Тесты для проверки знаний по теме « Логика и язык»
СЕМИОТИКА КАК ЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
1. Основоположником семиотики является
1. Аристотель
2. А. Тарский
3. Б. Рассел
4. Ч. Пирс
2. Основные разделы семиотики
1. синтаксис
2. фонетика
3. семантика
4. прагматика
3. «Семиотический треугольник» включает в себя
1. знак
2. интерпретатор
3. обозначаемый предмет
4. канал коммуникации
5. смысловой контекст
6. видимый образ
4. Установите соответствие между науками и связями, которые они изучают
1. синтаксис (А) знак – знак
2 . семантика (В) знак – обозначаемое
3. прагматика (С) знак – интерпретатор
5. Установите соответствие между видами знаков и способами указания на обозначаемые ими предметы
1 .знаки-образы (А) через сходство
2. знаки-индексы (В) через причинно-следственную
связь
3. знаки-символы (С) посредством мысли
6. значение это
1. смысл
2. контекст
3. интерпретатор
7. Интенсионал знака – это, то же самое, что его
1. значение
2. смысл
3. контекст
4. интерпретатор
8. К искусственным языкам относятся
1. азбука Морзе
2. языки программирования
3. подростковый сленг
4 . музыкальная нотация
5. уголовный жаргон
9. Естественные языки, в отличие от искусственных,
1. универсальны
2. имеют гибкую структуру
3. возникают стихийно
4. узко специализированы
5. имеют жесткую структуру
6. создаются целенаправленно
10. Искусственные языки, в отличие от естественных,
1. универсальны
2. имеют гибкую структуру
3. возникают стихийно
4. узко специализированы
5. имеют жесткую структуру
6. создаются целенаправленно
Принципы логической семантики.
1. При нарушении принципа однозначности возникает ошибка, называемая «подменой…»
1. ответственности
2. значения
3. контекста
4. обоснования
2. При нарушении принципа предметности возникает ошибка, называемая «…использованием выражений»
1. автонимным
2. интенсиональным
3. экстенсиональным
4. гетерологическим
3. Принцип взаимозаменимости чаще всего нарушается в … контекстах
1. повседневных
2. узкоспециальных
3. интенсиональных
4. экстенсиональных
4. Интенсиональность чаще всего возникает при использовании ... операторов
1. эпистемических
2. математических
3. синтаксических
4. алгебраических
5. Автонимное использование языковых выражений – это их употребление
1. в отрыве от контекста
2. в переносном смысле
3. с ироническим оттенком
4. для обозначения самих этих выражений
Какой принцип нарушен?
1. Рассуждение «Материя бесконечна. Мистеру N не хватило материи на штаны. Значит, его штаны больше, чем бесконечность» нарушает принцип
1. однозначности
2. предметности
3. взаимозаменимости
2. Рассуждение «Уголовный жаргон состоит из табуированной лексики. Табуированная лексика – это научное выражение. Значит, уголовный жаргон состоит из научных выражений» нарушает принцип
1. однозначности
2. предметности
3. взаимозаменимости
3. Рассуждение «Птолемей считал, что Солнце вращается вокруг Земли. Солнце – это центральное тело Солнечной системы. Следовательно, Птолемей считал, что центральное тело Солнечной системы вращается вокруг Земли» нарушает принцип
1. однозначности
2. предметности
3. взаимозаменимости
4. Рассуждение «На экзамене по математике студент не смог связать диаметр цилиндра с его объемом. Диаметр и объем – это два слова. Значит, на экзамене студент не смог связать двух слов» нарушает принцип
1. однозначности
2. предметности
3. взаимозаменимости
5. Рассуждение «Нептун – бог морей. Существование Нептуна было доказано астрономами. Следовательно, существование одного из богов было доказано астрономами» нарушает принцип
1. однозначности
2. предметности
3. взаимозаменимости
6. Рассуждение «Шлиман искал местоположение Трои. Местоположение Трои – это холм Гиссарлык. Следовательно, Шлиман искал холм Гиссарлык» нарушает принцип
1. однозначности
2. предметности
3. взаимозаменимости
7. Рассуждение «Мышь грызет книгу. Мышь – имя существительное. Значит, некоторые имена существительные грызут книги» нарушает принцип
1. однозначности
2. предметности
3. взаимозаменимости
8. Рассуждение «Кеплер не знал, что число планет Солнечной системы больше семи. На самом деле число планет Солнечной системы равно девяти. Следовательно, Кеплер не знал, что девять больше семи» нарушает принцип
1. однозначности
2. предметности
3. взаимозаменимости
9. Рассуждение «Теплое пальто согревает человека в плохую погоду. Пальто – это слово. Следовательно, некоторые теплые слова согревают человека в плохую погоду» нарушает принцип
1. однозначности
2. предметности
3. взаимозаменимости
10. Рассуждение «На суде преступник попросил: «Дайте мне срок, и я исправлюсь!». Ему дали срок – пятнадцать лет. Значит, его просьба была выполнена» нарушает принцип
1. однозначности
2. предметности
3. взаимозаменимости
Парадоксальные задачи
1. Экзаменатор говорит нерадивому студенту: «Угадайте, какую оценку я вам поставлю. Если угадаете, получите 3, если не угадаете – 2.» Однако ответ студента поставил преподавателя в тупик. Он не смог поставить ему ни 2, ни 3, потому что студент сказал «Вы поставите мне …»
a) 5
b) 4
c) 3
d) 2
2. В древности жили два мастера – Беллини и Челлини. Первый из них всегда гравировал на своих шедеврах истинные надписи, а второй – ложные. Археологи раскопали шкатулку, на которой было выгравировано: «Эта надпись сделана Челлини». Кто же на самом деле ее выгравировал?
a) Беллини
b) Челлини
C ) никто из них
D) они оба
3. Император говорит своему рабу: «Я хочу тебя казнить. Если ответишь правильно, я тебя повешу, а если неправильно, то утоплю». В итоге император не смог его ни повесить, ни утопить, потому что раб ответил: «Ты меня …»
A) повесишь
B) утопишь
C) казнишь
D) отпустишь
4. Дикари-людоеды схватили путешественника. Они могут его либо сварить, либо пожарить. По местному закону, если путешественник угадает, что его ждет, то его пожарят, а если не угадает, то сварят. Что он должен сказать, чтобы его не сварили и не пожарили?
A) «Вы меня сварите»
B) «Вы меня пожарите»
C) «Вы меня не сварите и не пожарите»
D) «Не ешьте меня! Я невкусный»
5. Крокодил выхватил младенца из рук матери. – «Ответь мне на один вопрос, и если ты ответишь правильно, то я верну тебе сына. А если ошибешься, я его съем! Вот мой вопрос: а съем ли я твоего ребенка?» Что она должна ответить, чтобы он его не съел?
A) «Ты его съешь»
B) «Ты его отпустишь»
C) «Ты его не съешь и не отпустишь»
D) «Если съешь, то подавишься»