Исследование способности к анализу отношений
Информация об испытуемых
Испытуемый №1: С.Т.
Пол: мужской
Возраст: 56
Вид деятельности: работник предприятия; механизатор.
Испытуемый № 2: О.Г.
Пол:женский
Возраст:22
Вид деятельности:студентка в институте.
Испытуемый № 3: Е.Д.
Пол:женский
Возраст:28
Вид деятельности: воспитатель детского сада.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой. В изучении мышления особенно отчетливо проявилась борьба между материализмом и идеализмом.
Существуют разные психологические теории мышления:
Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту).
Представители вюрцбургской школысчитали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи.
Согласно гештальт-психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания.
Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних «умственных» действий.
Под мышлением понимают опосредованное, обобщённое отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.
Мышление включает в себя систему мыслительных операций:
1. Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства (форма, цвет, размер, вкус и т.д.)
2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое.
3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.
4. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа).
5. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам ( обобщение на основе существенных признаков лежит в основе образования классов явлений).
6. Классификация – мысленное разделение и последующее объединение предметов и явлений по каким-либо основаниям.
7. Систематизация – мысленное разделение и последующее объединение но не отдельных предметов и явлений как это происходит при классификации, а их групп, классов.
Виды мышления
Наглядно-действенное – элементарный вид мышления, выступающий основой для формирования более сложных видов мышления; решение мыслительной задачи непосредственно в процессе деятельности);
Наглядно-образное – вид мышления, в котором содержание мыслительной задачи основано на образном материале.
Словесно-логическое – вид мышления, в котором задача решается в словесной форме, при помощи логических операций с понятиями.
По характеру решения задач выделяют мышление теоретическое (направлено на открытие законов, свойств объектов, анализ существенных характеристик и пр., ) и практическое (связано с постановкой целей, созданием планов, проектов и их реализацией в практической деятельности).
По степени развернутости мышление может быть аналитическим (совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основных принципов, закономерностей) и интуитивным (осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения).
Творческое (продуктивное) мышление также является разновидностью мышления и характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Основными свойствами творческого мышления являются: новизна, оригинальность, гибкость. Противоположным творческому считается мышление репродуктивное, шаблонное или воспроизводящее.
Работа № 1
Исследование способности к анализу отношений
Цель работы:исследование уровня овладения мыслительными операциями анализа и классификации, умений обобщать.
Методики и материалы исследования:бланк с вербальным стимульным материалом.
Ход работы:испытуемому предъявлен бланк, на котором представлена исходная пара слов, находящихся в определённом отношении (например: лес – деревья), и затем слово (например, библиотека) и 5 других (например: сад. Двор, огород, театр, книги). Остальные 4 слова должны быть отвергнуты.
Всего предъявляется 20 заданий на 3 минуты.
Инструкция испытуемому: перед вами 20 заданий, представляющие собой пары слов. В первой строчке дана пара слов, которые находятся в определенном соотношении, например: лес – деревья (целое и часть, можно сказать в лесу деревья). Во второй строчке даны слово и пять слов, одно из которых относится к этому первому слову так же, как и в паре слов из первой строчки, например: библиотека – книги (в библиотеке книги, библиотека – целое, книги – часть библиотеки). В этом случае во втором ряду необходимо подчеркнуть карандашом слово «книги». Время на выполнение 20 заданий – 3 минуты.
Оценка в баллах | |||||||||
Кол-во правильных ответов | - | 16-17 | 14-15 | 12-13 | 10-11 |
Протокол № 1
Экспериментатор: Тихонова Время: 11:30
Испытуемый: С.Т. Дата: 16.05.2011
Таблица результатов по исследованию способности к анализу отношений
№ | ||||||||||||||||||||
Правильность ответа | + | + | + | + | + | - | - | + | - | + | + | - | + | - | - | + | - | - | + | - |
Таблица №1
Словесный отчёт испытуемого С.Т.:Заданиепоказалось сложным. Не удавалось быстро ориентироваться в выборе подходящего слова. Уверен в том, что было допущено несколько ошибок.
Результаты испытуемого в баллах
Оценка в баллах | |||||||||
Кол-во правильных ответов | - | 16-17 | 14-15 | 12-13 | 10-11 |
Таблица №2
Отчёт экспериментатора о наблюдении за испытуемым:Задание понял сразу. Работал вяло, допустил много ошибок, несколько раз возвращался уже к проделанной работе, проверяя правильность своих действий.
Таким образом, в связи с набранным количеством баллов испытуемым, можно отметить, что у данного исследуемого низкий уровень овладения мыслительными операциями анализа и вербальных комбинаторских способностей.
Протокол № 2
Экспериментатор: Тихонова Время: 09:30
Испытуемый: О.Г. Дата: 15.05.2011
Таблица результатов по исследованию способности к анализу отношений
№ | ||||||||||||||||||||
Правильность ответа | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + |
Таблица №1
Словесный отчёт испытуемого О.Г.:При выполнении задания особых сложностей не возникало. Есть предположение, что ошибок в процессе выполнения не допустил.
Результаты испытуемого в баллах
Оценка в баллах | |||||||||
Кол-во правильных ответов | - | 16-17 | 14-15 | 12-13 | 10-11 |
Таблица №2
Отчёт экспериментатора о наблюдении за испытуемым:Испытуемый задание понял сразу. Точно уложился в заданное время. Во время выполнения задания испытывал небольшие затруднения в точном определении нужного слова, часто возвращался к началу задания. Присутствовала установка на скорость. В конце выполнения испытуемый почувствовал небольшую усталость, но вместе с тем, отметил, что задание было интересным. В эксперименте допустил две ошибки.
Таким образом, можно сделать вывод, что у данного испытуемого комбинаторные способности и операции анализа и классификации высоко развиты.
Протокол № 3
Экспериментатор: Тихонова Время: 09:30
Испытуемый: Е.Д. Дата: 15.05.2011
Таблица результатов по исследованию способности к анализу отношений
№ | ||||||||||||||||||||
Правильность ответа | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Таблица №1
Словесный отчёт испытуемого Е.Д.:Задание показалось лёгким и интересным. Сложностей в процессе выполнения никаких не возникало. Если и есть присутствие ошибок, то в очень ограниченном количестве. С лёгкостью мог бы продолжить данный эксперимент.
Результаты испытуемого в баллах
Оценка в баллах | |||||||||
Кол-во правильных ответов | - | 16-17 | 14-15 | 12-13 | 10-11 |
Таблица №2
Отчёт экспериментатора о наблюдении за испытуемым:Исследуемый задание понял сразу. Быстро и точно работал. Справился с заданием очень быстро (1мин 35сек.). Допустил всего лишь одну ошибку. Оценка в баллах – 7. Результаты свидетельствуют о том, что комбинаторные способности и операции анализа и классификации высоко развиты.