Тема 25. Модальная логика
1. Понятие модальности.
2. Основные принципы построения модальных логик.
3. Деонтическая модальность
5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)
Вопросы для экзамена (зачета) для нефилософских специальностей
1. Логика - наука о законах и формах мышления. Значение логики для профессиональной и познавательной деятельности.
2. Возникновение логики, основные исторические этапы ее развития.
3. Понятие логической культуры, способы формирования логической культуры человека.
4. Соотношение логики, интуиции и здравого смысла.
5. Абстрактно-логический уровень познания.
6. Мышление и язык. Взаимосвязь культуры мышления и культуры речи.
7. Логическая форма. Формализация мышления.
8. Логические понятия и символы (субъект, предикат, логические связки, кванторы).
9. Логические термины и связки (импликация, конъюнкция, дизъюнкция, эквиваленция, отрицание).
10. Понятие как форма мышления. Основные логические методы образования понятий.
11. Классификация понятий. Синонимия и омонимия.
12. Содержание и объем понятия, отношения между понятиями.
13. Определение понятий, правила и ошибки определения понятий.
14. Роль и функции понятия в познании и коммуникации.
15. Понятие суждения, виды суждений.
16. Качественная и количественная характеристики суждений.
17. Общая характеристика атрибутивного и реляционного суждений.
18. Отношения между суждениями. Логический квадрат.
19. Модальность суждения. Типы модальности.
20. Общая характеристика сложных суждений.
21. Таблицы истинности суждений.
22. Роль и значение вопроса в познании и общении. Виды вопросов.
23. Логическая структура вопроса, корректные и некорректные вопросы.
24. Связь вопросов с проблемой и суждением.
25. Виды ответов и требования к ним.
26. Понятие формально-логических законов, их значение в познании и общении.
27. Закон тождества. Определенность как свойство мышления.
28. Закон противоречия. Непротиворечивость и последовательность как свойство мышления.
29. Виды противоречий и условия их разрешения в мыслительном процессе.
30. Взаимодействие законов противоречия и тождества. Парадоксы и софизмы.
31. Закон исключенного третьего, его общая характеристика и роль в мыслительном процессе.
32. Закон достаточного основания, доказательность мышления. Функции закона достаточного основания.
33. Роль обоснования в науке, логике, коммуникации.
34. Закон Дунса Скотта как предпосылка и методологический принцип истинного мышления и знания.
35. Закон двойного отрицания, его роль, условия применения и ограничения.
36. Основные законы диалектической логики, их общая характеристика.
37. Основные принципы диалектической логики, их общая характеристика .
38. Соотношение законов диалектической и формальной логики.
39. Умозаключение как форма мышления. Его структура.
40. Типы умозаключений.
41. Простой категорический силлогизм, правила его проверки.
42. Понятие фигур и модусов силлогизма.
43. Общие правила категорического силлогизма.
44. Аксиома силлогизма. Ее роль в мышлении, познании, научной методологии.
45. Условный силлогизм.
46. Разделительный силлогизм, его модусы.
47. Условно-разделительный силлогизм, его разновидности.
48. Индуктивное умозаключение, его виды.
49. Методы выявления причинных связей между явлениями.
50. Взаимосвязь индукции и дедукции в процессе познания.
51. Общая характеристика аналогии. Место и роль аналогии в науке.
52. Доказательство как неотъемлемое свойство научного знания. Общая характеристика и строение доказательства.
53. Виды доказательств и условия их применения.
54. Критика и опровержение доказательства, способы опровержения.
55. Правила доказательства и опровержения. Их связь с основными формально-логическими законами.
56. Основные ошибки доказательства и опровержения.
57. Понятие проблемы. Проблемная ситуация.
58. Сущность гипотезы, ее логическая структура и виды.
59. Выдвижение, этапы развития и проверка гипотезы.
60. Взаимосвязь проблемы, гипотезы и теории в познавательном процессе.
Вопросы для экзамена (зачета) для специальности «философия»
(1-й семестр)
1. Предмет и задачи формальной логики
2. Исторические этапы развития формальной логики
3. Язык и мышление. Синтаксический, семантический и прагматические аспекты языка
4. Основные семантические категории выражений языка
5. Язык логики высказываний
6. Язык логики предикатов
7. Понятие логического закона и основные принципы правильного мышления
8. Понятие логического следования и критерии правильности рассуждения
9. Закон тождества и закон противоречия
10. Закон исключенного третьего и закон достаточного основания
11. Понятие как форма мышления
12. Логическая характеристика понятий по характеру содержания и объема
13. Определение понятий и приемы, сходные с определений. Виды определений
14. Операция деления понятия и основные правила деления
15. Отношения между понятиями
16. Суждение как форма мышления
17. Простые суждения и их виды
18. Характеристика суждений по качеству и количеству. Логический квадрат
19. Распределенность терминов в суждении
20. Логические отношения между простыми суждениями
21. Сложные суждения и их виды. Таблица истинности
22. Табличный метод определения условий истинности высказываний
23. Логические отношения между сложными суждениями.
24. Логическое отрицание простых и сложных высказываний
25. Понятие тождественно-истинной, тождественно-ложной и выполнимой формулы
26. Методы проверки тождественно-истинных формул
27. Логическое исчисление в классической логике
28. Система натурального исчисления высказываний
29. Вопросно-ответная форма мышления. Виды вопросов и ответов
30. Семантически и прагматически некорректные вопросы
Вопросы для экзамена (зачета) для специальности «философия»
(2-й семестр)
1. Умозаключения как форма мышления. Истинность вывода и правильность рассуждения.
2. Структура и классификация умозаключений.
3. Непосредственные умозаключения. Выводы по «логическому квадрату» и посредством преобразования посылок.
4. Простой категорический силлогизм. Аксиома простого категорического силлогизма.
5. Алгоритм анализа и условия правильности силлогизмов.
6. Правила терминов и правила посылок категорического силлогизма.
7. Фигуры и модусы категорического силлогизма.
8. Чисто условное и условно-категорическое умозаключение.
9. Разделительно-категорическое умозаключение.
10. Условно-разделительное умозаключение.
11. Способы проверки правильности умозаключений из сложных суждений.
12. Вывод по принципу обратной дедукции.
13. Индуктивные умозаключения.
14. Научная индукция. Метод исключения и отбора.
15. Индуктивные методы установления причинных связей.
16. Умозаключения по аналогии.
17. Обоснование и аргументация.
18. Структура аргументации. Доказательная и недоказательная аргументация.
19. Доказательство и опровержение. Подтверждение и возражение.
20. Общие правила и типичные ошибки в аргументации.
21. Проблема и проблемная ситуация.
22. Гипотеза как форма развития знания.
23. Теория как форма развития знания.
24. Основные элементы научной теории. Понятие идеализированного объекта.
25. Соотношение основных логических законов-принципов в классической и неклассической логиках.
26. Основные направления неклассической логики.
27. Понятие интуиции в философии, логике и математике. Интуиционистская логика.
28. Интуиционистское понимание дизъюнкции и импликации.
29. Конструктивная логика и метод конструктивного отбора.
30. Абстракция потенциальной осуществимости и понятие конструктивного отбора.
31. Понятие многозначности в логике и многозначные логики.
32. Трехзначная логика Лукасевича.
33. Понятие модальности в логике. Ассерторические, проблематические и аподиктические суждения.
34. Основные типы модальных оценок в современной логике.
35. Общие принципы модальных логик.
36. Основные понятия и законы алетической модальности.
37. Деонтическая логика. Основные принципы нормативной логики.
38. Логика абсолютных и сравнительных оценок.
39. Система натурального исчисления высказываний.
40. Правила вывода Модальной системы натурального исчисления высказываний.
6. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
для студентов заочного обучения
1. Роль и значение логики в жизни человека.
2. История развития логики.
3. Взаимосвязь основных форм мышления.
4.Разновидности семантических категорий. Дескриптивные и логические термины.
5. Общие, частные и единичные понятия.
6. Взаимосвязь объема и содержания понятий.
7.Простые и сложные, корректные и некорректные вопросы и ответы на них.
8. Основные логические приемы формирования понятий.
9. Определение понятий. Ошибки определения.
10. Количественная и качественная характеристики суждений.
11. Классификация суждений по модальности.
12. Классификация суждений по типу логических отношений.
13. Коммуникативная природа суждений.
14.Запрет противоречия и методологическое значение закона Дунса Скотта.
15. Роль и значение закона тождества и противоречия в коммуникативном и познавательном процессе.
16. Роль и значение закона исключенного третьего в коммуникативном и познавательном процессе.
17. Соотношение законов диалектической и формальной логики.
18. Общая характеристика умозаключения как выводного знания,
19. Фигуры и модусы силлогизма, их значение в интеллектуальной и речевой деятельности человека.
20. Неполные силлогизмы (энтимемы) и механизм их восстановления.
21. Сложные силлогизмы (сорит, эпихейрема)
21. Индукция. Методы установления причинных связей исследуемых явлений.
22. Место и роль индукции и дедукции в познавательной деятельности.
23. Место и роль аналогии в психологической практике.
24. Доказательство и опровержение в науке. Виды доказательств и опровержений.
25. Правила и возможные ошибки доказательства и опровержения.
26. Логико-методологические принципы построения гипотез.
27. Гипотетико-дедуктивный метод построения теории.
28. Понятие логической культуры и характер ее формирования.
29. Интуиция, здравый смысл и знание логики в журналисткой деятельности.
30. Гипотеза как форма развития научного знания.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задачи и упражнения могут быть использованы в семинарских занятиях для всех форм обучения и являются обязательными при выполнении контрольных работ, предусмотренных учебными планами для заочной формы обучения. Задания распределены по темам, которые являются общими для всех специальностей.