Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
- примеров должно быть 2;
- примеры должны быть из указанного текста;
- приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические.
! В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно. Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки.
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
! За отсутствие абзацев снимают баллы. Образец сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по тексту демоверсии 2013
В данной статье я представляю свой вариант сочинения С2 по тексту демоверсии 2013.
Задание:
Текст:
Обращаю внимание на то, что в экзаменационных тестах в задании части С в качестве исходного тезиса будут предложены ДРУГИЕ ЦИТАТЫ!
Сочинение:
Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. (204 слов)
Милосердие. Как много вмещает в себя это слово! Это и сочувствие, и любовь к окружающим, и готовность делать добро.
Д. Гранин - талантливый русский писатель- в своей статье заставляет задуматься над вопросами: что значит милосердие в наше время, необходимо ли оно в наш «жестокий век»? Должна ли современная литература продолжать традиции классиков в развитии этой проблемы?
Нравственная проблема, о которой говорит автор, актуальна. Сегодня современный человек, к сожалению, часто не замечает, а может, не хочет замечать нуждающихся в поддержке. Вот и автор с горечью, рассуждая о милосердии, задаётся вопросом: «Часто ли мы получаем призыв к нему». Поэтому так остро звучит в статье требование автора воспитания милосердия, усиленное использованием однородных членов предложения и риторическими вопросами.
Позиция писателя раскрывается косвенно: утверждая, что именно А. Пушкин положил начало развитию темы милосердия в литературе, которая нашла продолжение в творчестве «больших и малых писателей России», писатель одобряет нравственное направление в литературе. Конечно же, я согласна с мнением Гранина: читая произведения классиков, проникаешься состраданием к «униженным и оскорблённым.»
Многие сегодня нуждаются в добром слове. Чтобы быть милосердным, надо быть добрым, потому что только добрый человек способен чувствовать чужое горе как своё.Например, героиня одноимённого рассказа В. Астафьева, малозаметная девушка Людочка, пожалела умирающего парня, посидев у его постели, в то время как все отвернулись то него: не жилец! Казалось бы, как мало надо! Просто посидеть рядом. И человек не чувствует себя одиноким особенно в такую минуту. Другой пример можно привести из воспоминаний К. Чуковского об Анне Ахматовой, которая в голодное время отдала подаренный ей пищевой концентрат больной жене писателя. Вот уж поистине великий шаг милосердия!
В заключение хочется ещё раз подчеркнуть: наверное, наша жизнь была бы другой, если бы добрых людей было больше. Значит, надо воспитывать сострадание и милосердие, и надёжным помощником здесь была и будет художественная литература, которая не в праве «отказываться от пушкинского завета».
Текст
(1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (З)Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
(5)Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (б)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
(10)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.
(11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
(12)Милость к падшим призывать - воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему - необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.
(По Д. Гранину)