Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Рабочая программа учебной дисциплины
Б3.Б10 Основы филологии
Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование
Образовательный профиль – «Русский язык» и «Литература»
Курс 1
Форма обучения очная
Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО: 72 часа
2 зачетные единицы
1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование. Образовательный профиль – «Русский язык» и «Литература», утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788
2. Разработчик (и) рабочей программы
доцент кафедры РЯиМП А. М. Гончаров
3. ПРИНЯТА на заседании кафедры русского языка и методики преподавания _______________________ протокол № ___________
(дата)
Зав. кафедрой __________________ Т.В. Викторина
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами (ПЦК); СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.
Зав. выпускающей кафедрой РЯиМП ______________Т.В. Викторина _________________
(подпись) (дата)
5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры ____протокол № ____ дата _____________________
Зав. кафедрой ________________ ___________________ ____________________
(подпись) (ФИО)
Пояснительная записка
«Изменения, происходящие в общественной и культурной жизни современной России, развитие гуманитарных наук. Культуры и образования на основе их гуманизации обусловливает действие интегративных тенденций в современной филологии, укрепляет связи филологических наук с другими гуманитарными (философией, историей, культурологией, семиотикой, герменевтикой и др.) науками, создает широкий спектр междисциплинарных и пограничных проблем науки. В этих условиях возникла необходимость углубления филологической составляющей в подготовке специалистов с высшим филологическим образованием» (А.А. Чувакин).
Цели учебной дисциплины
Дисциплина «Основы филологии» решает комплекс задач, основными из которых являются следующие:
1. Представить картину возникновения основных этапов развития филологии в ее движении от комплексного знания к комплексу наук.
2. Ознакомить студентов с основными объектами филологии на современном этапе ее развития.
3. Охарактеризовать основы методологии филологии.
4. Рассмотреть особенности научного исследования в области филологии.
Компетенции, формируемые при освоении дисциплины:
ОК-1: владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
СК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории русского языка и русской литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студенты в результате освоения дисциплины должны:
иметь представление о (об):
- филологии как совокупности научных дисциплин, изучающих язык;
- о создаваемых посредством языка текстах как выражении культуры человечества;
знать:
- основные этапы развития филологии;
- основные объекты филологии;
- место филологических наук в современном обществе;
- особенности научного исследования в области филологии;
уметь:
- применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности в области филологии.
иметь опыт (владеть):
- основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области филологии;
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Дисциплина «Основы филологии» занимает важное место в профессиональной подготовке студентов. Изучение данной дисциплины связано с такими дисциплинами, как «Введение в языкознание», «Введение в литературоведение», «Философия», «Лингвокультурология».
Курс основ филологии имеет своей целью дать студентам целостное представление о современной филологии как совокупности гуманитарных наук и научных дисциплин, изучающих посредством анализа естественный язык, текст и homo loquens – «главное воплощение человеческого духа» (Ю. С. Степанов).
Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 050100. 62 Педагогическое образование. Образовательный профиль – «Русский язык» и «Литература». Дисциплина «Основы филологии» рассчитана на 72часа трудоемкости и включает лекции и практические занятия. В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала и подготовка к практическим занятиям. Изучение дисциплины завершается экзаменом в 1 семестре.
2. Организационно-методический план
Вид учебной работы | Кол-во часов | № семестров (по учебному плану) | |||||||
… | |||||||||
I. Аудиторная: | |||||||||
лекции | |||||||||
семинары | |||||||||
…..практические занятия | |||||||||
…..лабораторные работы | |||||||||
ИТОГО: | |||||||||
II. Внеаудиторная: | |||||||||
курсовые проекты | |||||||||
курсовые работы | |||||||||
рефераты | |||||||||
расчетно-графические работы | |||||||||
контрольные работы | |||||||||
домашние контрольные работы | |||||||||
самоподготовка: | |||||||||
самостоятельное изучение разделов | |||||||||
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий | |||||||||
подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др. | |||||||||
……подготовка к экзамену | |||||||||
другие виды внеаудиторной работы | |||||||||
ИТОГО: | |||||||||
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен) | |||||||||
Общая трудоемкость дисциплины: | 72 часа (2 з.е.) |