Мышление как высшая форма познавательной деятельности

Жизнь постоянно ставит перед человеком разные по cвоей сложности задачи и проблемы. Возникновение так проблем, трудностей и неожиданностей требует от человека более глубокого познания мира, открытия в нем новых свойств, закономерностей и связей. Каждый человек в своей жизни делает множество открытий, и необязательно эти от­крытия являются великими и ценными в масштабах всего человечества.

Проблема мышления долгое время изучалась в рамках философии и логики. В настоящее время вместе с философией и логикой исследованием мышления занимаются психология и многие другие научные дисциплины: физиология, кибернетика, лингвистика и т.д. Специфика психологии состоит в том, что она изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности.

Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания. Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия. Во-первых, сущность предметов и явлений непосредственно не совпадает с их внешним обликом, доступным восприятию. Во-вторых, сложные явления природного и социального мира недоступны восприятию — они не выражены в наглядных свойствах. В-третьих, восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредствен­ного воздействия на органы чувств человека, с помощью восприятия невозможно познать то, что уже случилось (прошлое), и то, чего еще нет (будущее).

Мышление раскрывает то, что непосредственно не дано в восприятии. Основная задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей, основан­ных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему. Таким образом, мышлению свойственно обоб­щенное отражение действительности.

В процессе мышления субъект использует различного рода средства, выработанные человечеством с целью про­никновения в существенные связи и отношения предметно­го и социального мира: практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др. Опора на культурные средства характеризует такую особенность мышления, как его опосредованностъ.

Таким образом, традиционные определения мышления, которые можно встретить в большинстве учебников по пси­хологии, обычно фиксируют два его признака: обобщен­ность и опосредованность. Мышление— процесс обоб­щенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Важно отметить еще две особенности мышления:

1)связь с действием. С.Л. Рубинштейн писал: «Мышле­ние теснейшим образом связано с действием. Человек по­знает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием
выявляется»;

2)связь с речью. Человеческое мышление — это речевое мышление. Его становление происходит в процессе обще­ния людей друг с другом. Формирование специфически че­ловеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в со­вместной деятельности взрослого и ребенка.

Мышление как высшая психическая функция обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из кото­рых по-своему характеризует роль речи в его развитии:

· во-первых, собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, что отражает общественный характер трудовой деятельнос­ти, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;

· во-вторых, мышление возникает как процесс, опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем — системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи обществен­но-исторического опыта;

· в-третьих, понятийное, логическое мышление являет­ся произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно уп­равлять мыслительным процессом, организовывать совмест­ную мыслительную деятельность;

· в-четвертых, мышление как высшая психическая функ­ция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения, и именно речь является тем основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.

Для описания проявлений мышления в психологии при­меняется определение мышления в широком смысле как ак­тивной познавательной деятельности субъекта, необходимой для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных механизмов мышления в психологической науке говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.

Любая задача имеет объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуры. Объективно задача включает в себя: 1) набор определенных условий и 2) требование, которого нужно достичь. С психологической стороны требованию задачи соответствует субъективно по­ставленная цель, а условиям — средства ее достижения. Та­ким образом, задача — это цель, заданная в определенных условиях, а решение задачи — процесс достижения постав­ленной цели, поиск необходимых для этого средств. Если в прошлом опыте субъекта имеются готовые средства достижения цели, то решение задачи фактически сводится к использованию сформированного мыслительного действия, воспроизводству готового знания. Такой вид мышления на­зывают репродуктивным.

Отсутствие готовых средств решения характеризует осо­бый вид интеллектуальных задач — проблему. То, что явля­ется проблемой для одного человека, для другого может ею и не быть. Проблемная ситуация возникает при недостатке информации и неудовлетворенности потребностей, когда есть конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. В ситуации отсутствия готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска и со­зидания. Этот процесс требует продуктивного, творческого мышления. Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения называется творческой. Противоре­чия между целью и средствами являются движущей силой процесса мышления.

Решение проблемной ситуации осуществляется в не­сколько этапов: первый этап связан с осознанием проблем­ной ситуации; на втором этапе происходит анализ условий, выделение того, что известно, и того, что неизвестно, в ре­зультате чего проблема превращается в задачу; на третьем этапе осуществляется ограничение зоны поиска исходя из прошлого опыта субъекта; на четвертом этапе появляются гипотезы как предположения о способах решения задачи; пятый этап представляет собой реализацию гипотезы; а ше­стой — ее проверку, в которой гипотеза соотносится с ис­ходными условиями. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения. Если нет — то про­цесс решения продолжается снова и происходит до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условия­ми задачи.

Важное значение для принятия правильного решения и успешного решения задачи имеют знания, они составляют основу для выдвижения гипотез. При этом огромную роль играет словесная формулировка. Правильно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи. В решении мысли­тельных задач велика также роль наглядных образов, схем, чертежей.

Наши рекомендации