Оценка скорости чтения
Цель работы.Оценка скорости чтения.
Вводные замечания.Чтение относится к высшим интеллектуальным достижениям человека, дающим ему возможность получать любую речевую информацию, вне зависимости от времени и пространства. Чтение относится к пассивным видам речи, где ведущую роль играет зрительный анализатор. Существуют специальные разделы в экспериментальной психологии и педагогике, посвященные изучению эффективности чтения в зависимости от условий работы для зрительного анализатора, например, от освещенности, удаленности, размеров букв, шрифтовых особенностей. Есть очень важные направления в исследованиях, связанные с изучением направленности сознания при чтении, например, при чтении научной литературы или популярного журнала. Все эти различия существенны и их следует принимать во внимание. Однако при равных условиях самую большую роль играет умение читать, быстро ориентироваться в текстовом материале, улавливать его структуру и таким образом быстрее получать и оценивать информацию. Это позволяет быть в курсе постоянно меняющейся информации, осознанно принимать решения, быть социально и профессионально компетентным.
Методики и материалы исследования:список из 10-ти вопросов, протокол.
Ход работы:
испытуемым предлагается выбрать подходящий ответ на ряд вопросов.
Протокол № 1
Экспериментатор: Тихонова Время: 11:30
Испытуемый: С.Т. Дата: 26.05.2011
№ | ||||||||||
ответ | в | в | б | б | а | а | г | в | б | а |
Количество баллов |
Обработка результатов:
1 – 6 3 – 4 5 – 2 7 – 4 9 – 4
2 – 6 4 – 8 6 – 2 8 – 6 10 – 2 = 44
Отчёт экспериментатора:Исследуя результаты данного эксперимента можно сделать следующие выводы, испытуемый С.Т набрал 44 балла. Результаты менее 60 баллов расцениваются как неудовлетворительные, препятствующие скоростным параметрам чтения. Основными причинами неудовлетворительного по скорости чтения являются низкая сосредоточенность внимания, возвращение взгляда к уже прочитанному тексту, сопровождение чтения дополнительными движениями (головой, рукой, пальцем), проговаривание читаемого текста, отсутствие образных представлений.
Протокол № 2
Экспериментатор: Тихонова Время: 12:00
Испытуемый: О.Г. Дата: 26.05.2011
№ | ||||||||||
ответ | д | г | д | а | д | в | а | б | г | г |
Количество баллов |
Обработка результатов:
1 – 2 3 – 10 5 – 10 7 – 10 9 – 8
2 – 8 4 – 10 6 – 6 8 – 8 10 – 8 = 84
Отчёт экспериментатора:При обработке результатов методики «оценка скорости чтения» были сделаны следующие выводы. Исследуемый О.Г. набрал 84 балла. Данный результат расценивается как удовлетворительный.
Протокол № 3
Экспериментатор: Тихонова Время: 12:30
Испытуемый: Е.Д. Дата: 26.05.2011
№ | ||||||||||
ответ | б | г | в | б | г | в | в | б | в | а |
Количество баллов |
Обработка результатов:
1 – 8 3 – 6 5 – 8 7 – 6 9 – 6
2 – 8 4 – 8 6 – 6 8 – 8 10 – 2 = 66
Отчёт экспериментатора:Исследуемый Е.Д. набрал 66 баллов, что говорит о норме уровня скорости чтения, но все же данный результат можно было бы улучшить с помощью тренировки скорости чтения, ведь это позволяет быть в курсе постоянно меняющейся информации, осознанно принимать решения, быть социально и профессионально компетентным.
Вывод
Таким образом, при исследовании методики оценка скорости речи, можно сделать следующие выводы по трём испытуемым:
Исследуемый С.Т. набрал всего 44 балла, результаты менее 60 баллов расцениваются как неудовлетворительные, препятствующие скоростным параметрам чтения. Основными причинами неудовлетворительного по скорости чтения являются низкая сосредоточенность внимания, возвращение взгляда к уже прочитанному тексту, сопровождение чтения дополнительными движениями (головой, рукой, пальцем), проговаривание читаемого текста, отсутствие образных представлений. Также, это может неблагоприятно влиять на профессиональную и социальную компетентность.
Результат испытуемого О.Г. составил 84 балла, что является нормой.
Исследуемый Е.Д. набрал 66 баллов, такой результат является удовлетворительным, но предел этого количества нужно тренеровать с помощью различных методик.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендации по развитию речи от 1 до 3 лет
Игра "Баба, папа, мама"
Цель: стимуляция лепета, развитие моторики артикуляционного аппарата, слухового внимания, фонематического слуха, развитие коммуникативной функции речи.
Содержание игры - совместное лепетание. К концу 1-ого полугодия жизни у малыша возникает способность к подражанию, и поэтому можно начать игру, отчетливо произнося слоги. Взрослый следит за тем, чтобы малыш мог видеть лицо и губы говорящего. Вызвав малыша на разговор, стоит дать ему "высказаться", демон-стрировать готовность его слушать, кивать головой в знак согласия и понимания того, что он вам говорит. Так можно поговорить и про бабу, и про маму, и про папу (произнося ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па).
Игры для развития понимания речи
В этот период игрушки должны быть образными (зайцы, мишки, куклы, машины), реальными, не перегруженными лишними деталями, не абстрактными. Стоит отбирать для этого возраста игрушки, названия которых легко могли усваиваться малышами, лучше с ударением на первом слоге: кукла, мишка, зайка, кубик, кошка и т. д. Во время игры с игрушками надо обязательно называть их. Еще лучше, если игрушка-образ будет погремушкой или озвученной, малыш будет активно играть с ней, получая первый результат от игры (звучание). Взрослый поощряет эти игры, любуясь игрушкой, приговаривая: "Какой хороший мишка!", "Давай поиграем с зайкой!", "Как красиво поет уточка!". Глаголы, из которых состоят инструкции, должны быть одними и теми же, повторяться не один раз. Так ребенок будет учиться понимать не только предметный словарь, но и глагольный: "Возьми, дай, покажи".
Игры на развитие интонации
Во 2-ром полугодии первого года жизни малыш овладевает интонацией. В этом возрасте интонационная сторона речи развивается наиболее активно. Взрослый может развивать интонации ребенка по подражанию, произнося лепетные слоги с разным ударением, то спокойно, то радостно, то с вопросительной интонацией, то с интонацией удивления, неудовольствия.
Обогащение словарного запаса.
Ребенка нужно продолжать знакомить с названиями окружающих его предметов, называть действия, которые родители выполняют по уходу за ребенком, признаки предметов и признаки действий.
Психологи отмечают, что речь развивается лучше во время деятельности. Малыш, научившись ходить, может выполнять все больше действий. Он строит башни из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку, вкладывает коробочки одна в другую, собирает и разбирает матрешку. В процессе действий с игрушками ребенок усваивает их названия и названия действий, которые можно с помощью этой игрушки производить. Поэтому в этом возрасте больше подходят игрушки, развивающие простейшую конструктивную деятельность: крупные разноцветные кубики
Одевая малыша, называйте предметы одежды, просите принести кофточку, платье, шапочку. Слова следует употреблять в их точном значении: не стоит кепку называть шапкой, чашку - кружкой, блюдце - тарелкой. Стоит помнить, что лучше сразу научить правильно, чем потом переучивать, тем более что бытовой словарь усваивается именно в период от года до двух лет.
Расширению пассивного и активного словаря ребенка способствуют игры-шутки с названиями вещей, находящихся в комнате. Взрослый на вопрос ребенка: "Что это?" (а такие вопросы малыши обязательно будут задавать после полутора лет), отвечает неправильно. "Что это?" - спрашивает ребенок и показывает на настольную лампу. "Стульчик", - говорит взрослый. Ребенок не соглашается. "Столик", - снова неправильно отвечает взрослый. Убедившись, что малыш опять не согласен, в третий раз правильно называет предмет. В такой игре развивается мышление, способность понимать шутку, умение отличать правильный ответ от неправильного.
Можно поиграть в подобную игру, когда взрослый первый задает вопрос. "Это стул?" - спрашивает он и показывает на кровать. Когда малыш ответит отрицательно, можно опять указать не на тот предмет, и только в третий раз предъявить нужную вещь.
Очень важным моментом для развития активной речи является побуждение детей к ответу. Если же взрослый не настаивает на ответе, довольствуется только выполнением действия, то может образоваться разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи, и тогда вместо ожидаемого умения говорить после одного года придется ждать до двух-двух с половиной лет.
Рассматривание картинок. В первой половине второго года малыша нужно начинать приучать рассматривать картинки в книжках. Для этого лучше использовать книжки-раскладушки из картона, содержащие одну большую предметную картинку на странице. Вначале взрослый называет малышу картинки, а при повторных рассматриваниях просит показать, где домик, где кукла и т. д. Убедившись, что малыш знает названия картинок, можно спросить его: "Что тут нарисовано? А это кто?" Обязательно нужно сопоставлять разные изображения одного и того же предмета, чтобы ребенок выходил на первый уровень обобщения.
Для дифференциации названий сходных предметов (например, имеющих одинаковую форму - круглые) тоже полезны сопоставления, рассматривание таких картинок парами. Происходит обучение элементарному способу сравнения предметов с нахождением отличного. Пусть этот процесс будет осуществляться только взрослым: "Посмотри, это яблоко, а это апельсин. Яблоко зеленое, а апельсин оранжевый". Также можно сравнить яблоко и воздушный шар.