Послание Евгения, папы Римского, к великому князю об Исидоре митрополите
«Евгений епископ, раб рабов Божьих, превысокому князю Василию Васильевичу Московскому и всея Руси, великому царю посылает спасение и апостольское благословение. Благодарим Вседержителя Господа Бога, что теперь после многих трудов благодатью Духа Святого восточная церковь объединилась с нами, что ведет к спасению душ многих людей и к твоей славе и похвале. И к этому единству и согласию привели помощь и содействие честнейшего брата нашего Исидора, твоего митрополита Киевского и всея Руси, и посла апостольского престола, который много потрудился для объединения. И потому каждому необходимо помогать митрополиту во всех делах, а особенно в тех делах, которые относятся к достоинству и чину церковному, порученных ему. А твое превысочайшее в Господе Исусе Христе величество со многими пожеланиями просим митрополита об оправдании Исидора и вышесказанном церковном добре, чтобы ты его принял радостно, и поэтому с пожеланием и многим старанием к тебе о нем сообщаем, чтобы во всех делах, которые ты увидишь от него в отношении церковной пошлины, ты был помощником ему усердным со всей своей силой, тогда тебе воздастся хвала и слава от людей, а от нас благословение, и от Бога вечное дарование получишь. Дано во Флоренции в 9-е лето нашего священства». Все это слышал великий князь Василий Васильевич, что в божественной службе митрополит поминает папу Римского, а не патриарха Царьграда, и другие вещи многие слышал и видел все то, что совершалось не по обычаю Русской земли, и удивился, и сказал великий князь Василий Васильевич: «При наших прародителях и отцах, и при нашей братии, великих князьях Русской земли, не бывало такого, и я этого не хочу». И велел митрополиту жить в Чудовом монастыре; а взяли его в среду Крестопоклонную святого Великого поста.
И пробыл митрополит в том монастыре все лето. Достоин же удивления разум и великая рассудительность великого князя Василия Васильевича, потому что об этом митрополите Исидоре все промолчали, князья, бояре и многие другие, и даже все русские епископы промолчали, задремали и уснули; один только богомудрый христолюбивый государь великий князь Василий Васильевич понял пагубную ересь Исидора и, быстро обличив, посрамил его и назвал его вместо пастыря и учителя злым и губительным волком.
И тогда все русские епископы, которые были в то время в Москве, пробудились, и князья, бояре, вельможи и множество христиан тогда вспомнили и осознали прежние греческие законы, и начали говорить согласно Святому Писанию и называть Исидора еретиком. И тогда великий князь Василий Васильевич обрадовался согласию своих епископов и князей, и бояр, и всех православных христиан и повелел митрополиту Исидору пребывать в монастыре, пока не будет проведено расследование согласно священным правилам святых апостолов и святых отцов семи соборов, и истинным судом правды перед архиепископами, епископами и пред всем освященным собором не обличится ересь митрополита, чтобы он устыдился и отказался от объединения с латинянами и согласия с еретиками, и повинился, и покаялся, и помилование получил. Исидор же, преисполнившись злой латинской ереси, никак не хотел отказаться от согласия и объединения с латинянами, и никак не хотел повиниться, и не послушался великого князя и всего освященного собора. И приставил к нему великий князь своих сторожей и повелел его стеречь до тех пор, пока не откажется от объединения и согласия с латинянами и не обратится в православие, и не покается, тогда и помилование получит; и так жил он в Чудовом монастыре под стражей.
В 6951 лето от Адама (1451 лето от Христа) сентября в 15 день.
Об Исидоре, как сбежал из Москвы в Рим.
Исидор Митрополит тьмою безверия своего омраченный не захотел отказаться от соединения и согласия с латинством, не смирился с заточением в Чудовом монастыре и тайно ночью ушел, подался в бега со своими учениками, чернецами Григорием и Афанасием; и побежали из Москвы в Тверь, а из Твери в Литву, а потом и в Рим, к своему папе, дьяволом научаемый и наставляемый к своей погибели.
Богомудрый же и великоразумный великий князь Василий Васильевич не послал возвратить его, не захотел удержать его, как несмышленого, безумного и богомерзкого, чтобы не коснуться его грехов, и ничто не причинило бы ему зла.
И так ушел митрополит Исидор в Рим к папе Евгению, и после издалека много Исидор сотворил, как злой и пагубный змей дьявол, жестоко гоня святую церковь цветущего благочестия в Русской державе, превращал христианство в латинство и соединял, и соглашал. От такого коварного врага спас Господь Бог и Пречистая Богородица святую церковь на Руси, безопасную и безмятежную, обличением премудрого и Богом вразумляемого великодержавного Василия Васильевича, согласно своему благочестию цветущего великого и премудрого царя всея Руси, которому поручил Господь Бог мудро уразумевать, все понимать и исполнять волю Божью и все заповеди Его соблюдать.