Тема 25. Модальная логика

1. Понятие модальности.

2. Основные принципы построения модальных логик.

3. Деонтическая модальность

5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

Вопросы для экзамена (зачета) для нефилософских специальностей

1. Логика - наука о законах и формах мышления. Значение логики для профессиональной и познавательной деятельности.

2. Возникновение логики, основные исторические этапы ее развития.

3. Понятие логической культуры, способы формирования логичес­кой культуры человека.

4. Соотношение логики, интуиции и здравого смысла.

5. Абстрактно-логический уровень познания.

6. Мышление и язык. Взаимосвязь культуры мышления и культуры речи.

7. Логическая форма. Формализация мышления.

8. Логические понятия и символы (субъект, предикат, логические связки, кванторы).

9. Логические термины и связки (импликация, конъюнкция, дизъюнкция, эквиваленция, отрицание).

10. Понятие как форма мышления. Основные логические методы образования понятий.

11. Классификация понятий. Синонимия и омонимия.

12. Содержание и объем понятия, отношения между понятиями.

13. Определение понятий, правила и ошибки определения понятий.

14. Роль и функции понятия в познании и коммуникации.

15. Понятие суждения, виды суждений.

16. Качественная и количественная характеристики суждений.

17. Общая характеристика атрибутивного и реляционного суждений.

18. Отношения между суждениями. Логический квадрат.

19. Модальность суждения. Типы модальности.

20. Общая характеристика сложных суждений.

21. Таблицы истинности суждений.

22. Роль и значение вопроса в познании и общении. Виды вопросов.

23. Логическая структура вопроса, корректные и некорректные вопросы.

24. Связь вопросов с проблемой и суждением.

25. Виды ответов и требования к ним.

26. Понятие формально-логических законов, их значение в познании и общении.

27. Закон тождества. Определенность как свойство мышления.

28. Закон противоречия. Непротиворечивость и последовательность как свойство мышления.

29. Виды противоречий и условия их разрешения в мыслительном процессе.

30. Взаимодействие законов противоречия и тождества. Парадоксы и софизмы.

31. Закон исключенного третьего, его общая характеристика и роль в мыслительном процессе.

32. Закон достаточного основания, доказательность мышления. Функции закона достаточного основания.

33. Роль обоснования в науке, логике, коммуникации.

34. Закон Дунса Скотта как предпосылка и методологический принцип истинного мышления и знания.

35. Закон двойного отрицания, его роль, условия применения и огра­ничения.

36. Основные законы диалектической логики, их общая характе­ристика.

37. Основные принципы диалектической логики, их общая характе­ристика .

38. Соотношение законов диалектической и формальной логики.

39. Умозаключение как форма мышления. Его структура.

40. Типы умозаключений.

41. Простой категорический силлогизм, правила его проверки.

42. Понятие фигур и модусов силлогизма.

43. Общие правила категорического силлогизма.

44. Аксиома силлогизма. Ее роль в мышлении, познании, научной методологии.

45. Условный силлогизм.

46. Разделительный силлогизм, его модусы.

47. Условно-разделительный силлогизм, его разновидности.

48. Индуктивное умозаключение, его виды.

49. Методы выявления причинных связей между явлениями.

50. Взаимосвязь индукции и дедукции в процессе познания.

51. Общая характеристика аналогии. Место и роль аналогии в науке.

52. Доказательство как неотъемлемое свойство научного знания. Общая характеристика и строение доказательства.

53. Виды доказательств и условия их применения.

54. Критика и опровержение доказательства, способы опровержения.

55. Правила доказательства и опровержения. Их связь с основными формально-логическими законами.

56. Основные ошибки доказательства и опровержения.

57. Понятие проблемы. Проблемная ситуация.

58. Сущность гипотезы, ее логическая структура и виды.

59. Выдвижение, этапы развития и проверка гипотезы.

60. Взаимосвязь проблемы, гипотезы и теории в познавательном процессе.

Вопросы для экзамена (зачета) для специальности «философия»

(1-й семестр)

1. Предмет и задачи формальной логики

2. Исторические этапы развития формальной логики

3. Язык и мышление. Синтаксический, семантический и прагматические аспекты языка

4. Основные семантические категории выражений языка

5. Язык логики высказываний

6. Язык логики предикатов

7. Понятие логического закона и основные принципы правильного мышления

8. Понятие логического следования и критерии правильности рассуждения

9. Закон тождества и закон противоречия

10. Закон исключенного третьего и закон достаточного основания

11. Понятие как форма мышления

12. Логическая характеристика понятий по характеру содержания и объема

13. Определение понятий и приемы, сходные с определений. Виды определений

14. Операция деления понятия и основные правила деления

15. Отношения между понятиями

16. Суждение как форма мышления

17. Простые суждения и их виды

18. Характеристика суждений по качеству и количеству. Логический квадрат

19. Распределенность терминов в суждении

20. Логические отношения между простыми суждениями

21. Сложные суждения и их виды. Таблица истинности

22. Табличный метод определения условий истинности высказываний

23. Логические отношения между сложными суждениями.

24. Логическое отрицание простых и сложных высказываний

25. Понятие тождественно-истинной, тождественно-ложной и выполнимой формулы

26. Методы проверки тождественно-истинных формул

27. Логическое исчисление в классической логике

28. Система натурального исчисления высказываний

29. Вопросно-ответная форма мышления. Виды вопросов и ответов

30. Семантически и прагматически некорректные вопросы

Вопросы для экзамена (зачета) для специальности «философия»

(2-й семестр)

1. Умозаключения как форма мышления. Истинность вывода и правильность рассуждения.

2. Структура и классификация умозаключений.

3. Непосредственные умозаключения. Выводы по «логическому квадрату» и посредством преобразования посылок.

4. Простой категорический силлогизм. Аксиома простого категорического силлогизма.

5. Алгоритм анализа и условия правильности силлогизмов.

6. Правила терминов и правила посылок категорического силлогизма.

7. Фигуры и модусы категорического силлогизма.

8. Чисто условное и условно-категорическое умозаключение.

9. Разделительно-категорическое умозаключение.

10. Условно-разделительное умозаключение.

11. Способы проверки правильности умозаключений из сложных суждений.

12. Вывод по принципу обратной дедукции.

13. Индуктивные умозаключения.

14. Научная индукция. Метод исключения и отбора.

15. Индуктивные методы установления причинных связей.

16. Умозаключения по аналогии.

17. Обоснование и аргументация.

18. Структура аргументации. Доказательная и недоказательная аргументация.

19. Доказательство и опровержение. Подтверждение и возражение.

20. Общие правила и типичные ошибки в аргументации.

21. Проблема и проблемная ситуация.

22. Гипотеза как форма развития знания.

23. Теория как форма развития знания.

24. Основные элементы научной теории. Понятие идеализированного объекта.

25. Соотношение основных логических законов-принципов в классической и неклассической логиках.

26. Основные направления неклассической логики.

27. Понятие интуиции в философии, логике и математике. Интуиционистская логика.

28. Интуиционистское понимание дизъюнкции и импликации.

29. Конструктивная логика и метод конструктивного отбора.

30. Абстракция потенциальной осуществимости и понятие конструктивного отбора.

31. Понятие многозначности в логике и многозначные логики.

32. Трехзначная логика Лукасевича.

33. Понятие модальности в логике. Ассерторические, проблематические и аподиктические суждения.

34. Основные типы модальных оценок в современной логике.

35. Общие принципы модальных логик.

36. Основные понятия и законы алетической модальности.

37. Деонтическая логика. Основные принципы нормативной логики.

38. Логика абсолютных и сравнительных оценок.

39. Система натурального исчисления высказываний.

40. Правила вывода Модальной системы натурального исчисления высказываний.

6. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

для студентов заочного обучения

1. Роль и значение логики в жизни человека.

2. История развития логики.

3. Взаимосвязь основных форм мышления.

4.Разновидности семантических категорий. Дескриптивные и логические термины.

5. Общие, частные и единичные понятия.

6. Взаимосвязь объема и содержания понятий.

7.Простые и сложные, корректные и некорректные вопросы и отве­ты на них.

8. Основные логические приемы формирования понятий.

9. Определение понятий. Ошибки определения.

10. Количественная и качественная харак­теристики суждений.

11. Классификация суждений по модальности.

12. Классификация суждений по типу логических отношений.

13. Коммуникативная природа суждений.

14.Запрет противоречия и методологическое значение закона Дунса Скотта.

15. Роль и значение закона тождества и противоречия в коммуника­тивном и познавательном процессе.

16. Роль и значение закона исключенного третьего в коммуникатив­ном и познавательном процессе.

17. Соотношение законов диалектической и формальной логики.

18. Общая характеристика умозаключения как выводного знания,

19. Фигуры и модусы силлогизма, их значение в интеллектуальной и речевой деятельности человека.

20. Неполные силлогизмы (энтимемы) и механизм их восстановления.

21. Сложные силлогизмы (сорит, эпихейрема)

21. Индукция. Методы установления причинных связей исследуе­мых явлений.

22. Место и роль индукции и дедукции в познавательной деятельности.

23. Место и роль аналогии в психологической практике.

24. Доказательство и опровержение в науке. Виды доказательств и опровержений.

25. Правила и возможные ошибки доказательства и опровержения.

26. Логико-методологические принципы построения гипотез.

27. Гипотетико-дедуктивный метод построения теории.

28. Понятие логической культуры и характер ее формирования.

29. Интуиция, здравый смысл и знание логики в журналисткой деятельности.

30. Гипотеза как форма развития научного знания.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задачи и упражнения могут быть использованы в семинарских занятиях для всех форм обучения и являются обязательными при выполнении контрольных работ, предусмотренных учебными планами для заочной формы обучения. Задания распределены по темам, которые являются общими для всех специальностей.

Наши рекомендации