Факты, доказанные наукой. Могущество слова = могущество числа
Могущество слова = могущество числа
Какая взаимосвязь существует между языковыми навыками и изучением математики? Согласно результатам исследования, которое проводили психологи из Массачусетского технологического института (Бостон) доктора Элизабет Спелк[55]и Санна Цыбкин[56], – весьма существенная.
Спелк и Цыбкин подвергли исследованию восьмерых взрослых, которые говорили по-русски – это был их родной язык, – а также бегло разговаривали по-английски. Подражая тем процессам обучения, через которые проходят дети, когда изучают математику, психологи преподавали этим людям детализированные и сложные методы арифметических подсчетов, а также методы аппроксимации[57], с которыми те вовсе не были знакомы. Чтобы проверить, действительно ли существует какая-либо взаимосвязь между языковыми навыками и изучением математики, одни виды упражнений преподавались только по-английски, другие – только по-русски. Кроме того, преподаватели писали все числа не цифрами, а словами.
Затем ученые устроили студентам экзамен, предъявив им для решения математические задачи на обоих языках. Им задавали два вида вопросов: во-первых, вопросы, для которых требуются точные вычисления (сколько будет 75 + 89? 163 или 164?), и, во-вторых, вопросы, для которых достаточно приблизительных подсчетов (если сложить 151 и 95, сумма будет ближе к 240 или к 280?).
И каков же был результат? В вопросах, которые требовали точных вычислений, студенты раздумывали над ответом приблизительно на секунду дольше, если вопрос задавался не на том языке, на котором им преподавали соответствующий материал. Это доказывало существование непосредственной взаимосвязи между языком и способностью изучать математику.
Интересен следующий факт: когда студенты выполняли приблизительные подсчеты, никакой задержки в зависимости от языка не наблюдалось.
В рамках того же исследования французский психолог Станислас Дехин[58]из Национального института здоровья и медицинских исследований[59]производил радиоизотопное сканирование мозга людей, которые в это время были заняты математическими вычислениями.
В подтверждение тех результатов, которые получили Спелк и Цыбкин, доктор Дехин обнаружил, что точные вычисления увеличивали активность левой половины лобной доли мозга, которая отвечает за речь, а приблизительные подсчеты увеличивали активность как левой, так и правой половины теменной доли мозга. Эти области мозга управляют движениями кистей и пальцев рук; вполне вероятно, что они активно вовлекаются в работу, когда мы учимся считать на пальцах.
Числовой интеллект – это способность умело манипулировать числами. Зачастую ошибочно полагают, что эта разновидность интеллекта по своему характеру не только противоположна вербальному, но и вообще несовместима с ним. Как часто вам приходится слышать такие заявления: «У меня способности к математике, но в языках я безнадежный тупица» или «Я люблю английский язык, но ненавижу математику»? Истина заключается в том, что математика и языки тесно связаны между собой, и одно не может обойтись без другого, поскольку и математика, и язык:
• содержат в себе основополагающий небольшой алфавит (буквы / числа);
• комбинируют элементы своих алфавитов, объединяя их в значимые подгруппы и более крупные образования (слова / предложения; группы / уравнения);
• представляют собой первооснову тех заданий, из которых состоит стандартный тест для определения коэффициента интеллектуальности;
• требуют немалых усилий и стимулируют мозг, с тем чтобы он создавал новые ассоциативные связи между разрозненными элементами;
• являются источниками вдохновения для вашего мозга, которые побуждают его к творчеству;
• имеют правила и нормы, на которых зиждутся их структуры, числовые и синтаксические «грамматики»;
• являются естественными языками;
• помогают вашему мозгу совершенствовать все его процессы, видеть и мыслить яснее и четче;
• неизбежно ассоциируются с успехами в учебе и профессиональной жизни.
Результаты вышеописанных исследований противоречат расхожему мнению, будто, если вам хорошо даются языки, вы ничего не будете смыслить в математике, и наоборот. Если у вас хорошо развит вербальный интеллект, это очевидным образом помогает вам совершенствовать свои математические способности.
Вы можете использовать свой числовой интеллект, чтобы повысить свой коэффициент вербальной интеллектуальности. Это можно сделать двумя следующими способами:
1. Играйте в игры и разгадывайте загадки, в которых нужно делать точные подсчеты. Они стимулируют деятельность речевых долей вашего мозга. Развлекаясь, вы одновременно будете тренировать те отделы вашего мозга, которые отвечают за вербальный интеллект, и таким образом будете планомерно его совершенствовать.
2. Попробуйте поиграть в игру, где нужно описывать словами расстояния и размеры, обозначенные при помощи чисел. Попытайтесь описать словами следующие расстояния (составляя эти описания, позаботьтесь о том, чтобы они явно отличались друг от друга, и были полны творческой фантазии!):
• миллиметр;
• сантиметр;
• метр;
• километр;
• 100 километров;
• 1000 километров;
• 1 000 000 километров;
• число 6 000 000 000;
• число 1 000 000 000 000;
• бесконечность.