К главе vii. определение и классификация
Упражнение 3(с. 161, 162)
1. Явное определение путем указания рода и видового отличия, атрибутивно-реляционное.
4. Явное определение путем указания рода и видового отличия, операциональное.
5. Явное определение. Определение предиката. 8. Определение путем указания рода и видового отличия, генетическое.
Упражнение 4 (с. 163)
1. Определение через отношение к противоположному.
2. Нормальное контекстуальное определение, в котором определяется знак дизъюнкции.
3. Определение в контексте.
Упражнение 5 (с. 167, 168)
1. Определение неправильное. Ошибка — “круг в определении”.
2. Определение неправильное. Ошибка — “тавтология”.
5. Определение неправильное. Ошибка — “круг в определении”.
6. Определение неправильное. Ошибка — “неясное определение”.
10. Определение правильное.
Упражнение 7 (с. 174)
3. Неполное таксономическое деление.
5. Сбивчивое таксономическое деление.
6. Правильное мереологическое деление.
9. Таксономическое деление с излишним членом.
Упражнение 8 (с. 179)
1. Правильная таксономическая классификация.
К ГЛАВЕ VIII. ЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРГУМЕНТАЦИИ И КРИТИКИ
Упражнения (с. 228—230)
3. Тезис — “Невозможны коляски, которые ездят без лошадей”. Аргументация не является доказательной.
9. Нарушено правило по отношению к тезису. Не определено понятие “лгун”.
11. Правильная доказательная аргументация “от противного”.
13. Заменим высказывания “Петр виновен” и “Павел виновен” соответственно буквами р и q.
Показания первого свидетеля: Ø р.
Показания второго свидетеля: Ø q.
Показания третьего свидетеля: Ø р ÚØq.
Показания четвертого свидетеля: Ø(Ø рÚØ q). Поскольку прав оказался четвертый свидетель, верно:
ØØ рÙØØq и pÙq. Таким образом, преступление совершили Петр и Павел вместе.
К ГЛАВЕ IX. ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ
Упражнение 1 (с. 239, 240)
1. В тексте проблема не ставится.
2. Ставится неразвитая проблема.
3. Ставится развитая проблема.
Упражнение 2 (с. 245)
1. Выдвигается догадка.
2. Выдвигается гипотеза.
Упражнение 4 (с. 250)
2. Учтены не все версии. Не учтено предположение о том, что жена К. уехала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.
2. Баженов Л.Б. Основные вопросы теории гипотезы. М., 1961.
3. Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теории. М., 1978.
4. Бойко А.П. Формально-логические основы классификации // Логические проблемы исследования научного познания. М., 1980.
5. Бочаров В.А. Аристотель и традиционная силлогистика. М., 1984.
6. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики.М., 1994.
7. Войшвилло Е.К. Предмет и значение логики. М., 1960.
8. Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967.
9. Войшвилло Е.К. Методические материалы к семинарским занятиям по теме “Понятие”. М., 1986.
10. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.
11. Войшвилло Е.К. Методические материалы к семинарским занятиям по теме “Классическая логика” (“Исчисления высказываний и предикатов”). М., 1985.
12. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. КнигаI, II. М., 1994.
13. Войшвилло Е.К., Ивлев Ю.В. Логические аспекты философской аргументации // Вопр. философии. Вып. 6—7. Ереван, 1988.
14. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986.
15. Горский Д.П. Логика. М., 1963.
16. Горский Д.П. Определение. М., 1974.
17. Джини К. Логика в статистике.М., 1973.
18. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1986.
19. Костюк В.Н. Методология научного исследования. Одесса, 1976.
20. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1987.
21. Курбатов В.И. Социально-политическая аргументация: логико-методологический анализ. Ростов-на-Дону,1991.
22. Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М., 1980.
23. Маковельский А.О. История логики. М., 1967.
24. Маркин В.И. Силлогистические теории в современной логике. М., 1991.
25. Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М., 1988.
26. Петров Ю.А. Методологические проблемные ситуации в научном познании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1987. № 2.
27. Поварнин С.И. Искусство спора. М., 1923.
28. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974.
29. Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ.М., 1978.
30. Сборник упражнений по логике / Под ред. А.С.Клевчени и В.И.Бартона. Минск, 1981.
31. Свинцов В.И. Логика. М., 1987.
32. Сергеич П. Искусство речи на суде.М., 1988.
33. Слупецкий Е., Борковский Л. Элементы математической логики и теория множеств. М., 1965.
34. Смирнов В.А. Уровни знания и этапы процесса познания // Проблемы логики научного познания. М., 1964.
35. Смирнова Е.Д. Основы логической семантики. М., 1989.
36. Старченко А.А. Человек, имеющий убеждения // Молодой коммунист. 1975. № 9.
37. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М., 1967.
38. Треушников М.К. Доказательства и доказывание в советском гражданском процессе. М., 1982.
39. Уемов А. И. Задачи и упражнения по логике. М., 1967.
40. Формальная логика. Л., 1977.
41. Шептулин А.П. Диалектический метод познания.М., 1983.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................................................…………… 2
Глава I. Предмет логики.............................................................…………… 7
§ 1. Особенности отражения мира посредством
абстрактного мышления..............................................………………. 7
§ 2. Формальная логика как наука......................................…………. 8
§ 3. Из истории логики........................................................…………. 11
Глава II. Логика и язык права...................................................…………….. 14
§ 1. Специфика языка права................................................………. … 14
§ 2. Язык как знаковая система...........................................………….. 16
§ 3. Имена..............................................................................………….. 18
§ 4. Язык логики высказываний...........................................…………. 25
Глава III. Логика и методология. Основные методологические принципы
логики.....................................................………………………………. 27
§ 1. Место логики в методологии научного познания.......…………. 27
§ 2. Основные методологические принципы диалектической
логики..............................................................………………………… 29
§ 3. Основные методологические принципы формальной
логики............................................................................………………. 31
Глава IV. Суждение, вопрос, норма..........................................……………. 38
А. Суждение................................................................................……………. 38
§ 1. Простые суждения.........................................................………… 38
§ 2. Сложные суждения........................................................………… 42
§ 3. Отношения между суждениями....................................………… 51
§ 4. Отрицание суждений.....................................................………… 54
В. Логическая характеристика вопросов...................................…………… 57
С. Норма......................................................................................…….……… 65
Глава V. Умозаключение............................................................…………… 68
А. Дедуктивные умозаключения................................................……………. 68
§ 1. Выводы логики высказываний......................................…………. 68
§ 2. Умозаключения, в которых выводы основываются как на связях между высказываниями, так и на внутренней структуре простых высказываний..........………………………………………………………….. 85
В. Индуктивные умозаключения..............................................……………… 97
§ 1. Обратная дедукция........................................................…………… 98
§ 2. Обобщающая индукция................................................…………… 99
§ 3. Методы установления причинных связей между
явлениями........………………………………………………………….. 109
§ 4. Умозаключения по аналогии.........................................…………… 112
§ 5. Индукция и дедукция как методы познания..............…………….. 117
Глава VI. Понятие.........................................................................…………… .. 119
§ 1. Понятие как мысль особого вида. Логическая
форма понятия................................................................………………. 119
§ 2. Признаки предметов и их виды......................................………… 120
§ 3. Содержание и объем понятия.........................................………… 121
§ 4. Виды понятий..................................................................…………. 125
§ 5. Отношения между понятиями........................................…………. 128
§ 6. Обобщение и ограничение понятий................................………… 132
Глава VII. Определение и классификация................................……………... 137
§ 1. Определение и приемы, сходные с определением.......………….. 137
§ 2. Явные определения.........................................................………….. 142
§ 3. Неявные определения.....................................................………….. 144
§ 4. Правила определения. Ошибки в определениях..........………….. 145
§ 5. Деление и его виды........................................................…………… 150
§ 6. Правила деления. Ошибки, возможные при делении..………….. 153
§ 7. Классификация................................................................………….. 155
Глава VIII. Логические и методологические аспекты
аргументации и критики..........................................................………… 166
§ 1. Аргументация и доказательство......................................………… 166
§ 2. Критика и опровержение................................................…………. 171
§ 3. Стратегия и тактика аргументации и критики............…………... 172
§ 4. Правила аргументации и критики, доказательства
и опровержения..............................................................……………….. 180
Глава IX. Формы развития знания.............................................……………… 211
§ 1. Проблема.........................................................................…………… 211
§ 2. Гипотеза и следственная версия......................................... ……….. 213
§3. Теория..............................................................................……………. 222
§ 4. Управленческое решение................................................………….. 227
Глава X. Алгебра логики и ее применение в сфере
правопорядка..........................................................................………….. 242
§ 1. Понятие алгебры логики.................................................…………. 242
§ 2. Применение алгебры логики...........................................…………. 247
Заключение....................................................................................…………….. 256
Ответы и решения.........................................................................…………….. 257
Литература......................................................................................…………… 263
Учебно-методическое издание
Ю.В.Ивлев
ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ
Зав. редакцией К.И.Дементьева
Редакторы К.И.Дементьева, Е.В.Дюковлева
Корректоры С.В.Данченко, Т.С.Ковалева
Компьютерная верстка Л.А. Черкасова
Сдано в набор 29.09.95 г. Подписано в печать 26.02 96 г
Формат 60х90 '/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная.
Гарнитура Таймс. Усл.п.л. 15,17. Уч.-изд.л. 19,00.
Тираж 2000 экз. Заказ № 1.
ЛР № 040605 от 4 марта 1993 г.
___________________
Отпечатано в типографии “Юридический колледж МГУ”.
[1] Янг С. Системное управление организацией. М., 1972. С. 68.
[2] Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. Алма-Ата, 1987. С. 435.
[3] Цит. по: Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1946. С. 5—6.
[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 29.
[5] Васильев В. Буддизм, его догматы, история и литература. Ч. I. СПб.. 1857-1869. С. 67—68.
[6] Цит. но: Стяжкин П.И. Формирование математической логики. М., 1967. С. 217.
[7] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131.
[8] Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления // Вопросы философии. 1969. № 8. С. 30.
[9] Нематериальное само по себе, конечно, не может воздействовать на действительность, а лишь используется человеком в качестве руководства при его материальной деятельности. Именно в этом смысле здесь употребляется выражение “нематериальные средства преобразования действительности”.
[10] Параграф написан В.В.Ивлевой.
[11] Шептулин АЛ. Диалектика как метол исследования социальных явлений М., 1977. С. 4.
[12] Шептулин А.П. Диалектика как метод исследования социальных явлений. М., 1977. С. 4.
[13] Скворцов К.Ф. Методологические вопросы прогнозирования хищений социалистического имущества // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1976. Вып. 25. С. 6—7.
[14] Палавра — судебные препирательства и споры.
[15] Об отношениях между высказываниями говорится в следующем параграфе этой главы.
[16] 3aйцeв Е.Б. Речь но делу Фокина // Судебные речи советских адвокатов. М., 1960. С. 84
[17] Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1978. Т. 2. С. 362.
[18] Заметим, что Д.С.Милль, называя индукцию наведением, не относил умозаключения “от знания о каждом предмете класса к знанию о всех предметах этого же класса” к наведению. Он писал: “Если, заключая, что все животные обладают нервной системой, мы разумеем то же, как если бы сказали “все известные животные, и не более этого”, то предложение не есть общее, и процесс, приводящий к нему, не есть наведение. Но если мы разумеем, что наблюдения над различными видами животных открыли нам закон животной природы и что мы вправе утверждать присутствие нервной системы даже в животных, еще не открытых, то такой процесс, действительно, наведение”. (Милль Д.С. Система логики. СПб.. 1865. Т. 1. С. 336-337)
[19] Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона. Предисловие к сочинениям Платона / / Платон. Соч. В 3 т. М., 1969. Т. 1. С. 37.
[20] См.: Горский Д. П. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики. М., 1966. Гл. 1. § 3.
[21] Под фактическим содержанием далее имеется в виду полное фактическое содержание.
[22] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3.
[23] Белкин Р.С. Ленинская теория отражения и методологические проблемы советской криминалистики. М., 1970. С. 83.
[24] Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967. С. 139.
[25] Гоббс Т. Избр. произв. М., 1926. С. 58.
[26] Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989. С. 226.
[27] Таксоны, которыми пользуются ботаники и зоологи, в общем сходны.
[28] Рукопись Андрея Николаевича о новгородском землевладении была обнаружена после его смерти. Предполагается ее публикация в историческом журнале.
[29] Аргументация является правильной, если она осуществляется в соответствии с излагаемыми ниже правилами.
[30] Кнапп В., Герлах А. Логика в правовом сознании. М., 1987. С. 141.
[31] Рекомендуется обратить внимание на то, что в некоторых аргументациях, кроме тезиса и аргументов, имеются утверждения, называемые допущениями.
[32] Критика является правильной, если она осуществляется в соответствии с излагаемыми ниже правилами.
[33] См. § 1 главы IX этой книги.
[34] Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении // Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 2. С. 97.
[35] Цит. по: Бернал Дж. Наука в истории человечества. М., 1956. С. 34.
[36] Поварнин С. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. №. 3. С. 65.
[37] Там же. С. 66.
[38] Тарасов В.К. Технология жизни: книга для героев. СПб., 1992. С. 15.
[39] Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М., 1988. С. 41.
[40] Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 530.
[41] Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. С. 51.
[42] Бурлацкий Ф. После Сталина // Новый мир. 1988. № 10. С. 192.
[43] Каляев А.Ф. Речь по делу Курдина // Судебные речи советских адвокатов. М., I960. С. 33.
[44] Литературная газета. 26 ноября. 1988.
[45] Цит. по: Новиков Ю. Две судьбы, или еще раз о монополизме в науке, его героях, почитателях и жертвах, его методах и тяжелых деструктивных последствиях // Наука и жизнь. 1988. № 6. С. 66.
[45] Наука и жизнь. 1988. № 6. С. 67.
[47] Там же.
[48] Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988. С. 186.
[49] Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 52—53.
[50] Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988. С. 22
[51] Там же. С. 23
[52] Мейтленд Иди. Возникновение человека: Недостающее звено. М., 1977. С. 84-85.
[53] Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1986. С. 215.
[54] Менделеев Д.И. Основы химии. М., 1947. Т. 1. С. 150—151.
[55] Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 242.
[56] Смирнов Е.С. Систематика живого // Структура формы и материи. М., 1967. С. 401
[57] Например, идеальных, абстрактных.
[58] Жуковский Н.Е. Теоретическая механика. М.—Л., 1952. С. 12.
[59] Аникин А.В. Юность науки. М., 1979. С. 174.
[60] Смирнов В.А. Уровни знания и этапы процесса познания // Проблемы логики научного познания. М., 1964. С. 31.
[61] Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ. М., 1978. С. 23.
[62] См.: Михаилов А.А. Принятие решения на предприятии. М., 1974. С. 7.
[63] Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 6. С. 328.
[64] См.: Михайлов А.А. Принятие решения на предприятии. М., 1974. С. 9.
[65] Сагатовский В.Л. Опыт построения категориального аппарата системного подхода // Философ. науки. 1976. № 3. С. 76.
[66] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 116.
[67] См.: Беркли Э. Символическая логика и разумные машины. М., 1961. С. 51.
[68] Винер Н. Кибернетика. М.. 1968. С. 57.
[69] Кофман А., Фор Р. Займемся исследованием операций. М., 1966. С. 187.
[70] Страницы указаны по печатному изданию