ЗАДАНИЕ 2. Называние предметов и действий
Цель: выявление объема активного словаря и возможности воспроизведения слов различной звуковой и слоговой структуры.
Материал: предметные и сюжетные картинки. Изображения цветные, реальные.
Ход выполнения задания: ребенку предлагается назвать изображенные на картинках предметы и действия в условиях предъявления картинок по одной.
СПИСОК СЛОВ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
I II III
1. мама лук черепаха
2. папа лиса фотоаппарат
3 дом корова бутылка
4. машина мак милиционер
5. мяч автобус фрукты
6. кукла груша палатка
7. тарелка волк плащ
8. конфета улица диван
9. пирамида кастрюля игла
10. кубики носки овца
ГЛАГОЛЫ
1. идет читает ест
2. сидит рисует спит
3. лежит строит пьет
4. катается пишет умывается
5. бежит лепит одевает
6. плачет поет подметает
7. смеется вырезает застегивает
8. открывает клеит завязывает
9 плывет раскрашивает копает
10. летит вышивает причесывается
ЗАДАНИЕ 3. Составление фраз.
Цель: исследование возможности комбинирования слов во фразы.
Материал: сюжетные картинки, допускающие однозначные толкования изображений.
Ход выполнения задания: ребенку предлагается описать предложенную картинку («Что здесь нарисовано?)
СПИСОК ФРАЗ
1.
Девочка моет посуду.
2. Мама стирает белье.
3. Девочка чистит зубы.
4. Девочка вычистила зубы.
5. Мальчик вычистил зубы.
6. Кошка ловит мышку.
7. Кошка поймала мышку.
8. Девочка шьет платье.
9. Мышка сидит на столе.
10.Мышка сидит под столом.
11.Заяц сидит за деревом.
12.Девочка бежит к маме.
13.Утята играют в мяч.
14.Мальчик лезет через забор.
15.Утята сидят около костра.
16.Белка входит в дом.
17.Белка выходит из дома.
18.Мальчик спрыгивает с дерева.
19.Утенок достает мяч из шкафа.
20.Девочка пришивает зайцу ухо.
21.Заяц дает белке миску.
22.Мишка рубит дрова топором.
23.Утенок чистит ковер пылесосом.
24.Белка дает зайцу красные штаны.
25.Заяц дает белке красный цветок.
26.Мышка дает ежику красное ведро.
27.Мышка дает ежику красную ягоду.
28.Мама и дочка вешают белье на веревку.
29.Мама моет посуду, а дочка вытирает тарелки.
30.Мальчик и девочка кормят кур.
ЗАДАНИЕ 4. Составление рассказа по картинке.
Цель: исследование уровня развития и качества связной речи.
Материал: сюжетные картинки, позволяющие составить описание событий. (см. методику № 12).
Ход выполнения задания: ребенку предлагается рассказать, что изображено на картинке.
Методика № 16. Исследование импрессивной речи
ЗАДАНИЕ 1. Диалог.
Задание проводится параллельно с исследованием экспрессивной речи на одном и
том же материале.
ЗАДАНИЕ 2. Понимание значения слов, обозначающих предметы и действия.
Цель: исследование возможности акустического анализа и семантической дифференциации слов.
Материал: предметные и простые сюжетные картинки.
Ход выполнения задания: перед ребенком последовательно выкладывается 10 картинок, которые сначала предлагается рассмотреть, а затем показать картинку, названную обследующим.
СПИСОК СЛОВ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ
1.яблоко пляшет
2. книга ест
3. собака играет
I 4. Лопата прыгает
5. ведро несет
6. пуговица чистит
7. зубы кормит
8. санки поливает
9. шуба убегает
10.телевизор стреляет
11.мишка читает
12.миска считает
13.мышка пьет
14.тачка пишет
15.дочка ищет
II 16.точка пашет
17.тучка машет
18.трава бьет
19.дрова катает
20.кровать качает
21.варежки ставит
22.перчатки кладет
23.шапка моет
24.кепка стирает
III 25.туфли умывает
26.ботинки выбирает
27.пальто собирает
28.куртка убирает
29.карман вытирает
30.воротник прибивает
ЗАДАНИЕ 3. Понимание предложений.
Цель: исследование возможностей различения смысла на основе грамматических значений слов.
Материал: сюжетные картинки, допускающие однозначное толкование.
Ход выполнения задания: перед ребенком группами выкладываются картинки, предлагается показать названную обследующим картинку.
СПИСОК ФРАЗ
1.
Саша раскрашивает машину.
2 Саша рисует цветок.
3. Саша нарисовал машину.
4. Саша нарисовала машину.
5. Саша рисует машину.
6. Книга в пакете.
7. Пакет в книге.
8. Пакет под книгой.
9. Пакет за книгой.
10.Пакет на книге.
I1. Собаку догоняет мальчик.
12.Собака догоняет мальчика. Кто впереди?
13.Петю ударил Ваня. Кто драчун?
14.Ваня ниже Пети. Кто самый высокий? Покажи Ваню. Покажи Петю. Соня
светлее Кати. Покажи Катю. Покажи Соню.
ЗАДАНИЕ 4. Понимание инструкций.
Цель: исследование возможностей понимания смысла в условиях изменения
объема информации и усложнения грамматических условий ее предъявления.
Ход выполнения задания: ребенку предлагается сделать то, о чем его просят.
СПИСОК ИНСТРУКЦИЙ
1.
Хлопни в ладоши.
2. Подними руку.
3. Положи мяч на окно.
4. Построй из кубиков домик.
5. Нарисуй дом и елку.
6. Возьми машину и поставь ее в шкаф.
7. Принеси мяч, положи его под стол, а куклу отдай маме.
8. Отнеси машину на окно, закрой дверь и дай маме картинку.
9. Покажи карандашом ручку, ручкой карандаш.
10.Покажи мамину дочку, дочкину маму.
ЗАДАНИЕ 5. Выделение заданных речевых звуков.
Цель: исследование фонематического слуха.
Материал: речевые звуки.
Ход выполнения задания: ребенку предлагаются изолированные
(дискретные и серийные) речевые звуки и предлагается выделить их в
различных позиционных условиях (в составе звукового, слогового или
словесного ряда). («Подними руки, когда услышишь (заданный) звук»).