Воображение, его функции и виды
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ. ИНТЕЛЛЕКТ
Воображение. Общая характеристика
Человек может представить себе не только те предметы и явления, которые он ранее воспринимал, но и те, с которыми он никогда не сталкивался. Иначе говоря, человек может воспринимать ранее пережитое и воображать нечто неизведанное.
Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в новые комбинации.
Воображение — это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Человек может также создавать образы объектов, реально существующих, но не встречающихся в его личной опыте. Воображение как своеобразная форма отражения действительности осуществляет мысленный отход за пределы воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» прошлое. Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая система деятельности мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в создании новых временных связей играет слово.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. Участие воображения в процессе труда тем значительнее, чем больше творчества в этом труде.
Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. Особое значение в создании образов имеет мировоззрение личности. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.
Воображение, как и восприятие, память, мышление — познавательный процесс. Специфика его состоит в переработке прошлого опыта; и в этом отношении оно неразрывно связано с памятью. Воображение тесно связано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия.
Воображение тесно связано с мышлением. И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, а основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.
Воображение - психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.
Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.
Воображение, его функции и виды
Человек как субъект действия не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Человек не мог бы совершать всего этого, если бы он не представлял себе результата своих действий. Чтобы преобразовывать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении.
Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.
Воображение находится в тесной связи со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с памятью, опираясь на ее процессы, перерабатывая и преобразуя то, что хранит память. Воображение активно включается в восприятие, обогащая воспринимаемые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем принимает участие воображение. Тесные связи существуют между воображением и мышлением. Это особенно ярко проявляется в ситуации неопределенности и недостаточности условий для решения той или иной задачи. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основываются на опережающем отражении. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления осуществляется путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.
Функции воображения:
Ø Образное представление действительности.
Ø Регулирование эмоциональных состояний.
Ø Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
Ø Формирование внутреннего плана действий.
Воображение играет очень важную роль в жизни и деятельности человека. Среди множества его функций наиболее значимыми являются следующие:
1) целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в воображении субъекта;
2)познавательная. Воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;
3) приспособительная. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего. В этих условиях детский мозг непременно должен противопоставить обрушивающемуся на него внешнему потоку информации средство, которое позволило бы перекомбинировать исходный материал и таким образом увеличить объем воспринимаемого, например, сказки и мифы;
4) психотерапевтическая. Почему дети рассказывают «страшилки»? Это своеобразная защита от страхов, которые появляются у детей на определенном этапе развития.
Виды воображения.
Активное воображение - пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение - его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
По степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть непроизвольным (пассивным) и произвольным (активным). При непроизвольном новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений и установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах и т.д.
Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для такого вида воображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, понимание того, ради чего продуцируются новые образы. Произвольное воображение возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх.
По степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое. Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, т.е. образы, новые для данного индивида, которые объективно уже существуют в определенных предметах культуры. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем и т.д.
Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом и помогает каждому человеку овладеть достижениями других людей.
Творческое воображение является самостоятельным созданием новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое или условное описание. Названный вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности.
Особой формой воображения является мечта. Она всегда направлена в грядущее. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать поведение для его осуществления. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером и эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Однако мечты полезны лишь тогда, когда они связывают желаемое будущее с настоящим. Если такой связи нет, то из стимула действия мечта может превратиться в грезы, нереальную мечту. Необходимым элементом научного и "художественного творчества представляется фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от реальных образов. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объяснение непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит. Часто в психологии термины «воображение» и «фантазия» отождествляются.
Для создания новых и преобразования уже существующих образов в воображении используется ряд приемов. К ним относится, прежде всего, комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых более или менее необычных комбинациях. Частным случаем комбинирования является агглютинация — создание новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых. На основе агглютинации были созданы мифологические образы кентавра, Минотавра, Пегаса, сказочный образ русалки и др. Агглютинации встречаются не только в искусстве, но и в технике (троллейбус, аэросани, танк-амфибия).
Другим приемом воображения является акцентирование — подчеркивание тех или иных черт. Это осуществляется на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления. Прием акцентирования выражается, например, в выделении каких-либо черт в шаржах или карикатурах.
Один из приемов создания фантастических образов называется гиперболизацией. Он заключается в увеличении или уменьшении предметов, явлений или образов. Посредством этого приема созданы сказочные и мифологические великаны и гномы. Гиперболизация может заключаться не только в увеличении или уменьшении размеров и пропорций, но и в изменении количества частей предмета или образа, например, в создании образов многоруких богинь, одноглазого циклопа, дракона с тремя головами.
Степень легкости или трудности мысленного преобразования предметов, действий, явлений в большой мере характеризует отношение личности к миру. Некоторые люди скованы ситуацией и подчинены реальности настолько, что мысленное преобразование окружающей действительности для них затруднено и даже невозможно. Для других людей, напротив, всякая реальная ситуация выступает как исходный пункт и материал для преобразующей деятельности.
Виды воображения
В психологии принято различать два вида воображения: пассивное (непроизвольное, произвольное) и активное(воссоздающее и творческое).
· Непроизвольное пассивное воображение характеризуется тем, что человек создает образы без всякого намерения со своей стороны (сновидения, грезы):
· Произвольное пассивное воображение характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель представить что-либо и сознательно направляет работу своего воображения, исходя из имеющегося у нею замысла.
· Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, схемы, чертежа, символа. В этом случае человек наполняет исходный материал имеющимися в его распоряжении образами.
· Творческое воображение предполагает создание образов, вещей, признаков, не имеющих аналогов.
Необходимо различать объективную и субъективную новизну результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, то это объективно новое н для данного человека, и для других людей. Если же образы, идеи повторяют ранее созданные, то являются субъективно новыми, оригинальными для данного лица.
Деление воображения на творческое и воссоздающее в некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого. Особым видом творческого воображения является мечта, связанная с осознанием желаемого будущего.
Этапы творческого воображения:
• возникновение творческой идеи;
• вынашивание замысла;
• реализация замысла.
Образы воображения
Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах.
· агглютинация — создание новых образов на основе склеивания частей имеющихся образов и представлений;
· гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
· схематизация — соединение отдельных представлений, при котором различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
· типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
· заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче, а также в процессе непреднамеренного воображения. Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению с действительностью. Выделяют реалистическое воображение, которое отражает действительность, предвосхищает события, и фантастическое воображение, не совпадающее с действительностью.