Виды индуктивных умозаключений
Различают два вида индуктивных умозаключений - полную и неполную индукцию. В полной индукции заключение о принадлежности некоторого признака всему множеству предметов получают на основании повторяемости этого признака у каждого из явлений. В неполной индукции такое заключение получают на основании повторяемости признака у некоторой части рассматриваемого класса явлений. Если полная индукция дает достоверные заключения, то неполная индукция только вероятные.
Схема умозаключений полной индукции
А1| обладает признаком Р
А2 обладает признаком Р
……………………………
Ап обладает признаком Р
А1, А2.... Ап составляют класс К.
Следовательно, каждый элемент класса К обладает признаком Р.
Схема умозаключений неполной индукции
А1 обладает признаком Р
А 2 обладает признаком Р
……………………………
А п обладает признаком Р
А1, А2.... Ап принадлежит классу К.
По-видимому, каждый элемент класса К обладает признаком Р.
Неполная индукция делится на научную(элиминативную) и популярную(энумеративную).
Научную индукцию от популярной можно отличить по сознательно применяемым специальным приемам отбора случаев, на которых строится вывод, с целью избежать случайности. Популярная же индукция берет факты в том порядке, в каком они встречаются в реальной действительности, т. е. в подавляющем большинстве случаев это первые попавшиеся факты; иногда же она бессознательно отбирает одни факты, пренебрегая другими.
Методы установления причинных связей
Существует пять методов установления причинных связей:
1) метод сходства,
2) метод различия,
3) соединенный метод сходства и различия,
4) метод сопутствующих изменений,
5) метод остатков.
Каждый из этих методов можно выразить одной из схем, где буквой «у» - обозначено явление, причина которого устанавливается, а остальные буквы - это различные обстоятельства (причины), при которых «у» происходит или не происходит.
1) Метод сходства.
Первый случай: АВСД - явление «у» происходит.
Второй случай: ЕРКА - явление «у» происходит.
Третий случай: НАТД — явление «у» происходит.
Четвертый случай: ВЛХА — явление «у» происходит.
Следовательно, А есть причина явления «у».
2) Метод различия.
Первый случай: АВСН - явление «у» происходит.
Второй случай: ВСН - явление «у» не происходит.
Следовательно, А есть причина явления «у».
3) Соединенный метод сходства и различия.
Первый случай: ABC - вызывает явление «у».
Второй случай: МКВ — вызывает явление «у».
Третий случай: МВС - вызывает явление «у».
Четвертый случай: АС — не вызывает явление «у».
Пятый случай: МК - не вызывает явление «У».
Шестой случай: МС - не вызывает явление «У».
По-видимому, В является причиной явления «У».
4) Метод сопутствующих изменений.
Первый случай: АВСН - дает явление «у».
Второй случай: Al BCH - дает явление «yl».
Третий случай: А2 ВСН - дает явление «у2».
Следовательно, А находится в причинной связи с «у».
5) Метод остатков.
Первый случай: ABC — вызывает явление «авс».
Второй случай: А - вызывает «а».
Третий случай: В - вызывает «в».
Следовательно, С вызывает «с».
В зависимости от того, по какой схеме получен данный индуктивный вывод, его следует отнести к тому или иному методу. Что касается оценки правильности применения методов индуктивного исследования, то надо руководствоваться следующим:
а) чем больше рассмотрено случаев и чем разнообразнее обстоятельства в них, если к тому же установлено точно, что сходны эти случаи лишь в одном единственном обстоятельстве, тем строже соблюдены требования метода сходства.
б) чем строже соблюдена идентичность всех, кроме одного, из обстоятельств в обоих исследованных случаях, тем правильнее соблюдены правила метода различия. При этом должно быть точно установлено.что эти случаи различны лишь в одном единственном обстоятельстве.
в) чем надежнее наши сведения: 1) что все, кроме одного, обстоятельства в рассмотренных случаях неизменны; 2) что изменение этого единственного обстоятельства находится в прямом соответствии с изменением явления, причину которого мы ищем, тем точнее вывод по методу сопутствующих изменений.
г) чем надежнее наши данные о причинах уже изученных частей явления, тем надежнее будет умозаключение по методу остатков о существовании ранее не известного обстоятельства.
д) своеобразие метода остатков заключается в том, что по этому методу делается умозаключение о наличии такого обстоятельства, о существовании которого до того не было известно.
Аналогия- это такое умозаключение, в котором мысль развивается от знания некоторой степени общности к знанию такой же степени общности, а заключение, вытекающее из посылок носит вероятностный характер.
Умозаключением по аналогииназывается рассуждение ,в котором из сходства двух объектов в некоторых признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках.
Например, предположение, что на Марсе существует жизнь сделано по аналогии:
сходные признаки у Земли и Марса:
- наличие атмосферы со свободным кислородом;
- наличие воды;
- наличие смены дня и ночи, а также времен года.
Но на Земле, кроме того, существует жизнь. Следовательно, существует, вероятно, жизнь и на Марсе.
Схема умозаключения по аналогии:
Объект А имеет признаки а,б,с.