Снятие оппозиций (сингулярная логика)
Мы уже говорили о полюсном восприятии мира, присущем нашему, по преимуществу аналитическому, мышлению. На каком-то этапе отражения-отреагирования предпочтительно разделение «вещей» или, точнее, их коннотатов по принципу различия, и дальнейшая классификация таких различий не только полезна и продуктивна, но и единственно возможна. Картирование реальности вне оппозициционного мышления, вносящего, помимо полюсных по своему содержанию характеристик пространства и времени, полюсные же «координаты» причинно-следственных связей, неосуществимо. Но далее, когда наступает очередь синтеза, когда карты объединяются в карты высшего порядка, а те - в космограмму, когда, наконец, происходит синтез на уровне Глобального взаимодействия и, тем более, проекции Абсолюта, ведущим становится не «различение», а именно «не-различение». Вопрос, однако, заключается в том, каков характер этого «не-различения», этого монизма - того, что традиция называет адвайя, т. е. «недвойственность». Следует понимать, что «монизм», «не-дуальность», «не-двойственность» здесь возникает в особом смысле - не в смысле «одного», «единого» или «единственного». Суть в том, что категории «единственность» и «множественность» должны быть отвергнуты вовсе. Оппозиционные прежде «вещи» не исчезают - они становятся адвайя (advaya), «не-дихотомичными», но и не сливаются в «одно». Переход от аналитически разделенного к синтезированному не может быть механическим и «линейным» - он всегда привносит новое качество, новое содержание. Так происходит переход от северного и южного полюсов магнита к единому магнитному полю.
Снятие оппозиции не означает смешения. Говоря образно, если утверждается, что «нет ни черного, ни белого» это не означает, что существует «серое», т. е. механическое смешение ранее выявленных различий; напротив, «и черное, и белое существует одновременно», более того, «без черного не существует белого, без белого не существует черного, возникновение черного порождает белое, а возникновение белого порождает черное».
Но и при такой формулировке не до конца ощущается суть описываемого мыслительного акта. Снятие оппозиций - это всегда шаг от абстрактного ментального концепта к «реальности как таковой», к «подлинности»[104], предпринимаемый по провозглашенному Аристотелем принципу «целое есть больше, чем сумма его частей».
Так и происходит, когда северный и южный полюса синтезируются в «северный-и-южный), - возникает понятие единого по своей природе поля, порождающего дуальную пару.
Уместно привести следующую метафору. Анализируя аквариум с рыбками, мы найдем в нем два объекта: «воду» и «рыбок». Снятие этой оппозиции при правильности такого акта должно дать именно «аквариум», а не «воду+рыбок».
Таким образом, снятие оппозиции можно было бы изобразить формально не в виде линейно следующего действия:
, где и - пара оппозиций,
а в виде качественного уровневого перехода:
А' = (АТ ) - уровень «не-различения» (снятия оппозиции).
Здесь А' - некий «высший» объект (который тоже может иметь свою оппозицию , снимаемую при следующем переходе), а Т - внутренний закон композиции, устанавливающий связь, взаимоотношения и общность прежде разделенных сознанием «вещей».
Рис. 73. Снятие оппозиции
Неоппозиционное мышление особенно замечательно некоторыми аспектами присущей ему логики. Обозначим «отрицание А» через А , в отличие от его оппозиции А («не-А»). С точки зрения обычной двузначной формальной логики,«отрицание А» и есть «не-А», т. е. А=>А. С точки зрения неоппозиционной логики, это не так. Результатом такого действия не будет и отрицание обеих частей оппозиции, т. е. «отрицание А» не есть «не-А» и «отрицание Л» не есть «не-А и не-не-А».
Действие отрицания приводит нас на новый уровень - уровень «не-различения», трансцендентальный по отношению к уровню «различения»; оно заставляет нас сделать качественный уровневый переход, преодолеть межуровневую сингулярность.
Такая логика не двузначна, не является она и многозначной. Ее можно было бы назвать сингулярной логикой (термин условен), логикой качественных превращений смысла.
При всей своей видимой парадоксальности, она ни в чем не расходится со здравым смыслом. Действительно, оппозицией северному полюсу является полюс южный, но отрицание северного полюса приводит не к отрицанию обоих полюсов, не к противопоставлению их, а к возникновению нового коннотата, объединяющего в себе и южный, и северный полюса, причем такое их объединение не отрицает раздельного «существования» оппозиций на подчиненном, «низшем» уровне.
Очень важно понимать и то, что дихотомическая оппозиция - это только один и самый простой случай аналитического «различения» реальности. В общем случае следует говорить не о дихотомии, двойственности, но о многовариантности.
Дихотомия, или простейшая оппозиция, возникает, скажем, тогда, когда мы «различаем» два конца одного и того же отрезка. Но если речь идет о треугольнике, мы имеем дело с трихотомией, четырехугольнике - тетрахотомией; n-угольник дает нам n-вариантность. Основной закон неоппозиционной логики легко распространяется и на этот случай:
......, где А], ... Аn - вариации n-вариантной оппозиции.
Многие случаи «спонтанных» решений сложных задач, связанных с объединением оппозиций, полученных предшествующим анализом, на самом деле являются актом сингулярной логики, качественного уровневого перехода, снятия многовариантной оппозиции. Таковы открытие Кеккуле структурной формулы бензола и открытие Менделеевым периодического закона элементов, структурного по своему содержанию. Как мы помним, в последнем случае натрий оказывался аналогом калия, фтор - хлора и т. д. Важно, что результат ментального акта, предпринятого средствами сингулярной логики, всегда имеет структурный характер, - именно структурные отношения являются той «добавкой» к первоначальному смыслу, которую мы имели на уровне оппозиционной вариативности.
Применительно к структурной психосоматике, мы должны отметить несколько важных обстоятельств, связанных с методом сингулярной логики:
- переход от структурных элементов одного логического уровня к структурным элементам другого всегда осуществляется в виде качественного уровневого перехода по законам сингулярной логики - именно так многовариативность стратегий синтезируется в карту;
многовариативность карт - в космограмму; многовариативность космограмм - в модель Глобального взаимодействия;
- отражение-отреагирование, представляющееся во всех аспектах оппозиционным взаимодействием (субъект - объект, ветвь отражения - ветвь отреагирования, «внешний» объект - «внутренний» образ), при рассмотрении его по законам сингулярной логики становится единым феноменом, аспектом единого Глобального взаимодействия;
- видимая оппозиционность основных методов «личной эволюции» также снимается, если рассматривать их в рамках сингулярно-логического подхода.
О последней следует в рамках данной стадии изложения сказать особо. Если мы внимательно рассмотрим содержание этой части книги, то убедимся, что все нелинейные методы мышления ведут к двум как бы взаимоисключающим идеям: к «прекращению» аналитического «различения» реальности, переходу к целостному мировосприятию Глобального взаимодействия, но, одновременно, и к анализу элементов этого «высшего» уровня вплоть до сингулярности «-0» - иными средствами. Противоречия здесь нет, поскольку «на самом деле» первая «сторона» такой практики связана с устранением неизбежных ошибок, свойственным линейным методам мышления при работе с принципиально нелинейными сущностями, а «вторая» - с использованием полученных результатов. Любопытно, что традиционные системы также понимают эту особенность «искусных методов» (санскр. «упайя»), ведущих к «просветлению» - например, практик «шаматха» (кит. «чжи») и «винашьяна» (кит. «гуань»), воспринимавшихся не как две независимых техники, но как единое «средство» (кит. «фаибянь») «чжи-гуань» (по «Махаяна-Шраутхотпада-шастра»).
«Шаматха» («прекращение», «остановка») означает «пресечение всех признаков внешних объектов», а «винашьяна» («чистое сознание», «чистое созерцание») - «ясный анализ причинно-обусловленных признаков», т. е. правильное знание, трансцендентальный анализ.
В соответствии с шастрой «шаматха» и «винашьяна» - два вида медитативной практики. Суть первого - в нейтрализации действия всех омрачающих факторов на сознание человека. «Если кто-то хочет практиковать шаматху. он должен обитать в спокойном месте, сидеть прямо, упорядочив мысли. [Его внимание] не должно задерживаться ни на дыхании, ни на образах или формах, ни на пустоте или [четырех первоэлементах] - земле, огне, воде и ветре. Оно не должно даже задерживаться на том, что он видит или слышит, ощущает или знает. Все мысли, как только они возникнут, должны быть отброшены, и даже сама мысль об искоренении мыслей должна быть изгнана...» Такое состояние должно продолжаться и в динамике. Однако шастра предупреждает о вреде от одностороннего увлечения этим методом, ибо он отрывает от реальности. Поэтому надо практиковать и «ви-нашьяну» - постоянный анализ сути и причинно-следственных связей всех вещей.
«Нужно постепенно, шаг за шагом культивировать эти два аспекта, -говорит шастра, - но не отделять их друг от друга, ибо они должны проявляться вместе». И далее: «Если же они не практикуются совместно, в нераздельном единстве, то нельзя вступить на путь просветления».
Удивительно, как совершенно иная традиция - православная аскетика - утверждает то же самое. «Умное делание» предполагает и постоянное мысленное провозглашение «Иисусовой молитвы» («Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя»), и анализ всех проявлений тварного мира.
Наконец, опираясь на метод сингулярной логики, мы можем рассмотреть снятие оппозиций при погружении на глубинные логические уровни. Отметим, что она становится необходимой уже при осознанном оперировании на пятом логическом уровне (уровне космограммы). Впрочем, здесь личность может еще не формулировать для себя законы такого рода мышления и обращаться к их помощи сознательно. Другое дело при разрешении оппозиций
«Я - весь мир» и «Я - Абсолют» («дольний мир - горний мир»). Здесь обычная линейная логика просто не действует. Анализируемые по ее законам утверждения типа: субъект и объект тождественны», «ты есть то» (ta tvam asi), «Атман тождественен Брахману», а также другие, подобные: «Все есть Будда», «все есть Бог», «предметный мир - иллюзия», «дхармы не существуют» и т. д. - неизбежно понимаются неверно и трактуются то в рамках субъективного идеализма, то в рамках пантеизма, то еще каким-либо извращенным образом. Во всех этих случаях происходит логическая операция по принципам сингулярной логики, и такие утверждения нельзя понимать буквально, в формально-логическом плане. К сожалению, именно так они чаще всего и понимаются - и не только авторами атеистических листовок, но очень часто и адептами религиозных систем. Именно такое понимание - «непонимание» характерно для многих неовосточных культов. Причина его - в отсутствии подлинных переживаний глубоких трансовых состояний, в отсутствии собственного религиозного опыта.
Между тем, с точки зрения сингулярной логики, все достаточно просто: снятие оппозиции объект-субъект, которое происходит на шестом логическом уровне, вовсе не означает отрицания существования субъекта и объекта, человеческого Я и Универсума, но представляет собой качественный уровневый переход от раздельного их восприятия к целокупному - в рамках Глобального взаимодействия. Очевидно, что в этом случае внутренним законом композиции (Т) выступает Глобальное взаимодействие или, точнее, его аспект- отражение-отреагирование.
Шестой логический уровень также содержит свою оппозиционную пару: «субъект» - «отражение-отреагирование» - «объект» и «Абсолют». Эта оппозиция снимается на седьмом логическом уровне. Если мы присвоим первой составляющей наименование «творение», а второй - «Творец», то единый объект приобретает форму «творение»-и-»Творец». Если мы используем другой способ композиции, например, «антропосфера» и «теосфера», то и вербальное выражение будет другим - «антропосфера» -«и» - «теосфера». Но, напомним, любая коннотация ограничена рамками породившей ее культуры. Важно, однако, что содержание связи, возникающей на любом уровне «неразличения» между прежде оппозиционными элементами, проясняется лишь на более высоком логическом уровне, т. е. на уровне убеждений снимается оппозиционная вариативность стратегий, но то, как это происходит, мы можем понять только с пятого уровня (уровня космограммы).
Точно так же оппозиция «субъекта» и «объекта» («Я» и «Универсума») снимается на шестом логическом уровне в объекте «антропосфера», но суть возникающей связи - Глобального взаимодействия - становится доступной лишь с седьмого логического уровня. Точно так же на седьмом логическом уровне мы видим снятие оппозиции «антропосфера» - «Абсолют», но в рамках человеческого существования мы не можем сформулировать суть возникающего единства. В этом и заключается суть трансцендентальной непостижимости Бога, Абсолюта, Ади-Будды и т. д.[105] - она может быть преодолена лишь вместе с преодолением третьей барьерной мембраны, сингулярности «+0», переходом в состояние «сянь».