Тема 1. ИНГАЛЯЦИОННЫЕ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
При изучении лекарственных средств по группам предлагается следующий порядок работы. Лабораторно-практические занятия начинаются с организационного момента и фронтального опроса студентов по домашнему заданию. По теме студенты изучают физические свойства лекарственных веществ по музейным препаратам, затем проводят экспериментальную работу по определению механизма действия и делают выводы о закономерностях и особенностях действия препаратов.
Обязательным элементом занятий является изучение терапевтических доз и форм лекарственных веществ, приобретение навыков выписывания лекарственных средств в рецептах при конкретных патологических состояниях, исходя из особенностей действия препаратов. Поэтому на каждом занятии студентам даются задания по выписыванию лекарственных веществ в рецептах. Составляются таблицы с указанием основных физических свойств и путей введения лекарственных веществ.
В заключение подводятся итоги и оценивается самостоятельная работа каждого студента. По всем темам предусмотрено домашнее задание. После изучения темы студенты выполняют контрольную работу.
СХЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
1. Общая характеристика и практическое значение лекарственных препаратов группы.
2. Общие закономерности механизма действия лекарственных препаратов группы
3. Характеристика отдельных фармакологических препаратов:
1) латинское название
2) химическое строение (структурная формула)
3) физические свойства
4) форма выпуска и особенности хранения
5) фармакокинетика (всасывание, распределение, превращение и выделение)
6) механизм действия
7) динамика вызываемых изменений в организме
8) побочные действия веществ
9) клиническая картина отравления
10) показания и противопоказания для применения
11) доза, способ и кратность введения
Тема 1. ИНГАЛЯЦИОННЫЕ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Задание 1. Перечислить средства, применяемые для ингаляционного наркоза, и написать их латинские названия в именительном и родительном падежах.
Задание 2. Изучить физические свойства лекарственных веществ по музейным препаратам. Заполнить таблицу.
№ п/п | Название препарата | Цвет | Растворимость | Условия хранения | Форма выпуска | Группа | Пути введения | Несовместимость |
Задание 3. Провести опыты.
Опыт 1. Определение действия эфира на слизистую оболочку и на кожу. Ваткой эфир нанести на язык и кожу собственного предплечья. Результаты описать.
Опыт 2. Определение значения концентрации паров эфира для глубины наркоза. Возьмите один колпак объемом 4 л и два колпака объемом 8 л. Под колпак объемом 4 л и один из колпаков объемом 8 л внести на вате по 1 мл эфира, а под второй колпак объемом 8 л – 2 мл. Под каждый колпак поместить по белой мыши. Наблюдая за их поведением, отметить, под каким колпаком быстрее наступит депрессия и наркоз. Результаты записать.
Опыт 3. Определение липоидотропности средств для наркоза. Одну мышь поместить на сетку в эксикатор, в котором налито подогретое растительное масло, другую – на сетку в эксикатор с водой. Ватные тампоны, приклеенные к крышке каждого эксикатора, смочить 0,5 мл фторотана. Эксикаторы закрепить и наблюдать за скоростью развития наркоза. Результаты записать.
Опыт 4. Определение чистоты эфира.
1) эфир нанести на фильтровальную бумагу. Если он чистый, то после его испарения бумага не имеет посторонних запахов;
2) 10 мл эфира смешивают с 1 мл 10%-го раствора йодида калия. Жидкость не должна окрашиваться в желтый цвет. Желтое окрашивание свидетельствует о наличии в эфире перекиси эфира, которая и окисляет йодид в йод. Перекись эфира образуется под влиянием воздуха;
3) Эфир смешать с водой в делительной воронке. Нижний слой воды отделить и погрузить в нее синюю лакмусовую бумажку. Покраснение ее указывает на присутствие в эфире кислот, а обесцвечивание – на наличие сернистого ангидрида. Результаты записать.
Опыт 5. Отличие чистого эфира от смеси его со спиртом. Эфир и воду в равных объемах смешать в цилиндре с притертой пробкой. Если эфир чистый, то слой воды может быть увеличен только на 10%. При наличии в эфире спирта слой воды может увеличиться на 20% и более (спирт легко растворяется в воде). Результаты записать.
Опыт. 6. Определение чистоты хлороформа.
1) 2-3 капли хлороформа нанести на фильтровальную бумагу. После его испарения бумага не имеет постороннего запаха и пятен;
2) К 10 мл хлороформа добавить 0,2 бензина и поместить на 2 часа в темное место. При наличии фосгена и соляной кислоты в хлороформе происходит его помутнение;
3) Хлороформ смешать с водой в делительной воронке. Нижний слой отделить и погрузить в него синюю лакмусовую бумажку. При отсутствии соляной кислоты она не краснеет. Добавление в эту воду 10%-го раствора йодида калия и крахмала не должно сопровождаться синим окрашиванием, что свидетельствует об отсутствии свободного хлора (свободный хлор освобождает йод от йодида калия). Результаты записать.
Опыт 7. Определение вкуса паров хлороформа.
Пипетку погружают в хлороформ, извлекают и через пустую пипетку втягивают воздух с парами вещества. Хлороформ имеет приторно сладкий вкус.
Опыт 8. Определение действия хлороформа на кожу.
Вату, пропитанную хлороформом, помещают на кожу предплечья, покрывают пергаментной бумагой и держат несколько минут. Вначале появляется ощущение жжения, покалывания, покраснение, а при длительном действии побледнение. Отмечают притупление чувствительности этого участка тела. Результаты записать.
Опыт 9. Определение огнеопасности эфира, хлороформа и фторотана. Эфир, хлороформ и фторотан наливают по 0,5 мл в кюветы и осторожно подносят горящую спичку. Результаты записать.
Задание 4. Выписать рецепты.
1) эфир для наркоза собаке
2) эфир на 4 подкожные инъекции лошади. Определить показания и дозы.
3) Эфир для подкожного наркоза.
4) Хлороформ для наркоза свинье.
5) Смесь эфира, хлороформа и этилового спирта в соотношении 3:2:1.
6) 200,0 линимента, содержащего 30% хлороформа ,20% беленного масла и 10% скипидара (определить показания к применению).
Контрольные вопросы
1. Понятие о наркозе и значение его в ветеринарии.
2. Роль отечественных ученых в изучении и примени наркотиков.
3. Классификация наркотиков.
4. Фармакодинамика средств для ингаляционного наркоза.
5. Теории наркоза.
6. Стадии и уровни наркоза.
7. Основные признаки, характерные для стадий наркоза.
8. Особенности действия ингаляционных наркотиков на ЦНС.
9. На какой отдел ЦНС в первую очередь действуют ингаляционные наркотики?
10. Побочные действия ингаляционных наркотических веществ.
11. Меры устранения осложнений и предупреждение их.
12. Понятие о наркотической широте действия.
13. Какой препарат имеет наименьшую широту наркотического действия?
14. Какой препарат имеет большую широту наркотического действия?
15. Каким животным противопоказаны ингаляционные наркотики?
16. Влияние ингаляционных наркотиков на сердечно-сосудистую систему, дыхание, обмен веществ, терморегуляцию.
17. Противопоказания к применению ингаляционных наркотиков.
18. При каких болезнях противопоказан хлороформ?
19. Сравнительная характеристика по физико-химическим свойствам и действию на животных эфира, хлороформа, фторотана.
20. Какие наркотики огнеопасны?
21. Какой из ингаляционных наркотиков следует применять при непродолжительных местных операциях?
22. Какой из ингаляционных наркотиков обладает высокой токсичностью?
23. Показания для подкожного введения эфира.
24. Для наркоза каких животных эфир можно вводить подкожно?
25. При применении какого наркотика наступает быстрое пробуждение?
26. Фармакологическая характеристика эфира.
27. Фармакологическая характеристика хлороформа.
28. Фармакологическая характеристика фторотана.
29. Преимущества фторотана перед эфиром.
30. Чувствительность разных видов животных к хлороформу.