Особенности наглядно-образного мышления детей
В среднем дошкольном возрасте наиболее характерной формой мышления является наглядно-образное мышление – качественно новая ступень его развития. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.
Сам факт возникновения наглядно-образного мышления очень важен, так как при этом мышление отделяется от практических действий и непосредственной ситуации и выступает как самостоятельный процесс. В ходе наглядно-образного мышления более полно воспроизводится многообразие сторон предмета, которые выступают пока не в логических, а в фактических связях.
Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном детстве связано с усвоением ребенком особых средств познания – наглядных моделей, – передающих отношения между предметами, явлениями и их элементами в более или менее условной и схематизированной наглядной пространственной форме. Модели могут быть представлены в виде изобразительных знаков типа макетов, схем, чертежей, планов, диаграмм и др [5, 29].
Первым этапом формирования способности к наглядному моделированию является овладение ребенком действием замещения. Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов.
Наиболее элементарный вид замещения основан на сходстве заместителя и замещаемого предмета по их внешним свойствам (преимущественно по цвету, форме, величине). Например, кубик становится куском мыла, которым ребенок «стирает». Другой тип замещения – усвоение ребенком символов и чисто условных заместителей. Этот тип используется детьми в играх с применением дорожных знаков, придумыванием самими детьми символов, обозначающих различные социальные учреждения, такие как магазин, больница, парикмахерская и др.
Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин и, главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы или явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки.
Следующим этапом развития способности к наглядному моделированию является овладение различными наглядными моделями, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объеме или на плоскости).
Одна из них – модель, отображающая структуру отдельных объектов или пространственные отношения между ними. Сюда относятся схемы и чертежи предметов и планы пространственных ситуаций. Пространственная форма моделей совпадает с формой отображаемых в них отношений. Например, при выполнении задания «Подбери картинку», в котором к каждой схеме предлагаются четыре рисунка, незначительно отличающиеся друг от друга, ребенок должен выбрать тот, который точно соответствует схеме.
Другой тип моделей – модели последовательности действий. В них пространственные отношения между последовательно расположенными обозначениями объектов передают временные отношения действий с этими объектами. Например, в игре «Мяч в корзину» на модели схематически изображены воротца и последовательность действий с мячом: прокатить мяч под воротцами, перекинуть через них и т.п.
Использование моделей последовательности действий учит детей соблюдению (а потом и построению) программ действий, формирует элементы произвольного поведения.
Третий тип моделей – модели логических отношений – передают отношения между понятиями «классификация» и «сериация».
Так, в игре «Четвертая картинка» ребенок должен пользоваться наглядной моделью при решении элементарных логических задач на классификацию. А чтобы победить в игре «Кто веселее?» ребенку предстоит выстроить карточки в определенной серийной последовательности: от самого веселого лица до самого грустного.
Овладение наглядным моделированием – специфическое достижение дошкольного детства. В его основе лежит моделирующий характер всех основных видов детской деятельности, создание в них материальных наглядных моделей, отображающих различные отношения вещей.
Так, в сюжетно-ролевой игре дети создают модели отношений между людьми в виде отношения между ролями; в конструировании моделируются пространственные отношения между частями предметов при помощи отношений между деталями строительного материала; в рисовании отношение между графическими формами моделирует пространственные отношения вещей, людей, животных и их строение.
Образно-схематическое мышление – оперирование обобщенными и схематизированными образами – является высшей формой развития наглядно-образного мышления [5, 43]. Детям важно овладеть этим видом мышления, это позволит им усваивать обобщенные знания, облегчит познание не только внешних, но и внутренних связей и отношений.
Высшие формы образного мышления являются итогом умственного развития дошкольника, которое приводит его к порогу логического мышления, поэтому в этом возрасте необходимо полноценное развитие наглядно-образного мышления.