Тема 6. Дедуктивные умозаключения
Студент должен:
Иметь представление:
- о типологии дедуктивных умозаключений
- о познавательном значении фигур силлогизма.
Знать:
- состав простого категорического силлогизма;
- общие правила категорического силлогизма;
- фигуры и модусы силлогизма;
- виды умозаключений из сложных суждений.
Уметь:
- делать выводы из посылок простого категорического силлогизма;
- "сворачивать" и "разворачивать" силлогизмы;
- делать выводы из посылок, являющихся сложными суждениями.
Дедуктивные умозаключения. Категорический силлогизм. Состав категорического силлогизма. Общие правила терминов и посылок. Фигуры силлогизма, правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Графический способ исследования силлогизмов. Энтимема силлогизма.
Виды сложных дедуктивных умозаключений. Полисиллогизмы, сориты, эпихейремы.
Условно-категорические и разделительно-категорические умозаключения. Лемматические умозаключения и судебная практика. Прямые и непрямые выводы дедуктивных умозаключений.
Понятие о логике предикатов.
Тема 7. Аргументация в работе юриста
Студент должен:
Иметь представление:
- о роли аргументации в процессе установления истины
- о видах и формах аргументации и особенностях аргументации в деятельности юри-
ста;
- о риторических и спекулятивных способах и приемах организации и проведения
аргументации;
- о формализоавнных типах личностей, участвующих в процессе аргументации;
Знать:
- состав и структуру доказательства;
- правила и приемы оптимизации взаимодействия между участниками процесса ар-
гументации;
- способы повышения эффективности передачи информации при аргументации;
- основные правила и способы доказательства и опровержения;
Уметь:
- подготовиться и провести процесс аргументации по значимому для юриста тезису;
- опровергнуть обоснование тезиса оппонента, если оно проведено с логическими
ошибками;
Логические и методологические основы аргументации и критики. Способы обоснования утверждений. Аргументация и логическое доказательство. Критика и опровержение. Состав аргументации и критики: тезис, аргументы, допущения, форма. Способы аргументации и критики.
Доказательность как важное качество правильного мышления. Содержание и структура доказательства. Тезис доказательства как суждение, истинность которого следует обосновывать в процессе аргументации. Аргументы – истинные исходные теоретические или фактические положения, которые нужно пользоваться при доказательстве тезиса. Демонстрация – способ логической связи между тезисом и аргументами. Формы обоснования тезиса: дедуктивная, индуктивная или по аналогии.
Прямое и косвенное доказательство. Виды косвенных доказательств: апагогическое и разделительное. Этапы апагогического доказательства.
Опровержение как логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. Способы опровержения: критика тезиса (прямая или косвенная); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации.
Стратегия и тактика аргументации и критики. Основные стратегии аргументации и критики. Основные тактические приемы аргументации и критики. Уловки, применяемые в процессе применения тактических приемов аргументации и критики. Способы противодействия уловкам.
Классификация оппонентов аргументации и особенности взаимодействия с различными типами оппонентов.
Уловки, софизмы и парадоксы в аргументации и критике. Способы противодействия спекулятивным приемам ведения аргументации.
Логические правила доказательства. Правила, относящиеся к тезису: правило определенности тезиса; правило неизменности тезиса. Ошибки, возникающие при нарушении данных правил: подмена тезиса; логическая диверсия; потеря тезиса; довод к человеку.
Правила по отношению к аргументам: аргументы обязаны быть истинными и не противоречащими друг другу; аргументы должны быть достаточным основанием для подтверждения тезиса. Нарушения данных правил ведет к следующим ошибкам: ложности основания (основное заблуждение); предвосхищение оснований; порочный круг.
Правила демонстрации заключены в содержании видов умозаключений. Нарушение этих правил ведет к следующим ошибкам: мнимому следованию; переходу от сказанного с условием к сказанному безусловно; переходу от сказанному в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему бы то ни было.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Понятия и термины логики
1. Объект и предмет логики. Основные термины логики.
2. Понятие. Содержание и объем.
3. Виды понятий.
4. Отношение между понятиями.
4. Деление и классификация понятий.
5. Определение понятий. Правила определения понятий.
Упражнения
1.Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. I,2 Учебника1.
2. Подготовиться к решению следующих задач на занятии:
а) Дайте полную логическую характеристику понятиям: государство; право, невиновность; бескорыстие; подвиг; социальная справедливость; случайность; кража.
б) Определите вид отношений между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. «Европейское государство»; «демократическое государство»; 2. Премьер-министр; глава правительства; 3. Президент; Президент России; Глава государства;
в) Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. Печать; радио; средство массовой информации; 2. Феодализм; капитализм; классовое общество; 3. Общественные науки; политология; философия; социология;
г) Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: 1. Правоохранительные органы включают: МВД; суды; Министерство юстиции; Федеральную службу безопасности; Адвокатуру; Налоговую инспекцию; Прокуратуру; 2. Государство может быть: феодальным; капиталистическим; социалистическим; коммунистическим; 3. Речь бывает: устной; письменной; путаной; заумной; 4. Любое общество состоит из: служащих; членов партий; рабочих; крестьян; интеллигенции; 5. Языки делятся на: естественные; искусственные; технические; гуманитарные.
Литература
Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М., 2001. Гл. VI.
Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений.- М., 1999. Гл. 8.
Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. - М., 2004. Гл. 1,2.
С.С.Антюшин, Н.В. Михалкин. Логика. Учебное пособие для студентов юридического колледжа. - М., 2007, Гл. II.