Б) схема оси развития, модифицированная в соответствии с представлениями структурной психосоматики -глубинные зоны перенесены к началу координат
Действительно, состояние «юань цзин, юань ци, юань шэнь» всегда присутствует в человеке. В «Бао-цзюане о познании Буддой Пу-мином конечного смысла недеяния» сказано: «Совершенствуясь, необходимо собирать прежнее небо, тогда множество цзин и ци проникает в священную совокупность сокровенного. Соединены четыре формы в едином теле, в истинном огне пяти первоэлементов плавится золотая пилюля». Именно это - выплавление внутри тела «золотой» пилюли путем актуализации структуры «прежнего неба», структуры юань, достижение «бессмертия» или состояния «просветленного» (сянь), состояния «саньмэй»[14] (какие бы термины ни применялись разными школами) - было всегда подлинной целью «даосской алхимии» и практики цигуна, а не золото как таковое или легендарные «шесть чудесных дарований» (лю шэнь тун), достижимые в зоне ян. То, что на Западе принято называть «даосской алхимией», сильно напоминает и внешне, и внутренне знакомую нам арабскую или средневековую европейскую. Здесь тоже речь идет о «плавке золота» и «энергии бессмертия». Но опять-таки, как и в алхимии западной, мы имеем дело с чисто «внешней» трактовкой - на самом деле речь идет о «внутренних» действиях, т. е. пути самосовершенствования с использованием определенных психофизических практик и техник. Тиглями для плавки «пилюли бессмертия» («киновари») на самом деле должны были стать даньтяни («киноварные поля») - энергетические центры человеческого существа, аналогичные чакрам индусов, а пламенем «истинный пламень сердца», т. е. воля.
Шесть качеств, которые, как утверждает традиция, приобретает со временем (в зоне ян) человек, практикующий цигун: «небесное зрение» (тяньяньтун) - способность видеть далекие и мельчайшие предметы, а также проникать взглядом внутрь тел; «небесный слух» (тяньэртун) - | способность слышать слабые и отдаленные звуки; «чудесная стопа» (шэньцзутун) - способность к чрезвычайно быстрому бегу; «проникновение в чужое сердце» (тасиньтун) - способность к телепатии; «постижение судьбы» (суминтун) - знание прошлого и предвидение будущего; «проникновение за пределы» (лоуцзиньтун) - способность к достижению «пустоты», т. е. «высших», «нечеловеческих» миров за пределами этой зоны бытия (по трактату «Цзюй мэ лунь», где о «шести чудесных дарованиях» говорили впервые).
Сюй Минтан поясняет: «Развитие цзин, ци и шэнь большинства людей соответствует зоне инь. Работая над собой, одновременно совершенствуя цзин, ци и шэнь, можно перейти в зону юань. Это область множества возможностей. Совершенствуясь дальше, мы можем перейти в зону ян. Она соответствует состоянию просветления, состоянию сянь».
О чем идет речь? Итак, двигаясь из зоны инь, которая, с одной стороны, соответствует «будущему небу», т. е. постнатальному периоду, а с другой стороны, «темному» состоянию человеческого существа, неразвитой или испорченной его природе (если сравнивать с «изначальным» состоянием), мы, путем развития и совершенствования, «собирая прежнее небо», вступаем в зону юань, т. е. в состояние... эмбриона? Нет. Речь идет о том, что изначальная данность наследственной природы человека со временем искажается - на стадии эмбриона она еще соответствует юань, к моменту рождения приобретенные наслоения формируют полностью «прежнее небо», а в ходе жизни мы можем отождествить его только с инь. Двигаясь же к собственным основам, к «юаньскому» состоянию наследственной информации, к «юаньскому» генотипу, мы и собственный «текущий» фенотип можем усовершенствовать до юаня, исправить накопившиеся искажения. А дальше? Дальше мы вступаем в зону ян. Но проследим вектор такого движения: от искаженного фенотипа, сформированного на базе «испорченной» наследственной информации зоны инь, - к «изначальному» генотипу юань, разворачивающемуся в ранний период утробного развития – и алее в зону ян, т. е. только к наиболее глубинным и неискаженным астям генома, на базе которых возможно формирование фенотипа (бессмертного» - сянь. Это вполне очевидно, а некоторая неясность возникает лишь из-за того, что китайские мыслители не разделяют наследственное и его проявления, генотип и фенотип (рис. 16).
Рис. 16. Развертывание генотипа
Далее традиция говорит, что зоны инь, юань и ян делятся каждая на три участка. Нижний уровень инь - это воплощение, которое вообще нельзя назвать человеческим[15], а высший уровень ян тоже уже собственно нечеловеческий - достигшие его сянь обретают «бессмертие», чтобы стать учениками в «Садах небожителей»[16], т. е. начать новый виток развития в «высшем», по отношению к «человеческому», мире. Это уровнии соответственно -0 и +0 оси развития - назовем ее так, оси генотипа.
Структура генома
He секрет, что наука, как и любая область человеческой культуры, в огромной степени держится на мифах, т. е. устойчивых стереотипах сознания, когда спорные по своей сути и требующие доказательства положения принимаются массовым сознанием (в науке тоже есть массовое сознание) за аксиомы. Можно привести множество подобных мифов. В биологии одним из них является мнение, будто бы нам вполне ясен механизм наследственности и, что еще прискорбнее, будто бы нам ясен механизм развертывания наследственной информации в целостный организм.
Считается, что с открытием двуспиральной структуры ДНК и нуклеотидного кода здесь не осталось загадок. Но ведь геном человека состоит не из одной молекулы ДНК и даже не из серии молекул, расположенных внутри хромосом (к этому вопросу мы еще вернемся). Кроме того, существует морфогенетическая проблема - одна из главных проблем биологии в целом.
Суть ее в следующем: каким образом генетический код, записанный в том числе и в ядерных ДНК, развертывается в целостный организм? Действительно, нигде вы не найдете толкового объяснения, каким именно образом информация, записанная в хромосомах, реализуется в виде организованного ансамбля миллионов клеток, имеющих вполне определенную и устойчивую структуру. А ведь уже на ранних стадиях эмбрионального морфогенеза происходит специализация клеток, зародыш имеет определенную пространственную структуру и т. д.
С одной стороны, все клетки нашего организма - и нейроны мозга, и клетки печени, и клетки слизистой оболочки желудка - имеют одинаковый наследственный аппарат и возникли из одной единственной клетки - оплодотворенной материнской яйцеклетки, но насколько они внешне несхожи и насколько структурно несхожи образованные ими органы! Более того, специализированные клетки разных живых существ более структурно схожи между собой, чем клетки одного и того же существа, но составляющие разные ткани.
С другой стороны, неясно, каким образом яйцеклетка, а в дальнейшем клетки зародыша и взрослого организма, «узнают» структуру будущего слона или, скажем, бабочки, т. е. почему клетки изменяются нужным образом и в нужном месте и почему они единственно правильным образом располагаются в пространстве.
Впервые плодотворный подход к решению этой проблемы был предложен в 1920-е годы А. Г. Гурвичем, а в 1947 г. вышла в свет его книга «Теория биологического поля»[17], породившая, как это часто бывает с работами революционного характера, массу полуграмотных спекуляций - в ном случае, вокруг понятия «биополе» (сам термин и был предложен Гурвичем).
Еще на заре своей научной карьеры Гурвич открыл феномен, который назвал митогенетическим излучением (лучами Гурвича). Любопытно, что такая трактовка, как показали дальнейшие исследования, была в корне неверной, а вот сама концепция, созданная на ее основе, весьма продуктивной.
Лучи Гурвича возникают во время митоза и видны как своеобразные «протуберанцы», покрывающие клеточную мембрану. В интерфазе подобные явления не наблюдаются (рис. 17).
Рис. 17. Лучи Гурвичя
а) клетка в интерфазе;
б) «лучистость» - микроворсинки на поверхности клеточной мембраны;