Репрезентативные системы и калибровка
Концепция «репрезентативных систем», являющаяся одним из главных достижений НЛП, интересует нас с нескольких точек зрения:
- как практическая система, необходимая и принятая в техниках структурной психосоматики;
- как теоретическая модель, позволяющая продемонстрировать некоторые тонкие моменты последовательного психосоматического подхода;
- как дидактический материал для прояснения смысла таких непростых понятий, как «калибровка», «присоединение» и «ведение».
В классическом определении «репрезентативная система» - это тот или иной способ получения и внутренней обработки информации. Классификация проводится по психофизическому признаку - преобладание того или иного сенсорного анализатора: визуального, аудиального или кинестетического. Само по себе подобное деление не имело бы особого значения, если бы не были разработаны простые и доступные методы калибровки: определение по внешним вербальным и невербальным реакциям, в какой именно модальности внутреннего опыта протекает психическая деятельность конкретного человека и к какому типу модальности эта деятельность обычно склоняется.
Таким образом, основанная на принципах определения репрезентативной системы, калибровка преследует на практике две цели:
1) определение генетической предрасположенности личности к предпочтительной обработке информации в формате того или иного сенсорного анализатора;
2) определение того, какой именно анализатор предпочтительно используется в том или ином контексте для решения той или иной задачи отражения-отреагирования и каким образом, при этом, такая деятельность вербализуется.
Дальнейшее сопоставление полученных данных позволяет делать различные выводы о внутренних конфликтах, истинности и неистинности высказываний и т. д.
Возможность определения модальности внутреннего опыта по внешним признаками не должна нас удивлять. С точки зрения психосоматики она представляется естественным фактом. Действительно, человеческое существо, как мы знаем, едино по вертикали «тело-душа-дух», ориентация же техники калибровки на психофизическую, т. е. центральную, часть отражения-отреагирования, ее механизм, оказывается наиболее продуктивной - здесь естественным образом одинаково
доступными оказываются и периферические феномены (вербальные и невербальные реакции), и «внутренние» образы.
Калибровку можно производить по целому ряду признаков (исторически первым таким признаком были глазодвигательные реакции, роль которых была выявлена еще Эриксоном). Мы выделили ведущие признаки калибровки, расположив их в порядке уменьшения зависимости от базового генотипа человеческого существа.
Признаки калибровки:
1. Конституция, тип телосложения. Классификаций типов телосложения существует великое множество. В НЛП (структурная психосоматика следует тому же принципу) выделяются эндоморфный (склонный к полноте), эктоморфный (сухощавый) и мезоморфный (среднее сложение) типы. Таким образом, за основу принимаются индивидуальные особенности процессов ассимиляции питательных веществ, метаболизма, тонких глубинных тенденций физиологических процессов, которые находят свое выражение в периферических особенностях телосложения. Очень часто бывает так, что конституция конкретного человека сама по себе противоречива - у него, скажем, торс эндоморфа, а ноги эктоморфа и т. п. Такое обстоятельство следует учитывать как признак очень глубокой неконгруэнтности, чаще всего связанной с нарушениями трансляции генотипа в его глубоких зонах.
2. Тип дыхания. Этот признак относится к наиболее глубинным и, несомненно, зависит от конституции человека. Выделяются верхний (грудной), нижний (животом) и средний (диафрагмой) типы дыхания. Йога и цигун давно выявили тесную взаимосвязь типов дыхания с тонкими психическими и духовными процессами и функциями человеческого существа. Как уже отмечалось, пранаяма представляет собой четвертую ступень Патанджали-йоги, а даоинь дыхания, наряду с даоинем положения и ментальным даоинем, является неотъемлемым элементом любого комплекса цигуна. Таким образом, каждому упражнению в этих традиционных системах (в том числе и упражнениям хатха-йоги) соответствует свой предписанный тип дыхания, его глубина, ритм и т. д. То же можно сказать и о других видах энергетических гимнастик (тибетских, тансёгрити - практике мексиканских индейцев) и таких малоизвестных практиках, как православное «умное делание». Вообще, дыхание оказывает глубочайшее воз-Действие на всех уровнях вертикали - физиологическом, эмоциональном, духовном. Любопытно, что особенное (по сравнению с прозой) воздействие поэтического слова может быть объяснено именно сильнейшим психологическим воздействием дыхания. Оно передает ся через ритмическую организацию стиха, причем, не только через метр, но и при посредстве более тонких нюансов: цезур, дополнительных ударных и безударных слогов и т. д. (недаром так сильно воздействуют на эмоции те стихотворения, где ритмическая структура наиболее приближена к циклической организации дыхания). Этот феномен весьма интересен для пристального анализа средствами структурной психосоматики: «внутреннее» состояние поэта, сумма его психосоматических реакций закрепляется через ритм дыхания в ритмической организации стиха, а затем через нее, воздействуя опять-таки на дыхание (речь непосредственно связана с дыханием, и прочтение какого-либо текста даже «про себя» непосредственно воздействует на него), порождает подобное состояние у читателя - подобное, но не тождественное, ведь структура текста воспринимается через собственную структуру читающего его человека. Отсюда любовь или нелюбовь к тем или иным поэтам, а также индивидуальность прочтения даже вошедших в хрестоматии и, казалось бы, вычитанных до последней буквы стихов, отсюда же необычайная трудность перевода поэтического слова, который в лучших образцах должен быть не переложением, а воссозданием.
3. Привычная поза(поза комфорта), которую человек принимает, не задумываясь о производимом впечатлении и вне какой-либо «дисциплинирующей» социальной ситуации. Ясно, что такая поза также является производной от конституции человека. Она бывает расслабленная (опущенные плечи, несколько сутулая спина), выпрямленная или промежуточная.
4. Темп речи - быстрый, средний, медленный. Темп речи обусловлен динамикой внутренней деятельности и степенью вербализации внутреннего опыта в момент таковой. При строгом подходе выясняется, что этот показатель неспецифичен: один и тот же человек в разные моменты, когда центр осознания находится на разных логических уровнях, склонен к разному темпу речи. На глубоких уровнях сознания вербализация внутреннего опыта затруднена, что сказывается и на темпе речи, в которой возникают паузы: человек начинает говорить, в уме подбирая слова. Между прочим, быстрый и бойкий ответ на вопрос, заведомо адресованный глубинным уровням сознания, свидетельствует о неискренности отвечающего: вместо того чтобы вербализовать процесс некоторой внутренней деятельности, он выдает заранее заготовленный ответ. Дигитальная болтовня - пустое бытовое резонерство - также сопровождается быстрым темпом речи и характерно для тех жизненных контекстов, когда люди разговаривают, не имея подлинного интереса к общению, не желая на самом деле чего-либо высказать и что-либо узнать. Дигитальная болтовня проявляется также и в тех случаях, когда личность под влиянием своих несущностных структур стремится отдалиться от процесса общения - такое наблюдается, например, на терапевтических сеансах, когда разоблачение ложного «Я» личности становится неизбежным.
Более точно будет говорить о среднем сравнительном темпе, который естественен для данного индивида (при определении генетической предрасположенности к той или иной сенсорной системе обработки информации) и при отклонениях от него (при калибровке текущей модальности внутреннего опыта).
5. Тембр голоса. Этот показатель весьма специфичен и связан с конституционным типом. Тем не менее, нередко мы наблюдаем, что в каких-то контекстах тембр голоса конкретного человека резко меняется (мы говорим, что «голос срывается» или «садится»). Для опытного терапевта это очень важные маркеры, отличающие существенные моменты внутренней деятельности - эмоциональные пики, внутренние конфликты и т. д. Различают высокий, средний и низкий тембры.
6. Преобладающая жестикуляция. Она может проявляться ниже, выше или на уровне диафрагмы. Жестикуляция связана с конституционным типом и, отчасти, типом дыхания, но в очень большой степени она зависит от текущей модальности внутреннего опыта. Следует учитывать также глубину транса и ряд «внешних» факторов: присущие данному конкретному человеку культуральные, социальные, национальные и другие особенности. Влияние национальных особенностей и особенностей, связанных с воспитанием, очевидно. Однако, подобное воздействие может быть и более тонким. К примеру, известного советского актера и режиссера И. Владимирова, который, кроме того, вел курс в Театральном институте, раздражала жестикуляция общающихся с ним людей. Неудивительно, что в его присутствии зависимые от него в социальном отношении люди стремились вовсе избежать жестов. Специалист должен всегда учитывать подобные особенности текущих контекстов, в которых проводится калибровка.
7. Используемые в речи предикаты. Это - ключевые, оценочные слова, качественно характеризующие ситуацию или ее важные аспекты в целом и применяемые в качестве постоянной вербальной конструкции. Например, в сознании кинестетика нейтральным словам «думать», «решать» синонимичны слова «чувствовать», «ощущать», они и будут употребляться чаще всего. Для визуала синонимы иные - «смотреть», «видеть», а для аудиала - «слушать внутренний голос». Нейтральная фраза: «Давайте обдумаем ситуацию и примем решение», - в этих трех случаях может приобрести следующие формы:
«Давайте прочувствуем ситуацию и сделаем правильные шаги» - кинестетик.
«Давайте рассмотрим ситуацию и определим дальнейшие перспективы» - визуал.
«Давайте прислушаемся к тому, что подсказывает нам внутренний голос по поводу ситуации и необходимых действий» - аудиал.
В литературе описан случай, когда при деловом общении предложение, высказанное одному солидному бизнесмену, было решительно отвергнуто. Авторы забракованного проекта были знакомы с базовыми техниками НЛП и, поразмыслив, убедились, что обращались к кинестетику, используя аудиальные предикаты; они повторили свое предложение буквально через пятнадцать минут, используя кинестетические предикаты, - и оно было принято. «Что же вы сразу толком не объяснили!» - воскликнул бизнесмен. Таким образом, находясь в одной модальности внутреннего опыта, он просто не воспринял смысл сообщения, сформулированного в другой модальности, и отверг не его суть, а чуждую собственной структуре форму. Таких примеров можно привести множество.
8. Глазодвигательные реакции. Это важнейший признак при калибровке текущей модальности внутреннего опыта. Установлено, что не контролируемое сознательно направление взгляда является отражением определенных, развивающихся в данный момент, стратегий: для врожденного правши[43] взгляд вправо-вниз (по отношению к наблюдателю) означает кинестетическое ощущение, влево-вниз - внутренний диалог, по средней линии вправо - аудиальное конструирование, по средней линии влево - аудиальное воспоминание, вправо-вверх - визуальное конструирование, влево-вверх - визуальное воспоминание (рис. 38).
Таким образом, по верхней линии представлены визуальные «внутренние действия», по средней - аудиальные, по нижней - кинестетические, направления влево связаны с воспоминаниями, а вправо - с конструктами[44].
В соответствии с указанными маркерами определяется тот или иной тип человека.
1. Кинестетический тип:
- эндоморфная конституция;
- нижний тип дыхания;
- расслабленная поза;
- медленный темп речи;
- низкий тембр голоса;
- жестикуляция на уровне диафрагмы;
- предикаты типа «ощущать», «чувствовать», «тяжелый», «легкий», «горячий», «холодный», «движение», «простой»;
- преимущественно нижние глазодвигательные реакции.
2. Визуальный тип:
- эктоморфная конституция;
- верхний тип дыхания;
- выпрямленная поза;
- быстрый темп речи;
- высокий тембр голоса;
- жестикуляция выше уровня диафрагмы;
- предикаты типа «видеть», «ясный», «точка зрения», «перспективы», «темный», «светлый», «обзор»;
- преимущественно верхние глазодвигательные реакции.
Рис. 38. Глазодвигательные реакции
3. Аудиальный тип:
- мезоморфная конституция;
- средний тип дыхания;
- поза ближе к расслабленной, часто с наклоном головы в сторону собеседника (как бы прислушиваясь);
- средний темп речи;
- средний тембр голоса;
- жестикуляция на уровне диафрагмы;
- предикаты типа «слышать», «тихий», «громкий», «глухой», «гармоничный», «ритмичный», «созвучие»;
- глазодвигательные реакции преимущественно на среднем уровне.
Существуют ли указанные выше типы человека в чистом виде? Очевидно, нет, но для нас с практической точки зрения и не представляется важным точная классификация типов. Значительно важнее другое: выявление текущей динамики модальностей внутреннего опыта, выявление неконгруэнтностей (об этой важнейшей категории мы поговорим подробнее ниже), определение модальности, необходимой для присоединения, и т. д. Все это требует, прежде всего, быстрой и уверенной калибровки.
Научиться калибровать может каждый. Разумеется, личности, обладающие хорошей врожденной эмпатией, справляются с этим лучше, однако калибровка уже потому доступна для всех, что все мы, в той или иной степени, пользуемся ею в повседневной жизни, причем бессознательно[45].
Ориентация, в том числе и на невербальные каналы передачи информации, является необходимым условием умения общаться, улавливать нюансы и тенденции поведения других людей. Но бессознательной калибровки недостаточно для целенаправленной работы в техниках структурной психосоматики. Следовательно, необходимо не столько даже обучиться ей, сколько структурировать соответствующие карты, добиться устойчивого пребывания центра осознания в данной зоне во время работы.
Сразу же отметим, что ни один опытный специалист не калибрует «по опроснику», т. е. никто и никогда не определяет последовательно тип сложения, дыхания и т. д., - оценка производится сразу и «обзорно». Когда потом такого специалиста (оператора) спрашиваешь, по каким признакам он произвел классификацию, когда сам пытаешься описать процесс калибровки, единое действие начинает распадаться на фазы - да, действительно, глазодвигательные реакции такие-то, предикаты такие-то, все правильно, но явно ощущается, что нечто важное ускользает, не поддается вербализации. Дело в том, что, во-первых, калибровка осуществляется по «совокупному впечатлению», это скорее мастерство, нежели отработанная пооперационная процедура; во-вторых, терапевт находится на глубинных уровнях сознания - не ниже четвертого, на которых вербализация принципиально затруднена.
Вместе с тем, научиться калибровке, осознать собственные калибровочные стратегии невозможно иным способом, нежели через простейшие упражнения по определению отдельных калибровочных признаков. Очень полезно заниматься в тройках, где один из учеников выполняет роль оператора, другой пациента, третий - наблюдателя. Затем роли меняются. Ставятся очень простые задачи: определить тип дыхания, телосложения и т. д. Далее учебная ситуация несколько усложняется - перед «пациентом» могут ставиться предварительные задачи типа: представить себе состояние отдыха на море или рассказать что-либо (здесь уже можно дополнительно оговорить втайне от «оператора», правду или ложь будет говорить «пациент», - такое упражнение прекрасно развивает способность к определению неконгруэнтности). Все эти упражнения достаточно просты и не требуют дополнительных разъяснений - очень скоро у практикующих их вырабатываются индивидуальные приемы калибровки, и далее она производится «автоматически», без разделения на этапы, но при этом вполне осознанно, как закрепленный профессиональный навык.
Уверенная калибровка необходима и для успешного исполнения присоединения и ведения - базовых этапов любых суггестивных техник. Суть присоединения заключается в том, чтобы согласовать свои невербальные реакции с реакциями пациентов. Этим достигается вхождение в его зону осознания, что позволяет, во-первых, установить более тесный сенсорный контакт, чувствовать, как он, видеть, как он, слышать, как он, а во-вторых, перейти к ведению - осторожному направлению «внутренней» деятельности пациента в нужную сторону при помощи сигналов той же модальности, что и присущая в данный момент его мышлению. Может показаться, что ведение сродни манипуляции, - это не так. После присоединения говорить о какой-либо манипуляции просто невозможно - объединение полей осознания взаимно, и оператор в той же степени участвует в совместном процессе, что и пациент.
Манипулированию и директивным методам структурная психосоматика противопоставляет так называемый экологичный подход. Суть этого термина (подробнее он будет разобран в главе о методах мышления) заключается в том, что результат и путь достижения результата должны быть всегда одинаково «удобны» и полезны как для терапевта, так и для пациента. Термины типа «борьба с недугом», «перековка», «перелом сознания» недопустимы. В отличие от директивных, экологичные методы предполагают совместность усилий, определение зоны совпадения мотиваций, волений, целей и действий в этих зонах, сложение векторов, а не подавление одного и замещение его другим. Вообще, при структурной психосоматической работе терапевт оказывается в точно таких же условиях, что и пациент: он также погружается в транс, также переструктурируется и т. д. Здесь не может быть ведущего и ведомого в директивном смысле слова, манипулятора и объекта манипуляции - успех является следствием совместных действий, в которых особенность роли оператора - в его больших знаниях, опыте и третьей позиции по отношению к проблемам пациента.
На практике присоединение осуществляется через «уравнивание» терапевтом какого-либо признака с соответствующим признаком пациента. Например, присоединяясь «по дыханию», терапевт сперва определяет тип дыхания пациента, а затем начинает дышать точно так же. Присоединение, подобно калибровке, - это сознательный, но «автоматический» навык. Опытный специалист не задумывается, по какому именно признаку он присоединяется к пациенту. Более того, очень часто для стороннего наблюдателя такое присоединение незаметно и неочевидно. Свидетели работы Эриксона рассказывают, что даже ближайшим ученикам часто было непонятно, за счет чего мастер присоединяется и далее осуществляет ведение - вроде бы ни поза, ни дыхание его не меняются, однако...[46]
Простые, но эффективные упражнения по овладению навыками присоединения и ведения разработаны в НЛП. Распределение ролей - то же, что и при обучении калибровке. Перед терапевтом ставится задача определить тип дыхания, позы и т. д., а затем присоединиться по тому или иному признаку (сперва по одному, затем по нескольким). Обучение ведению проще всего начинать через дыхание: ставится задача определить его тип, осуществить присоединение и далее, когда, по мнению терапевта оно надежно установилось, медленно и постепенно меняя собственное дыхание, постараться повести за собой пациента, сдвинуть его тип дыхания в желательную сторону. Научиться ведению сложнее, чем предыдущим элементам техники, но после некоторого периода тренинга происходит качественный сдвиг - и сложное прежде становится простым «автоматическим» навыком.[47]
Описанные элементы являются базовыми - без овладения ими невозможно применение каких-либо техник, овладение же ими - это первый шаг к профессиональной деятельности. Но не только - владение калибровкой, присоединением и ведение на осознанном уровне чрезвычайно полезно и в широком круге обыденных житейских контекстов, оно позволяет осуществлять межличностные контакты на совершенно ином уровне эффективности. Прекрасными примерами успешной калибровки, присоединения и ведения являются отношения «мать-ребенок» и в тех партнерских парах, о которых говорят, что они живут «душа в душу». Вообще, отношения между половыми партнерами могут рассматриваться как самый очевидный случай близких отношений на невербальном уровне - здесь чисто телесные проявления значат «больше слов» и зачастую делают слова излишними.
Другой пример хорошего контакта на уровне присоединения и ведения - случай менее очевидный, но классический (с него, в частности, начинались исследования в области психологии малых групп). Это - так называемые слетанные пары летчиков-истребителей. Действительно, хорошие пилоты далеко не всегда могут образовывать удачные пары. В свое время случай подсказал, что совместимость может быть спрогнозирована заранее: в душевой одного из авиационных подразделений система подвода горячей воды была устроена таким образом, что изменение расхода воды в одной из соседних кабин влияло на температуру воды в обеих. Один из врачей обратил внимание, что некоторые соседи, не видя друг друга и не согласуя своих действий, легко и быстро добиваются комфортной для обоих регулировки, а у других это не получается. Первые пары были удачными партнерами и в воздухе. Этот пример показателен в нескольких отношениях:
- присоединение и ведение (а анализ показал, что в успешных парах всегда устанавливались отношения «ведущий-ведомый») может основываться на самых периферических феноменах в таких условиях, когда калибровка по глазодвигательным реакциям, типу дыхания и другим признакам просто невозможна;
- отношения «ведущий-ведомый» успешны лишь тогда, когда они экологичны для обоих участников.
В данной книге мы не ставили задачу подробно раскрывать эту тему - калибровка, присоединение и ведение относятся к первичным навыкам психотерапии, которым посвящены специальные учебные пособия и семинары. Проблема, между тем, далеко не так проста, и навыки далеко не так элементарны, как может показаться на первый взгляд. Участвуя в многочисленных семинарах по НЛП и эриксоновской терапии, один из авторов с удивлением обнаружил, что значительное число участников тренинга (40-50 %) испытывает серьезные затруднения при выполнении этих упражнений. Эти затруднения, как правило, игнорируются преподавателем, и группа переходит к более сложным упражнениям. Но поскольку выполнить их, не владея базовыми навыками, невозможно, то в результате человек учится имитации работы - он выполняет формальные техники без присоединения к партнеру и не умея калибровать, не понимая смысла невербальных ответов партнера. Авторам неоднократно приходилось наблюдать и следствия такого рода непроработанности базовых навыков:
- женщина-психолог, кандидат психологических наук, специалист по бизнес-консультированию, в разговоре с одним из авторов сказала: «У меня большие сомнения в том, что к партнеру надо присоединяться. В теории все хорошо, я сама учу на семинарах присоединяться по позе, дыханию, невербальным реакциям и т. д. Но на практике, во время консультирования и деловых переговоров, эффект от присоединения был противоположным - партнер вдруг становился агрессивным, входил в нересурсное состояние, и отношения становились натянутыми. Я прекратила это делать»;
- известный врач-психотерапевт на одном из своих семинаров полностью игнорировал невербальные реакции своих пациентов, работал исключительно с вербальным содержанием их ответов. Когда один из авторов задал вопрос, почему он не учитывает невербальные реакции, врач сказал, что «это было бы грубой интерпретацией, с этими НЛП-штучками можно далеко зайти».
Таких примеров много. Все дело в том, что подлинное овладение этими базовыми навыками (а не их имитацией) возможно лишь в случае глубокой структурной проработанности терапевта (по крайней мере - на четвертом логическом уровне сознания). Проработанность Уровня карт необходима хотя бы потому, что с убеждениями типа «присоединяться к человеку опасно, можно взять его проблему (болезнь) на себя», «нельзя быть открытым, необходимо защищаться от вредных воздействий», «мир и окружающие - это агрессивная среда, очень опасное место» и т. д. - совершенно невозможно научиться присоединению и раппорту.[48]
О непроработанности космограммы, пересечении и ложности карт и стратегий говорят вопросы типа «Как защититься, когда я присоединен?» и т. д. Очевидно, что и раппорту, и калибровке невозможно научиться без выработанной третьей позиции (особенно в значимых контекстах «терапевт-пациент», «партнер-партнер», «учитель-ученик»). Становится совершенно ясным, что обучение базовым навыкам присоединения, ведения, калибровки невозможно только в рамках линейного обучения «step by step», «шаг за шагом». В рамках линейного, последовательного обучения эти навыки либо не формируются, либо, зачастую, имитируются нарочито, в форме «обезьянничанья», что, естественно, приводит к противоположным результатам.
Именно поэтому в рамках единого психосоматического подхода обучение этим навыкам проходит иначе. Мы не отказались полностью от формальных упражнений такого типа, но на всех этапах обучения, в процессе обучения конкретным технологиям работы акцентируем внимание учащихся на вопросах присоединения и калибровки, тщательно разбирая эти моменты при анализе терапии в группе.
Можно привести пример, казалось бы, совершенно иного рода, но очень близкий по структуре. Замечательный русский актер Михаил Чехов, создавая свою актерскую школу и систему, отказался от повсеместно господствовавшего тогда принципа обучения: «Сначала - никакой игры, никаких ролей. Только формальные навыки, техники, выполнение этюдов. А вот уж потом...». Чехов смело нарушил эту линейную систему обучения, дав возможность студийцам сразу играть, но в реальных ситуациях актерской игры, он обучал конкретным техникам вхождения в различные состояния, присоединения к партнеру, умения видеть себя на сцене со стороны (третья позиция!) и т. д. Этот путь оказался необыкновенно плодотворным и открыл принципиально новую страницу в истории и театра и актерского обучения.
Мы сочли необходимым коснуться этого вопроса, так как предполагаем, что среди читателей есть достаточное количество людей, не владеющих описанными навыками. Практика описанных нами тренингов необходима для приобретения начальных навыков, а также для дальнейшего перехода к собственно техникам структурной психосоматики, хотя, разумеется, все нюансы метода удастся передать лишь при непосредственном обучении в ходе семинаров.
Калибровка, присоединение и ведение в техниках структурной психосоматики в целом принципиально не отличаются от принятых в НЛП, телесно-ориентированной терапии и других родственных направлениях, однако существует и некоторое отличие: структурная психосоматика принципиально сочетает телесную и психотерапевтическую работу, поэтому очень часто присоединение и ведение может осуществляться через непосредственный телесный контакт, а затем переходить в вербальную зону или, напротив, раппорт, установленный в ходе вербальной работы или работы со знаковыми системами, затем переносится в телесную зону. Мы будем отмечать это при описании соответствующих техник, но уже сейчас обращаем внимание читателя на это, весьма важное в практическом смысле, обстоятельство.
Глава II