Что нам с этим делать
Вопрос
Как нам распознать и что нам делать со злом в себе и других.
Как распознать в себе зло.
Да, зло. В одной книге...Кажется, слово, которое перевели как барче или ду, что приблизительно означает - мара, демон.
Удачное совпадение, у меня как раз есть целый список злых сил.(достаёт страницы)
Когда вы читаете о жизни Будды, о его двенадцати деяниях...После шести лет подвижничества Будда отправился в то место, которое сейчас называется Бодхгая и там сидел деревом бодхи. И что произошло? В ту секунду, когда он был на пороге просветления, когда он должен был разрушить последние остатки неведения, появился старый знакомый, Владыка зла – Мара. И это – важное символическое учение, понимаете? Особенно это важно услышать практикующим, если здесь такие есть. Когда мы практикуем Дхарму, часто у нас возникают препятствия, например, мы теряем вдохновение, сострадание, нам надоедает медитировать, и тому подобное. И на самом деле, это значит - вы были близко, на пороге, как Будда, но тут появился старый знакомый. Такая у него работа, ему именно за это платят. (смеётся) Вот тут-то вам надо стать очень противным, в "просветлённом" смысле. Надо этому научиться.
Итак, кто появился? Владыка зла, Мара. Он испробовал все средства, послал своих дочерей соблазнить Будду, правильно? Но это было не всё, Владыка Мара явился, неся пять стрел... я искал точные названия этих стрел, но ... тем не менее, это были стрелы сомнения, отвлечения, привязанность к восьми мирским дхармам, желание... С желанием действительно трудно. Кажется очередность была у прекрасного Ашвагоши. Думаю, первай стрелой, которую Мара направил в Будду, был гнев. С ним проще всего. Потом последовала стрела желания...Я не помню очередность, но кажется, последним было сомнение или отвлечение. Постояние отвлечение. Мы ведь им хронически страдаем. Например сейчас, вы сидите, ваш зад на стуле, а вы не ощущаете телом мягкого белья и жесткого сиденья или твердого пола под ногами. Вы не замечаете этого. На вас – украшения, но вы не чувствуете их веса. Мы совершенно отключаемся, просто как зомби. Мы ничего не осознаём, ни чувств, ни звуков, ни своих собственных мыслей. Когда враги сражаются с вами, они всегда посылают лучших воинов, правильно? И сильнейшее оружие им нужно приберечь на напоследок, наше постоянное отвлечение – их последняя пуля. Думаю, перед этим идёт сомнение. И знаете, почему приходит сомнение? Потому, что вы стали жертвой логики. Вы стали логиком. С помощью логики вы можете успешнее всего загнать себя в ловушку.
Вот таково настоящее зло на буддийском пути.
Уточните еще, вы спрашивали, как защититься, что-то вроде этого?
Ученик:
Что нам с этим делать.
Что нам делать. Тут многое можно сказать. Просто прочитайте Бодхичарья-аватару с начала до конца, там всё есть. Всё, мельчайшие подробности, даже то, как правильно указывать дорогу. В буквальном смысле. Например, показывая дорогу в Оксфорд, вы не должны указывать двумя пальцами и так далее, даже это. Вы можете подумать, что некоторые учения в этой книге устарели, но многие из них очень, очень важны.
Как сказал Шантидева: "Но, если сумею я покорить свой ум, разве будет нужда покорять что-то еще?" Из всего, через что надо пройти, самое важное – укротить свой ум. Что еще нужно, кроме этого?
Вот что он имел в виду. Думаю, этими словами можно подвести итог всему, что было сказано. Шантидева приводит множество прекрасных примеров. Один из них: если вы хотите сделать всю поверхность земли гладкой, чтобы не ранить ноги, вы не сможете найти столько кожи, чтобы покрыть её, но стоит вам обуть ботинки и вы можете спокойно ходить, как будто разгладили всю землю И так далее. Понимаете, нет смысла пытаться уничтожить внешних врагов, надо укротить свой ум. И так далее. Не только Шантидева говорил об этом, это есть во всех учениях Будды. Для начинающих скажу, что занятия шаматхой или випашьяной вам очень помогут. И особенно випашьяна. Хорошо, что я вспомнил, об этом обязательно надо сказать. Обязательно! Потому что вся эта параноя, всё это - мой ум. И не следует придавать всему этому большого значения. Особенно в Англии, я заметил... У меня такое чувство, что у англичан удивительная связь с тхеравадой. И это очень хорошо. Правда, это не просто комплимент. Это замечательно. Но мне кажется, надо быть осторожными с так называемой "осознанностью". Не стоит приносить ей в жертву випашьяну. Потому что випашьяна возвращает нас к недвойственности. Без недвойственности нет випашьяны.
И на самом деле, випашьяна так важна! Когда вы ограничиваете себя, практикуете её, ничего не делая, это и правда подводит вас очень близко к недвойственности. Сначала вы просто наблюдаете, пока это всё что вы можете, но со временем, когда ваша практика становится более уверенной, вы должны будете выйти за пределы простого наблюдения, вам прийдётся. Но это потом, а пока большинство из нас даже не знает, что это такое.
Думаю, я ответил.
Есть у вас еще вопросы?
Я не готовился, кажется это было три дня назад, я внезапно вспомнил – "Брайтон!"
Так что я не подготовился и специальной тему для беседы у меня не было. Но у Ларри были эти два вопроса...
Да?
Вопрос: