Генетического материала ядра (по А. Н. Мосолову)

Но дело не только в этом. Мы должны признать, что, строго гово­ря, жизнь не ведает смерти. Действительно, рассмотрим внимательно ранние стадии развития многоклеточного живого существа, а именно человека (рис. 20).

Генетического материала ядра (по А. Н. Мосолову) - student2.ru

Рис. 20. Развитие человеческого существа

Первый этап связан с оплодотворением материнской клетки спермато­зоидом. Далее происходит дробление зиготы - сперва вдвое, затем еще раз вдвое, затем - постоянное накопление клеточной массы без клеточной дифференциации. Следующий этап - перемещение цитологических масс, когда образуются три зародышевых листка - эктодерм, мезодерм и эндо­дерм. Далее происходит т. н. Первичный органогенез и формируется ком­плекс осевых органов: нервная трубка, кишечная трубка и хорда. Затем формируются собственно органы и, наконец, наступает момент рождения. Человек живет, умирает, но если он успевает породить потомство, то пере­дает ему часть себя в виде цитоплазмы материнской клетки и прочих ее Неточных органелл.

Таким образом, геном передается не одним лишь клеточным (внутри­ядерным) ДНК, он состоит из:

- суммарного генетического материала отца и матери, сформиро­ванного сложным пространственным образом;

- акустического поля, возникающего как результат вибрации ядра, окруженного цитоплазмой и мембраной;

- клеточной цитоплазмы и других составляющих оплодотворенной яйцеклетки, чью преемственность, в принципе, мы можем проследить i вплоть до первого человека.

По мере зародышевого развития влияние наиболее глубинных струк­тур размывается, а влияние собственно генной информации возрастает. Мы можем проследить следующие принципиальные этапы:

- этап непосредственно перед оплодотворением, когда вся сово­купность будущего генома сосредоточена в двух половых клетках - отцовской и материнской;

- этап оплодотворенной материнской яйцеклетки, в которой про­явлен весь геном и все его информационные носители (и, соответст­венно, составляющие) задействованы одновременно - и родительская цитоплазма, и акустическое поле, и генерирующий его и обладающий изначальной структурой ядерный генетический аппарат;

- этап дробления зиготы, когда в трансляции генома задейство- | ваны все три информационных носителя, клетки не дифференциро­ваны и постепенно происходит падение значения родительской цито­плазмы; акустическое поле материнской клетки заменяется сово­купным полем бластомеров, к концу этого этапа деление становится асинхронным;

- этап зародышевых листков, когда ситуация принципиально меня­ется: такой носитель, как родительская цитоплазма, уже не имеет ника­кого значения, клетки начинают дифференцироваться, таковой управ­ляет конфигурация совокупного акустического поля, структурно весь­ма далекого от поля родительской клетки;

- этап первичного органогенеза, когда происходит дальнейшая дифференциация клеток, структура управляющего поля меняется, но оно еще носит, отчасти, единый общеорганизменный характер;

- этап зародышевого развития в форму, присущую человеческому существу, происходит пренатальная закладка всех органов и систем, единство акустического поля утрачивается;

- этап постпренатального роста и развития, созревания человече­ского существа во взрослый организм, который начинается рождением, т. е. индивидуализацией человеческого существа, т. е. отделением его от материнского организма; он заканчивается половым созреванием;

- этап возмужания и старения; на этом этапе происходит «сброс» целостного генома в виде родительских половых клеток; трансляция собственного генома путем репликации ядерного генетического материала постепенно ухудшается - ошибки трансляции и приводят к смерти; _ этап умирания, деструкции генома в форму, не позволяющую под­держивать вертикальное единство человеческого существа (рис. 21).

Генетического материала ядра (по А. Н. Мосолову) - student2.ru

Рис. 21. Этапы формирования, развития, роста и умирания человеческого существа

Вновь мы видим, во-первых, выделенность девяти зон или уров­ней, из которых, во-вторых, лишь семь принадлежат собственно чело­веческому существу, а высшая (+0) лежит за пределами его пренатальной истории, низшая же (-0, смерть) знаменует собой полный распад единства. Все указанные зоны или уровни могут быть расположены вдоль оси развития, причем в двух «рядах» - генома и фенотипа, из которых второй - проявление первого.

Поскольку объем читаемой информации генома со временем уменьшается, определим генотип как читаемую часть генома и рас­смотрим участки оси развития, учитывая, во-первых, ее двойственное проявление в виде серии генотипов и реализованных на их базе фено­типов, а, во-вторых, различие между зонами (уровнями оси) и участка­ми читаемого генома, представляющими собой сумму низлежащих зон:

- Уровень (зона) 7 - зона Адама; ей соответствует целостный геном и полностью реализованный фенотип (назовем их иначе планетарными);

- уровень (зона) 6 - зона патриархов; ей соответствуют генотип и фенотип Homo;

- уровень (зона) 5 - зона пращуров; ей соответствуют генотип и фенотип этноса;

- уровень (зона) 4 - зона предков; ей соответствуют генотип и фе­нотип рода;

- уровень (зона) 3 - зона родителей; ей соответствуют генотип и фенотип семьи;

- уровень (зона) 2 - зона индивида; ей соответствуют генотип и фенотип индивида;

- уровень (зона) 1 - зона особи; ей соответствуют генотип и фено­тип особи.

НЕ принадлежат собственно человеческому существу зоны:

- уровень (зона) + 0 - зона сянь («бессмертного»);

- уровень (зона) - 0 - зона смерти.

Уровни + 0, 7, 6 образуют участок ян, уровни с 5 по 3 - участок юань, уровни 2, 1,-0- участок инь.

Если рассматривать личную историю человеческого существа, то, начиная примерно с периода полового созревания и до существенного разрушения данных структур зоны особи, у него есть потенциальная возможность, включая путем соответствующей работы нечитаемые участки генома (ведь целостный геном всегда потенциально доступен), осуществить личную эволюцию из состояния инь - в состояние ян - и далее, к состоянию сянь, знаменующему начальную точку нового этапа развития Активного Сознания, в иной, «нечеловеческой» форме реали­зации. С этапами такой эволюции и связаны, главным образом, исполь­зуемые нами (условные) названия зон и типов оси развития. Впрочем, как мы увидим в дальнейшем, они не произвольны, а отражают кон­кретные реалии, обусловленные структурными феноменами и фрактальностью организации, в том числе и «человеческого» мира.

На данном этапе изложения для пояснения сказанного мы можем изобразить развитие конкретного человека от базового «архетипа Ада­ма» в виде следующей условной схемы (рис. 22).

Эволюция с подключением «спящих» информационных зон генома представляет собой, как мы видим, в определенном смысле, «возврат к Адаму»[19] или «обретение подобия».

Генетического материала ядра (по А. Н. Мосолову) - student2.ru

Рис. 22. Развертывание типа конкретного человека от базового архетипа Адама

Она идет, прежде всего, через восстановление целостного биополя, через зону юань и обретение «общечеловеческих качеств», не отме­няющих, тем не менее, индивидуальности, которая лежит в основе витка «личной эволюции», в определенном смысле обратного витку «реализации начального фенотипа» (рис. 23).

Генетического материала ядра (по А. Н. Мосолову) - student2.ru

Рис. 23. Развитие от родительской яйцеклетки и личная эволюция

Образ и подобие

Вопрос эволюции человеческого существа от «почти животного» со­стояния к ангельскому во все времена ставился в рамках христианской антропологии. «Бог сотворил человека животным, получившим повеление стать Богом» - вот как формулирует эту проблему св. Василий Великий (в передаче св. Григория Богослова).

Человек создан по образу и подобию Божиему, но если образ дан ему изначально, то подобие должно быть завоевано, обретено путем сознательного делания, сопряженного с рядом трудностей и разделен­ного на определенные этапы.

Вот отрывок из «Мистического богословия» известного православного богослова и философа В. Н. Лосского: «Св. Максим Исповедник с несрав­ненной силой и полнотой обрисовал миссию, возложенную на человека. Последовательным разделениям, из которых состояло творение, соответст­вуют в его описании «соединения», или синтезы, совершаемые человеком благодаря «синергии» свободы и благодати[20].

Основное разделение, в котором коренится вся реальность тварного бытия, это противопоставление Бога совокупности тварного мира, разде­ленного на тварное и нетварное. Затем тварная природа разделяется на небесную и земную, на умозрительное и чувственное. В мире чувственном небо отделяется от земли. На ее поверхности выделен рай. Наконец, оби­тающий в раю человек разделяется на два пола: мужской и женский.

Адам должен был превзойти это разделение сознательным деланием, соединить в себе всю совокупность тварного космоса и, вместе с тем, дос­тигнуть обожения. Прежде всего, он должен был чистой жизнью, союзом более абсолютным, нежели внешнее соединение полов, преодолеть их разделение в таком целомудрии, которое стало бы целостностью. На вто­ром этапе он должен был любовью к Богу, от всего его отрешающей и, в то же время, всеобъемлющей, соединить рай с остальным земным космосом: нося рай всегда в себе, он превратил бы в рай всю землю. В-третьих, его дух и само его тело восторжествовали бы над пространством, соединив всю совокупность чувственного мира: землю с небесной его твердью. На следующем этапе он должен был проникнуть в небесный космос, жить жизнью ангелов, усвоить их разумение и соединить в себе мир умозри­тельный с миром чувственным. И наконец, космический Адам, безвозврат­но отдав всего себя Богу, передал бы Ему все Его творение и получил бы от Него во взаимности любви - по благодати - все, чем Бог обладает по природе, так в преодолении первичного разделения на тварное и нетварное свершилось бы обожение человека и через него - всего космоса».

«Тварь покорилась суете не добровольно, - пишет Ап. Павел, - но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена бу­дет от рабства тлению в свободе славы детей Божиих» (Рим., 8:19 — 21). В. Н. Лосский поясняет: «Тварь, по вине человека покорившаяся беспорядку и смерти, от него же, ставшего по благодати сыном Божиим, - ждет своего избавления.

Мир следует за человеком, потому что он есть как бы природа Челове­ка; его можно было бы назвать антропосферой. И эта антропокосмическая связь осуществляется тогда, когда осуществляется связь образа человека с его Первообразом - Богом; ибо человеческая личность не может, не под­вергнувшись распаду, претендовать на обладание своей природой, т. е. именно своим качеством микрокосма в мире, но она обретает свою полно­ту, когда отдает эту свою природу, когда принимает в себя вселенную и приносит ее в дар Богу.

Итак, мы ответственны за мир. Мы - то слово, тот логос, в котором он высказывается, и только от нас зависит, богохульствует он или мо­лится. Только через нас космос, как продолжение нашего тела, может воспринять благодать».

Оставим в стороне конкретные образы, в которых богословы вы­сказывают свои коренные идеи, не будем пока касаться тех способов и средств, которые они считают возможными для завоевания Подобия, т. е. для «личной эволюции» к высшему состоянию. Нам важно пока от­метить тот факт, что, во-первых, такая эволюция для каждой конкрет­ной личности всегда возможна, и, во-вторых, что она направлена «на­встречу потоку дифференциации, раздробления первичной базовой матрицы и состоит в «собирании», синтезе разделенного, в обретении утраченной целостности. Уместно вспомнить здесь каббалистическую схему Древа Сефирот, где путь «вниз» - это дифференциация творе­ния, а путь «вверх» - синтез обожения .

Используя понятие Нетварных энергий Божества, мы можем ска­зать то же самое: они распространяются от Бога к периферии творения, постепенно «затухая» в тварной материи (т. е., разумеется, сами эти энергии не затухают, но их присутствие все менее ощутимо: ближай­ший к точке начала творения мир целиком соткан из них, затем доля тварного все больше и больше, пока на другом полюсе бытия не возни­кает лишь неодушевленная, «мертвая» тварь, материя, Хаос, Тоху и Боху). Возвращение к Богу - это обратный и сознательный путь, кото­рый ведет к Преображению собственного существа, к пересозданию всей вертикали «тело-душа-дух» в соответствии с подобием Божиим, к «подражанию Христу». По словам св. Франциска Ассизского, «цель подражания Христу» (другие известные образы - «сораспятие с Христом», «крестный путь» и т. п.) - Преображение, обретение «новой» плоти.

Одним из центральных образов этой мистерии почитается образ «риз кожаных», в которые Бог облачает человека после грехопадения: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их...» (Быт., 3:21). В. Н. Лосский поясняет: «Здесь вступает в силу идущее от Филона толкование «кожаных риз»...: «ризы» - это нынешняя наша природа, наше грубое биологическое состояние, столь отличное от прозрачной райской телесности».

«Что же представляют собой эти «ризы кожаные», - рассуждает современный православный богослов Анник де Сюзенель, привлекая традицию мистической ветхозаветной каббалистики, - которыми Гос­подь покрывает Адама? Само слово «риза кожаная» (древнееврейское «аор») есть не что иное, как слово «ве'ра», «не свет», буквы которого переставлены. Посмотрите, как связаны между собой «не свет» (ве'ра) и «риза кожаная (аор)! Ведь, другими словами, человек отождествляет­ся с «не светом еще». Произносимое как «ивер», то же слово обознача­ет «слепой». Человек... не знает более своей глубинной сущности. Он не понимает, не умеет назвать энергии, оплетающие его, а равно и тва­рей разных, обитающих в его онтологических[21] структурах.

Он вновь низводится до непонимания своего «женского», своего энергетического потенциала, являющегося «животным» («звериным»).

«Кожа» - это и его непроницаемость для всякого истинного сознания.

И далее: «Человек, втиснутый законами своей экзистенции в цар­ство животных, покрытый «ризой кожаной», лишенный осознания сво­его «светлого» полюса[22], просто существует (бывший в бытии - вне бытия) и идет к своей смерти.

Вновь же открывшийся этому осознанию, движущийся к этому по­люсу, к завоеванию «одежд из света», вступает он в Бытие свое, идет к жизни. Это шествие к смерти можно остановить». Повторимся, нам нет сейчас дела до разбора богословских вопросов и тонкостей каббали­стики. В соответствии с заявленным, мы относимся к традиции, прежде всего как к наблюдаемому факту человеческой деятельности, к продук­ту его самопознания.

ГЛАВА III

Наши рекомендации