Диагностика успеваемости в курсе права
Диагностика и оценка усвоения правового материала.
1. Проверка (контроль) правовых знаний, умений и навыков. Диагностика успеваемости в курсе права.
2. Оценка усвоения правового учебного материала.
3. Повторение учебного материала в курсе «Правоведения».
Проверка (контроль) правовых знаний, умений и навыков.
Диагностика успеваемости в курсе права.
Цель контроля – оценить качество правового образования обучаемых, уровень их правовых знаний и умений, уровень сформированности ценностно-правовых ориентаций, правового сознания и правовой культуры.
Задачи проверки – пополнить, углубить, закрепить, повторить и обобщить правовые знания, подготовить учащихся к усвоению новых знаний, развивать специальные умения, юридическую лексику (речь) и правовое мышление обучающихся, стимулировать их активную работу, сформировать познавательные способности, проверить усвоение учениками учебного материала, способствовать его систематизации, выявить пробелы в правовых знаниях, умениях и принять меры к их устранению, корректировать дальнейшую деятельность с учетом обнаруженных проблем в усвоении учебного материала.
Проверка (контроль) раскрывает слабые и сильные стороны в усвоении материала курса права всем классом и отдельными учащимися. При этом качество правового обучения оценивается не только по объёму знаний учеников, но и по тому, насколько они умеют ими пользоваться (применять для решения правовых ситуаций, проблемных задач, руководствоваться ими в своём поведении).
Объекты проверки:
1. Знание фактического правового материала.
2. Самостоятельное приобретение новых правовых знаний, умений.
3. Применение знаний в новой учебно-правовой ситуации и в жизни.
4. Усвоение признаков и свойств правовых понятий, логика их изложения, правильное использование при объяснении материала и отстаивании собственной точки зрения.
Проверка должна быть систематической, по всем темам курса права. По возможности необходимо проверять знания и умения у каждого ученика в отдельности (индивидуальный контроль). Проверка в процессе преподавания дисциплины «Правоведение» в основном применяется при:
1. Опросе д/з – проверка материала, усвоенного учащимися на предыдущем уроке - до изложения нового (письменно, устно, у доски или за партой, фронтально и индивидуально).
2. При подготовке учащихся к усвоению нового материала и при изучении новой темы.
3. При различного рода повторениях.
Формы проверки (контроля) на уроках права:
Анкетирование, тестирование; письменная контрольная и самостоятельная работа (фронтальная), работа по карточкам (индивидуальная, парная или групповая); индивидуальное собеседование; устный коллоквиум (фронтально или индивидуально); опрос; зачет и экзамен; защита исследовательского проекта, индивидуальные устные развёрнутые и краткие ответы (с места), письменные и реже графические работы на доске, уплотнённый опрос – проводится проверка материала у группы учеников одновременно (сочетание устной и письменной проверки) и др.
Содержание основных способов проверки правовых знаний и умений обучающихся в курсе «Правоведение».
1. Устный опрос (наиболее эффективный и распространённый способ проверки). Для его проведения в современном учебном пособии после темы предлагается множество вопросов для контроля. Количество вопросов иногда доходит до 35 для того, чтобы дать возможность учителю охватить опросом почти всех учеников класса. Иногда вопросы задаются в достаточно простой форме для ускорения опроса и проверки знания конкретного материала по теме (ознакомился ли с текстом учебника). Чтобы получить отметку, учащемуся надо постараться выдать как можно больше информации. Есть вопросы глубокого содержания, которые предполагают полный ответ, за который можно поставить оценку. Не каждый раз за ответ на вопрос можно поставить оценку, т.к. вопросы носят частный или неглубокий характер. В случае если вопросы носят не глубокий характер, то учитывается совокупность ответов на несколько вопросов или дополнения к ответам своих одноклассников.
2. Решение задач. Нельзя решить задачу, не зная положений законодательства, эрудиция не поможет, рассуждения не нужны. По результатам решения учителю становится ясно усвоены знания или нет. Однако, надо дифференцировать решение задач, в случае не основательного решения задачи ученику ставиться «двойка». Решение задач, которое несколько отличается от правильного, редко может послужить основанием для снижения отметки. Искреннее заблуждение ученика не должно отрицательно оцениваться. Ребята учатся на ошибках и если аргументы, подтверждающие ответ сильны, то их нужно оценивать по достоинству т.к. ученик продемонстрировал силу своего интеллекта и усердие. Ребёнок имеет право на ошибку.
3. Контрольная работа. Для её проведения можно использовать время на уроке (частично), но при этом лучше занять вторую половину урока. Задания для контрольной работы желательно сформулировать отдельно для каждого ученика (карточки) и выдать перед началом контрольной работы. Задания должны быть посильными по сложности и по времени для контрольной работы. Ставить вопросы надо проблемно, не традиционно, чтобы требовать от ученика интеллектуального усилия, а не механический ответ.
4. Сочинение, рассуждение (эссе) в письменном виде. Можно предложить несколько тем на выбор, даже и одну тему сочинения на класс. Однако она должна звучать максимально проблемно. Желательно чтобы эта проблема была связанна с современной жизнью учеников, их семьи и общества в целом («Какой процент от прибыли или зарплаты Вы согласны платить в виде налогов?»; «Собственность – это благо или бремя?»). Для обдумывания и письменных рассуждений можно выбрать афоризм известной личности. Сочинение может быть предложено в качестве домашнего задания. Лучшее сочинение может быть зачитано в классе. Аргументирование эссе – изложение собственного мнения по проблеме, аргументированная защита (не менее чем тремя аргументами), подтверждающими фактами и документами (источниками).
Критерии оценки эссе (их необходимо обсудить с учащимися перед выполнением работы):
- понимание сути темы эссе и её полновесное раскрытие,
- убедительная аргументация, подтверждение своего мнения фактами, сведениями источников, теоретическими доводами,
- правильное использование терминологии, оперирование фактами и другой информацией,
- логичность и ясность рассуждений,
- выражение эмоционально-ценностного отношения к обсуждаемой теме,
- оригинальность, стройность и выразительность стиля изложения,
- отражение нормативно-правового аспекта материала.
5. Словарный диктант. Можно организовать после предшествующей работы с юридической терминологией, которая должна проводиться на каждом уроке и по каждой теме. Желательно, чтобы ученик вёл словарь юридических терминов (в тетради). Юридические термины должны стать привычными для учащихся (не пугать сложностью). Проводить словарный диктант можно после 4-5 уроков (чтобы долг по проверке юридических терминов не накапливался). Читать термины следует не торопливо, чтобы все ученики успели вспомнить всё необходимое и воспроизвести на бумаге. Чтение не должно быть слишком медленным для того, чтобы не провоцировать подглядывание и списывание. Термины читаются через запятую. За словарный диктант ставятся две оценки (за грамотность и за определение). Может быть организована взаимопроверка между учащимися. Определение юридического термина выражающего только его суть может быть не дословным. В юриспруденции важно не механическое запоминание, а смысловое понимание.
6. Тестирование. Тест — это:
• «метод исследования и испытания способностей человека
к выполнению той или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития, профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и форм»;
• «стандартное задание, применяемое с целью определения умственного развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других сторон его личности»;
• «стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданны
ми стандартами — нормами теста».
Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в ходе обучения. Например, после изучения какой-либо темы учащимся предлагается выбрать правильные ответы в соответствующих теме вопросах. В этом случае преподаватель сам заранее устанавливает, за какое количество вопросов какую оценку он будет выставлять. Такое тестирование менее эффективно, но в определенных случаях может быть организовано, например, для слабоуспевающих учащихся...
Тесты могут быть использованы и для самопроверки знаний по праву самими учащимися. Кроме того, преподаватель может использовать тесты и как домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов. В виде домашнего задания можно давать учащимся и вопросы «олимпиады» для получения ими дополнительной оценки.
7. Творческие, образные задания. Служат для проверки и оценки эмпатии (сопереживания). Умение учащихся на основе изучения фактов, законов, источников воссоздать образ мысли, переживания, настроения людей, спектр мнений, взглядов в определённой правовой ситуации.
Диагностика (с точки зрения учебной деятельности)
— это методы и приемы объективного выявления правовых знаний учащихся на основе определенных критериев и действий.
Функции и виды диагностики.
Диагностика познавательной деятельности обучаемых включает пять функций.
Проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения.
Ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло.
Воспитательная функция обеспечивает установление отношения учащегося к праву, влияющего на формирование его взглядов и убеждений.
Методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения учащимися правовыми знаниями.
Корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и собственные усилия по управлению ею.
Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.
В ходе лекций: через беглый устный опрос учащихся; диалог в ходе изложения учебного материала; письменные летучки по содержанию лекции в конце занятия и т. д.
В ходе самостоятельной работы: выполнение общих заданий; ответы на конкретные вопросы; решение кроссвордов; ответы на вопросы логических заданий к изучению хрестоматийных источников; ответы на проблемные задачи, обобщающие, практические задания и т. д.
На семинарах (групповых занятиях): ответы на вынесенные для обсуждение вопросы; участие в дискуссии; письменные летучки и т. д.
Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени.
Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение темы. Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту: ответ на один вопрос — устный, на второй — письменный. Широко используется тестирование. При наличии компьютерного класса используются контролирующие программы.
Итоговый контроль проводится в конце изучения курса права с целью выявления, насколько полны и глубоки приобретенные учащимся знания, соответствуют ли они их убеждениям, насколько реальны и необходимы для использования в повседневной жизни.
Мониторинг – система наблюдения за конкретными объектами (обучающимися и уровнем их правовой обученности). Используется с целью выявления динамики в освоении программы курса всем классом и отдельными учащимися. Проявляется в результатах конкретных диагностических срезов (отметках за отдельные виды работ, за тестирование по праву).
Итак, правильное применение и сочетание различных видов, приёмов контроля и диагностики помогает обеспечить реализацию её задач, всех задач правового обучения, в целом.