Воображение, его функции и виды

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ. ИНТЕЛЛЕКТ

Воображение. Общая характеристика

Человек может представить себе не только те предме­ты и явления, которые он ранее воспринимал, но и те, с которыми он никогда не сталкивался. Иначе говоря, чело­век может воспринимать ранее пережитое и воображать нечто неизведанное.

Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в моз­гу человека, но и перестраиваются в новые комбинации.

Воображение — это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных цен­ностей. Человек может также создавать образы объектов, реально существующих, но не встречающихся в его лич­ной опыте. Воображение как своеобразная форма отраже­ния действительности осуществляет мысленный отход за пределы воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» прошлое. Физиологической осно­вой воображения является сложная аналитико-синтети­ческая система деятельности мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в созда­нии новых временных связей играет слово.

Воображение значительно расширяет и углубляет про­цесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Воображение — важнейшая со­ставляющая часть творческого процесса. Участие вообра­жения в процессе труда тем значительнее, чем больше творчества в этом труде.

Деятельность воображения зависит от общей направ­ленности личности. Особое значение в создании образов имеет мировоззрение личности. Процесс воображения не­разрывно связан с эмоционально-волевой и познаватель­ной сферами личности.

Воображение, как и восприятие, память, мышление — познавательный процесс. Специфика его состоит в пере­работке прошлого опыта; и в этом отношении оно неразрывно связано с памятью. Воображение тесно связано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, вли­яет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия.

Воображение тесно связано с мышлением. И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, а основу их со­ставляет опережающее отражение. Но опережающее от­ражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мыш­ления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать ок­ружающее.

Воображение - психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Воображение, его функции и виды

Человек как субъект действия не только созерцает и по­знает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Человек не мог бы совершать всего этого, если бы он не представлял себе результата сво­их действий. Чтобы преобразовывать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении.

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала вос­приятия и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.

Воображение находится в тесной связи со всеми сторо­нами жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с памятью, опираясь на ее процессы, перерабатывая и пре­образуя то, что хранит память. Воображение активно вклю­чается в восприятие, обогащая воспринимаемые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем принимает участие воображение. Тесные связи существуют между во­ображением и мышлением. Это особенно ярко проявляется в ситуации неопределенности и недостаточности условий для решения той или иной задачи. И мышление, и вообра­жение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основываются на опережающем отражении. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее от­ражение в процессах мышления осуществляется путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опо­средованно познавать окружающее.

Функции воображения:

Ø Образное представление действительности.

Ø Регулирование эмоциональных состояний.

Ø Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

Ø Формирование внутреннего плана действий.

Воображение играет очень важную роль в жизни и дея­тельности человека. Среди множества его функций наибо­лее значимыми являются следующие:

1) целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в вооб­ражении субъекта;

2)познавательная. Воображение осуществляет мыслен­ный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;

3) приспособительная. В психике ребенка возникает кон­фликт между избытком внешней информации и недостат­ком средств, необходимых для понимания и объяснения ок­ружающего. В этих условиях детский мозг непременно должен противопоставить обрушивающемуся на него внеш­нему потоку информации средство, которое позволило бы перекомбинировать исходный материал и таким образом увеличить объем воспринимаемого, например, сказки и мифы;

4) психотерапевтическая. Почему дети рассказывают «страшилки»? Это своеобразная защита от страхов, которые появляются у детей на определенном этапе развития.

Виды воображения.

Активное воображение - пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение - его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

По степени активности и осознанности человеком созда­ния им новых образов воображение может быть непроиз­вольным (пассивным) и произвольным (активным). При не­произвольном новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений и установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоя­нии, в грезах и т.д.

Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для такого вида воображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, понимание того, ради чего продуцируются новые образы. Произвольное вообра­жение возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх.

По степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое. Воссоз­дающее воображение характеризуется тем, что в его про­цессе создаются субъективно новые образы, т.е. образы, новые для данного индивида, которые объективно уже су­ществуют в определенных предметах культуры. Воссозда­ние образа может происходить на основе словесного опи­сания, восприятия изображений в виде картин, схем и т.д.

Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом и помогает каждому человеку овладеть достижениями дру­гих людей.

Творческое воображение является самостоятельным со­зданием новых образов, которые реализуются в ориги­нальных продуктах деятельности. Это продуцирование ори­гинального образа без опоры на готовое или условное описание. Названный вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности.

Особой формой воображения является мечта. Она все­гда направлена в грядущее. Мечта позволяет человеку на­мечать будущее и организовывать поведение для его осу­ществления. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характе­ром и эмоциональной насыщенностью, привлекательнос­тью для субъекта. Однако мечты полезны лишь тогда, ког­да они связывают желаемое будущее с настоящим. Если такой связи нет, то из стимула действия мечта может пре­вратиться в грезы, нереальную мечту. Необходимым эле­ментом научного и "художественного творчества представ­ляется фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от реальных образов. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объясне­ние непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит. Часто в психологии термины «воображение» и «фантазия» отождествляются.

Для создания новых и преобразования уже существу­ющих образов в воображении используется ряд приемов. К ним относится, прежде всего, комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в но­вых более или менее необычных комбинациях. Частным случаем комбинирования является агглютинация — созда­ние новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых. На основе агглюти­нации были созданы мифологические образы кентавра, Ми­нотавра, Пегаса, сказочный образ русалки и др. Агглютина­ции встречаются не только в искусстве, но и в технике (троллейбус, аэросани, танк-амфибия).

Другим приемом воображения является акцентирова­ние — подчеркивание тех или иных черт. Это осуществля­ется на основе выделения, абстрагирования и преобразова­ния существенных особенностей предмета или явления. Прием акцентирования выражается, например, в выделении каких-либо черт в шаржах или карикатурах.

Один из приемов создания фантастических образов на­зывается гиперболизацией. Он заключается в увеличении или уменьшении предметов, явлений или образов. Посред­ством этого приема созданы сказочные и мифологические великаны и гномы. Гиперболизация может заключаться не только в увеличении или уменьшении размеров и пропорций, но и в изменении количества частей предмета или об­раза, например, в создании образов многоруких богинь, од­ноглазого циклопа, дракона с тремя головами.

Степень легкости или трудности мысленного преобра­зования предметов, действий, явлений в большой мере ха­рактеризует отношение личности к миру. Некоторые люди скованы ситуацией и подчинены реальности настолько, что мысленное преобразование окружающей действитель­ности для них затруднено и даже невозможно. Для других людей, напротив, всякая реальная ситуация выступает как исходный пункт и материал для преобразующей деятель­ности.

Виды воображения

В психологии принято различать два вида воображе­ния: пассивное (непроизвольное, произвольное) и активное(воссоздающее и творческое).

· Непроизвольное пассивное воображение характери­зуется тем, что человек создает образы без всякого наме­рения со своей стороны (сновидения, грезы):

· Произвольное пассивное воображение характеризу­ется тем, что человек ставит перед собой цель представить что-либо и сознательно направляет работу своего вообра­жения, исходя из имеющегося у нею замысла.

· Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, схемы, чертежа, символа. В этом случае человек наполняет исходный материал имеющими­ся в его распоряжении образами.

· Творческое воображение предполагает создание об­разов, вещей, признаков, не имеющих аналогов.

Необходимо различать объективную и субъективную новизну результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, то это объективно новое н для дан­ного человека, и для других людей. Если же образы, идеи повторяют ранее созданные, то являются субъективно но­выми, оригинальными для данного лица.

Деление воображения на творческое и воссоздающее в некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого. Особым видом творческого воображения является мечта, связанная с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения:

• возникновение творческой идеи;

• вынашивание замысла;

• реализация замысла.

Образы воображения

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуще­ствляется в различных формах.

· агглютинация — создание новых образов на основе склеивания частей имеющихся образов и представлений;

· гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

· схематизация — соединение отдельных представлений, при котором различия сглаживаются, а черты сход­ства выступают четко;

· типизация — выделение существенного, повторяю­щегося в однородных образах;

· заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче, а также в процессе непреднамеренного воображения. Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению с действительностью. Выделяют реалистическое воображение, которое отражает действитель­ность, предвосхищает события, и фантастическое вообра­жение, не совпадающее с действительностью.

Наши рекомендации