу патологической анатомии соответствуют требованиям ФГОС, содержат новые материалы по молекулярным основам патологических процессов и патоморфологии наиболее распространённых и социально значимых заболеваний человека. Только глубокое понимание структурных основ патологических процессов и различных заболеваний может обеспечить полноценную теоретическую базу подготовки врачей различных специальностей.
Мы рассчитываем, что использование представленного нами пособия по изучению лекционного материала даст положительные результаты при условии, что эта подготовка будет целенаправленной, систематической и осуществляться по всем разделам программы.
Лекция № 1. ВВЕДЕНИЕ В ПАТОЛОГИЧЕСКУЮ АНАТОМИЮ
1. Этапы развития патологической анатомии.
2. Содержание, задачи и методы исследования.
Уровни патоморфологического исследования
1) организменный,
2) системный,
3) органный,
4) тканевой,
5) клеточный,
6) субклеточный (ультраструктурный),
7) молекулярный.
Методы патологической анатомии
1) вскрытие (аутопсия, секция),
2) биопсия,
3) эксперимент.
Значение аутопсии
1) диагностическое,
2) статистическое,
3) контроль за качеством диагностики,
4) противоэпидемическое,
5) научное,
6) учебное,
7) судебно-медицинское.
Биопсия
- прижизненное исследование органов и тканей с диагностической целью.
Значение биопсии
1) диагностическое,
2) изучение динамики заболеваний,
3) оценка эффективности проводимой терапии,
4) научное,
5) учебное.
Виды биопсии
1) инцизионная,
2) пункционная,
3) аспирационная,
4) прицельная эндоскопическая,
5) трепанобиопсия.
Методы патоморфологического исследования
1) гистологический;
2) гистохимический;
3) иммуногистохимический;
4) методы молекулярной биологии:
- проточная цитометрия,
- гибридизация in situ,
- полимеразная цепная реакция,
5) хромосомный анализ;
6) электронная микроскопия (сканирующая, трансмиссионная);
7) поляризационная микроскопия;
8) морфометрический анализ.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Перечислите этапы развития патологической анатомии.
2. Укажите особенности современного этапа развития патологической анатомии.
3. Перечислите основные методы патологической анатомии.
4. Перечислите методы морфологических исследований.
5. Назовите основные задачи аутопсии.
6. Назовите основные задачи биопсийного исследования.
7. Перечислите виды биопсий.
8. Перечислите современные методы молекулярной патологии.
9. Укажите виды электронной микроскопии.
10. Определите алгоритм изучения патологических процессов.