Экспериментальное изучение проблемы формирования мышления
Данное экспериментальное изучение проблемы формирования мышления проводилось на базе 1-й младшей группы детского сада с целью выявления особенностей процесса постановки и решения игровой задачи в процессе самостоятельной и совместной игры. В процессе работы использовались такие методы исследования, как - обзорно-аналитический; - математико-статистический, а также - наблюдение и беседа
В качестве основной использовалась методика «Достань игрушку»
Этот вариант методики был описан в книге Т.Д. Марцинковской «Детская практическая психология»[4], где рекомендовался автором для диагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте 2 -3-х лет.
Перед ребенком ставились две задачи: подтянуть к себе игрушку палкой и вторая, с помощью сачка достать игрушку из емкости с водой.
Прежде чем приступить к выполнению задания ребенок должен рассказать, что он собирается сделать, при этом выясняя, насколько он может устанавливать смысловые связи между действиями. После выполнения действий мы просили ребенка рассказать о том, что он делал.
Оценка результатов исследования проводилась по следующим критериям:
10 – баллов. Ребёнок четко выполнил все рекомендации воспитателя и достал игрушку за время меньше чем 2 минуты.
8-9 – баллов. Ребёнок достал игрушку за время от 2 до 2,5 мин.
6-7 – баллов. Ребёнок достал игрушку за время от 2,5 до 3 мин, используя при этом подсказки воспитателя
5-3 – баллов. За время 3 мин ребёнок сумел подтянуть к себе игрушку, но не достал ее из воды.
2-0 – балла. За время 3 мин ребёнок не сумел достать игрушку.
Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 3-5 балла – низки; 0-2 балл - очень низкий.
Эксперимент осуществлялся с участием 5-ти детей в возрасте до трех лет. При проведении исследования детям предлагались следующие диагностические задания:
1. Подтянем к себе игрушку. Выбрать тесьму, за которую можно подтянуть игрушку.
2. Притянуть к себе игрушку палкой. На значительном расстоянии, чтобы можно было дотянуться палкой, лежит игрушка (кольцо). Задача - достать игрушку.
3. Выловить игрушку из воды сачком. Попытки достать предмет руками пресекаются.
4. Достать шарик из ведерка черпаком.
При выполнении задания дети в основном действовали самостоятельно, иногда задавали вопросы.
В процессе выполнения действий детьми мы подкрепляли их действия словами: «Возьми игрушку», «Достань игрушку» и др., некоторым детям повторял инструкцию. При нерешительных действиях детей с предметами-заместителями, особенно после неудачной попытки выполнения задания, необходимо было оказывать поддержку и давать указания.
При анализе действий детей мы обращали внимание прежде всего на
- ориентировку их в предметной ситуации;
- операторные действия детей (т. е. действия, которые соответствуют поставленной задаче и имеющимся средствам, например, какие операции совершают при вылавливании игрушки сачком, соответствуют ли они адекватным действиям с сачком или ребенок отказывается доставать игрушку сачком и достает игрушку рукой и т. д.).
Действия детей при выполнении заданий фиксировались в протоколе, по итогам изучения которого были зафиксированы следующие уровни развития наглядно-действенного мышления детей младшей группы.
Таблица 1. Итоги исследования
Ф.И.ребёнка | Сумма баллов | Уровень развития | |
Максимов Игорь | Средний | ||
Горобец Маша | Средний | ||
Полухин Антон | Высокий | ||
Прохоров Витя | Средний | ||
Иванова Катя | Высокий |
Итак, несмотря на то, что эксперимент должен был осуществляться ребенком совершенно самостоятельно, для детей, особенно обладающих нерешительным характером были необходимы дополнительные указания.
По результатам исследования было выявлено, что дети понимают задачу и хорошо представляют конечную цель (достать предмет). Но при этом иногда возникают проблемы в представлении детьми системы действий, которая должна привести к осуществлению поставленной цели. Чаше всего обследование осуществляется с помощью пробующих и поисковых действий.
В ходе эксперимента повысился уровень ориентировке детей в предметной ситуации, что следует из того, что в каждом следующем задании ребенок увереннее справлялся с задачей. Результаты экспериментаторов показали, что дети проявили высокую активность при выполнении задания и после выполнения пробующих действий выполнили задание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мышление и в дошкольном возрасте все еще носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом сохраняет еще очень тесную связь с практической деятельностью.
Мышление в своем развитии проходит следующие этапы:
1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;
2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;
3) начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит благодаря изменению характера ориентировочно-исследовательской деятельности. Ориентировка, основанная на методе проб и ошибок, заменяется на целенаправленную двигательную, затем зрительную и, наконец, мыслительную ориентировку.
Появление сюжетно- ролевых игр, особенно с использованием правил, способствует развитию наглядно- образного мышления. Его становление и совершенствование зависят от воображения ребенка. Сначала ребенок механически замещает одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им функции, затем предметы замещаются их образами и необходимость совершения практических действий с ними отпадает.
Словесно-логическое мышление начинает свое развитие тогда, когда ребенок умеет оперировать словами и понимает логику рассуждений. Способность к рассуждениям обнаруживается в среднем дошкольном возрасте, но очень ярко проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Несмотря на то, что ребенок может рассуждать, в его умозаключении отмечается нелогичность, он путается при сравнении величины и количества.
Развитие данного вида мышления проходит в два этапа:
1) сначала ребенок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, и научается пользоваться ими;
2) ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения.
Таким образом: у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий не исчезают, а заменяются новыми, более совершенными. При необходимости они снова могут включиться в решение проблемной ситуации, т. е. начнет работать наглядно-действенное, наглядно - образное и словесно-логическое мышление. Отсюда следует, что у дошкольников интеллект уже функционирует по принципу системности.
Литература
1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – РнД.: Феникс, 2015. – 270с.
2. Косякова О. О. Психология раннего и дошкольного детства. – РнД.: Феникс, 2011. – 415с. – (Сер. Высшее образование).
3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. – М.: Мозаика - Синтез, 2013 - 305с. – (Сер. Высшее профессиональное образование).
4. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д.Марцинковской. Гардарики, 2003. – 255с.
5. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288с.
6. Ткачева М.С. Возрастная психология: Конспект лекций. – 2- е изд., пер.доп. – М.: Юрайт, 2014. – 200с.