В) структура И. С. к моменту терапии методами структурной психосоматики
В соответствии с особенностями проблем И. С. терапевтическое воздействие было разбито на несколько этапов.
Первый этап составлял единое целое с диагностикой, с зондированием зоны инфантильности И. С. Достигнув области, где начали проявляться сильнейшие неконгруэнтности вплоть до выраженных ощущений в области нижней части живота, терапевт комментировал все фиксировавшиеся невербальные реакции. При этом последовательно го логическим уровням сознания, начиная от периферических, разрабатывалась проблема: «По каким именно признакам И. С. может узнать, что другие люди идут по пути развития, а не деградации?». Таким образом, проводилась работа в зоне инфантильности, в области первичного внедрения имплантанта, причем благодаря постановке вопроса - внимание было обращено на других людей, включая К-ва, который Для И. С. был естественным образцовым примером, - для пациента было возможно установить третью позицию, присущие сектантскому сознанию некритичность и безапелляционность. Проблема подробнейшим образом ставилась последовательно в следующих ракурсах:
а) уровень окружения: гармонизация отношений в семье и ближайшем окружении (в случае К-ва - среди пациентов, слушателей семинаров и т. д.);
б) уровень поведения: разбирались вопросы эффективности и конгруэнтности социальной, культуральной, экономической деятельности личности;
в) уровень навыков: рассматривались вопросы возрастания эффективности преподавания, терапии, развития профессиональных способностей и т. д.;
г) уровень идеологии: акцент делался на синтез, взаимодействие, интеграцию мировоззренческих карт, карт социализации и т. д. и адекватность базирующихся на них стратегий, особенно касающихся межличностных и социальных отношений.
Было проведено последовательное структурное сравнение перемен, происшедших с К-вым за истекшие три года и с самой И. С, были выявлены ключевые различия на всех структурных уровнях. В ходе работы использовались различные исторические и культурологические параллели - метафора «пути» в йоге, буддизме, раннехристианской традиции, «четвертый путь» Гурджиева и др.
Таким образом, первый этап работы сводился к разделению сущностных и несущностных элементов в зоне инфантильности, структурализации реперных зон и формированию третьей позиции по отношению к проблеме в целом.
Далее были поставлены вопросы: «Что же именно И. С. хочет получить в результате своих занятий? Как практически она хочет применить полученные навыки?» - т. е. от отстраненного обзора был совершен поворот к ее личной ситуации. Эта работа велась строго контекстуально. Были определены как долговременные стратегические задачи - был «снят» воображаемый многоконтекстуальный фильм с И. С, какой она будет через 10 лет в случае благоприятного развития, - так и ближайшие тактические.
Наконец, в рамках третьепозиционной техники с использованием режиссерских метафор (постановки воображаемого спектакля на заданную тему), была разобрана проблема семейных отношений И. С. Проблема была сформулирована ею следующим образом: «Как только мать начинает говорить мне определенным голосом о моих занятиях и моем здоровье, я испытываю страх, вся сжимаюсь и ощущаю холод внизу живота». В результате часовой работы была сформулирована третья позиция к проблеме и нейтральное отношение к ней без выраженных ощущений в теле.
Таким образом, работа шла как бы по следу проникновения и разрастания в структуре И. С. имплантированного сектантского сознания - из зоны «четвертой социализации» в зону «третьей социализации « (вширь) и самоидентификации (вглубь), а затем в смежную зону семейных отношений.
Однако, резкая перестройка структуры, вытеснение имплантанта, который уже успел проникнуть в разные зоны структуры и обрасти массой патологических стратегий, никогда не происходит мгновенно и абсолютно безболезненно. Обычно мы предупреждаем пациентов о возможном возникновении самых различных духовных, психических и телесных феноменов в ближайшие часы и дни после сеанса - это могут быть «волны» очень ярких воспоминаний, сопровождающихся «взрывами» эмоций («беспричинные» слезы, смех и т. д.), необычные по своей яркости сны или, напротив, бессонница, телесное ощущение типа «сдвига структур», «перестройки внутренней организации тела», потоков «энергии», тепла, холода и т. д.
Вечером того же дня, когда проводился сеанс (он занял несколько часов), И. С. позвонила терапевту и сказала, что ее состояние резко ухудшилось, появились сильные боли внизу живота, цистит, масса непонятных ощущений в теле. Стало ясно, что пришли в движение глубинные слои структуры, началась общая пересборка инфантильной зоны на всех уровнях вертикали. И. С. было рекомендовано разделить внимание и наблюдать за собственным состоянием с третьей позиции, исследуя его, как бы трудно это ни было. Такая структурная перестройка продолжалась в течение 10-12 дней, после чего состояние (и физическое, и психологическое) значительно улучшилось. Важно, что это сопровождалось серьезным изменением внутрисемейных отношений. Любопытно, как это воспринималось самой И. С: она сообщила, что ее мать изменилась и впервые за много лет стала прислушиваться к ее словам и воспринимать ее как самостоятельную личность. Воистину, чтобы решить проблему, надо изменить свое отношение к проблеме!
Изменение внутрисемейной ситуации И. С. для нее особенно важно потому, что это может служить комплексным маркером сдвигов во всей зоне ее структуры, где раньше фиксировались несущностная имплантация и инфантильность: изменились само ее поведение и восприятие семейных отношений, т. е. качественно модифицировались обе ветви отражения-отреагирования в контекстах, бывших для И. С. источником патологических проявлений.