Основные фазы мыслительного процесса
Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач. Мышление носит целенаправленный характер и необходимо лишь в тех ситуациях, где возникает новая цель, а старые прежние средства уже недостаточны для её достижения. Такие ситуации называются проблемными.
Проблемная ситуация – это неопределённая ситуация, вынуждающая искать новые решения.
Проблемные ситуации возникают в течение всей жизни каждого, и решение приходит по-разному. Большую роль играет ситуация, требующая решения. Она может быть связана с повседневной жизнью, рабочей деятельностью, ориентирована на семейную сферу каждого субъекта. От этих параметров зависит скорость принятия решения. Следует учитывать такое понятие как понимание, поскольку оно является одной из основных фаз при протекании процесса мышления. Понимание – процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д. Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и выражаться в узнавании, осознании его, оно может осуществляться и вне восприятия. Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.
В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз.
Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации.
Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельности мышления. Первый признак мыслящего человека - умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов - признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.
Вторая фазамыслительного процесса – это анализ условий задачи. Не зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной.
От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению.
Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.
Третья фаза мыслительного процесса – само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций. Умственные действия образуют определённую систему, последовательно сменяя друг друга.
Следующей фазой мыслительного процесса является проверка правильности решения. Проверка правильности решения дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти незамеченные ошибки и исправить их.
Умение решать мыслительные задачи характеризует ум человека, особенно, если человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными способами.
Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе – к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы спускается более или менее непосредственно в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи – развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.
I. интеллект
Понятие интеллекта
Понятие «интеллект» (от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) не имеет однозначного определения, но всеми учеными признается, что присущий каждому человеку уровень его способности пользоваться мыслительными операциями является одной из основополагающих характеристик интеллекта (Леонтьев А.Н., 1981; Claub G., 1976).
Создатели первых интеллектуальных тестов А. Бине, Т. Симон (Вinet А., Simon Тh., 1905) и Д. Векслер (Wechsler D.), считали, что человек, обладающий интеллектом, – это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря этим способностям хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. адаптируется к окружающей среде, к обстоятельствам жизни.
Другая точка зрения на интеллект связана с тем, что здесь главное значение придается связи интеллекта с психофизиологическими способностями человека быстрее или медленнее обрабатывать поступающую информацию (быстрота восприятия, запоминания и воспроизведения и т.п.), иначе – со скоростными параметрами реагирования на внешние стимулы (Galton F., 1884; Catell J., 1885 и др.). И в более поздних исследованиях основным показателем интеллекта при этом подходе служит время, затраченное человеком на решение предложенных задач.
Понятие психической скорости, или скорости выполнения умственных операций приобретает роль фактора, объясняющего происхождение индивидуальных различий в познавательной деятельности и показателях интеллекта.
Существуют морфологические и топографические особенности в строении мозга людей, отличающихся высоким интеллектом – у интеллектуально одаренных людей рецептивный слой коры существенно толще. Предполагается, что это связано с перераспределением ресурсов медиатора ацетилхолина, который, по некоторым представлениям, обеспечивает информационную составляющую процессов обучения.
Интеллект часто определяют как обобщенную способность к обучению. Это подтверждает точку зрения многих исследователей (Guilford J., 1967 и др.). Однако следует помнить, что понятие способности определяет более широкий круг психических явлений, чем понятие интеллект.
В прошлом предлагалось довольно много определений интеллекта исходя из наличия и степени выраженности способностей к интеллектуальной деятельности. Интеллект – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (Векслер). Это способность человека адаптироваться к окружающей среде, которая является относительно устойчивой структурой умственных способностей индивида.
Интеллект – это способность самостоятельно находить качественные (верные, простые, требующие как можно меньших затрат ресурсов) решения разнообразных сложных "задач", в том числе, новых, ранее неизвестных (в идеале – любых возможных "задач").
Согласно Линде Готтфредсон, интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учится на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.
К. Айзенк выделяет три концепции, исходя из которых мы можем определять, что такое интеллект:
· биологический интеллект; где под биологическим интеллектом понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга;
· психометрический интеллект, который определяется стандартными тестами измерения коэффициента интеллекта (IQ);
· социальный (или практический) интеллект как проявление социально-полезной адаптации, выделяются и исследуются такие проявления социального интеллекта, как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде.
Основные критерии, по которым оценивается развитие интеллекта, – это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий.
Интеллект – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Структура интеллекта
На сегодняшний день существует две основные концепции, объясняющие структуру интеллекта – двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена и Р.Кеттела и многофакторная теория Л. Тёрстоуна и Дж. Гилфорда.
1. Двухфакторная теория Ч. Спирмена и Р. Кеттелла
Согласно теории Ч. Спирмена успех интеллектуальной деятельности зависит от генерального фактора интеллекта (собственно интеллекта) и от фактора, специфического для данной деятельности. В начале XX века Чарльз Спирмен показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирман ввёл «фактор G» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор G» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры G. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ). Модель К.Спирмена признает интеллект как общий фактор, представленный на всех уровнях интеллектуального функционирования. Она базируется на том, что между результатами выполнения различных интеллектуальных тестов имеется положительная корреляционная связь: как правило, испытуемые, успешно выполняющие тесты на мышление, также успешны в тестах на прочие познавательные способности. Кроме фактора G Спирменом был выделен фактор S, характеризующий специфику каждого конкретного тестового задания, либо того или иного вида интеллектуальной активности. В дальнейшем двухфакторная модель интеллекта была дополнена факторами, отвечающими за механические, арифметические и лингвистические (вербальные) способности, которые оказались расположенными между S и G-факторами, что превратило модель Спирмена в иерархическую.
Значительный вклад в развитии этого направления внес Р. Кеттел. Он выделил «свободный» (или «текучий») и «связанный» (или «кристаллизованный»).
«Текучий интеллект» характеризует биологические возможности нервной системы – способность к мышлению, абстрагированию, рассуждению, запоминанию. Его функция – быстро и точно обрабатывать текущую информацию. Его уровень определяется общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга. «Текучий интеллект» характеризует продуктивные возможности интеллекта, т.е. способность выявлять связи и закономерности, приходить к выводам.
«Кристаллизованный интеллект» – определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые индивид приобрел в ходе социализации с раннего детства до конца жизни. Он определяет то, насколько индивид овладел общей культурой того общества, к которой он принадлежит. «Кристаллизованный интеллект» характеризует репродуктивные возможности, т.е. способность использовать прошлый опыт и усвоенную ранее информацию, проявляется при решении вербальных тестов (запас слов, чтение, учет социальных нормативов).
2. Многофакторная теория интеллекта Л. Тёрстоуна и Дж. Гилфорда
Главным оппонентом Ч. Спирмена стал Л. Тёрстоун, который отрицал наличие фактора G. Он считал, что интеллектуальная деятельность является результатом взаимодействия множества отдельных независимых друг от друга скрытых факторов. Терстоун выделил ряд групповых факторов, семь из которых получили название "первичных умственных способностей":
· S: пространственный – способность оперировать в уме пространственными отношениями
· P: восприятие – способность детализировать зрительные образы
· N: вычислительный – способность выполнять основные арифметические действия
· V: вербальное понимание – способность понимать и раскрывать значение текстов и слов
· F: беглость речи – способность быстро подобрать слово по заданному критерию
· M: память – способность запоминать и воспроизводить информацию
· R: логическое рассуждение – способность выявлять закономерность в ряду букв, фигур, цифр.
Дж. Гилфорд выделял 120 узкоспециализированных независимых способностей, которые определяются сочетанием трех групп аспектов. Каждый фактор в модели интеллекта Гилфорда обозначается сочетанием индексов в соответствии с видом предъявляемой информации (S), характером операции (О) и получаемым результатом (R).
Предъявляемая информация (S):
1. Образная (F) – образы восприятия и памяти.
2. Символическая (S) – в виде формальных знаков: буквы, цифры, кодовые обозначения и т.п.
3. Семантическая (М) – концептуальная информация: идеи и понятия.
4. Поведенческая (В) – информация, отражающая процесс общения в невербальной форме.
Операции по обработке информации (О):
ü Узнавание и понимание информации (С).
ü Запоминание, фиксация в памяти информации (М).
ü Дивергентное мышление (D).
ü Конвергентное мышление (N).
ü Оценки (Е) – сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию.
Результаты (R):
1. Единицы (U) – отдельные сведения.
2. Классы (С) – совокупность сведений, сгруппированных по общим существенным элементам.
3. Отношения (R) выражают связи между единицами информации.
3.Системы (S) являются блоками, состоящими из элементов и связей между ними.
4.Трансформации (Т) – преобразования и модификации информации.
5.Импликация (I) – результаты, возможные логические выводы из имеющейся информации и выходящие за ее пределы.
Таким образом, 120 различных частных интеллектуальных способностей образуются как всевозможные сочетания операций, содержаний и продуктов мыслительной деятельности (4х5х6). В соответствии с моделью Дж. Гилфорда каждая способность определяется ее уникальным положением по каждому из трех измерений. Эту модель называют «кубообразной моделью структуры интеллекта».