У детей (социально обусловленные)
Психопатия- группа патологических состояний, проявляющихся дисгармонией преимущественно эмоционально-волевых свойств личности с социальной дезадаптацией.
Для обозначения психопатий используются такие термины: «психопатическая личность», «психопатическая конституция», «патологический, или аномальный характер».
Основными причинами возникновения психопатий являются:
1. Наследственные (конституционально-генетические) факторы
2. Негрубые экзогенно-органические повреждения головного мозга во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном
периодах развития (травма, инфекция, интоксикация).
3. Неблагоприятные средовые и ситуационные влияния.
В зависимости от причин (1,2,3) все психопатии условно разделяются на виды:
1) конституционально-генетические (ядерные);
2) органические;
3) приобретенные.
Приобретенные психопатии, по данным разных авторов, еще описываются как: социопатии (А.К. Ленц, 1927), псевдопсихопатии (В.П. Осипов, 1936), реактивные психопатии (Е.К. Краснушкин, 1940).
Характерной особенностью всех видов психопатий является то, что по своей клинической картине они не отличаются друг от друга.
Рассмотрим основные виды классификации психопатий с последующей клинической характеристикой каждой из ее форм, которые идентичны и для «психоподобного синдрома» у лиц с умственной отсталостью.
Классификация психопатий по Е. Kretschmer:шизоидная; циклоидная; эпилептоидная.
Классификация психопатий по Г.Е. Сухаревой (1959):шизоидная (неустойчивые; истероидные личности); циклоидная (гипертонические; аутичные; психастенические личности); эпилептоидная («безтормозные»; импульсивные (эпилептоидные) личности).
Классификация психопатий по О.В. Кербикову (1971):ядерные; органические; краевые (приобретенные).
Классификация психопатий по А.Е. Личко (1977):
Истинные (генуинные) психопатии (гипертимный; циклоидный; лабильный; астеноневротический; сенситивный; психастенический; шизоидный, эпилептоидный; истероидный; неустойчивый; комфортный типы);
Приобретенные психопатии (гипертимно-неустойчивый; неустойчивый; истероидный; лабильно-истероидный; гипертимно-истероидный; лабильный; астено-невротический; сенситивный; психастенический; эпилептоидный);
Органические психопатии (шизоидноподобный; неустойчивоподобный; эпилептоидоподобный типы).
Классификация психопатий по В.В. Ковалеву (1995)выделяет типы органических психопатий: возбудимый (эксплозивный), неустойчивый, истерический и астенический, что практически соответствует современным представлениям о психоподобном синдроме, подробно описанном В.Я Гиндикиным.
Органическую психопатию у ребенка с умственной отсталостью легкой или умеренной степени целесообразнее рассматривать как психоподобный синдром.
По В.Я. Гиндикину (2001), психоподобный синдром имеет три вариантапсихических состояний и поведенческих реакций: возбудимый, тормозимый и неустойчивый. Именно эти варианты и встречаются наиболее часто при органических психопатиях (истероподобные реакции нередко входят в структуру возбудимого варианта и носят примитивно-банальный, наивный характер).
1. Возбудимый вариант:
=> агрессивное поведение (различные его виды1) по отношению к окружающим;
=> аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя, возникающая на фоне повышенной эффективности с дисфорическими состояниями);
=> повышенная раздражительность и вспыльчивость;
=> повышенная обидчивость и эгоистичность;
=> озлобленность и ярость в виде аффективных разрядов и вспышек;
=> истероподобные реакции и истероформное поведение2;
=> быстрая смена настроения;
=> вязкость и назойливость поведения;
=> повышенная демонстративная двигательная возбудимость в периоды аффективных вспышек («двигательный шторм»).
1 Виды агрессивного поведения(по А. Басса — А. Дарки).
1. Физическая агрессия (использование физической силы против другого лица).
2. Косвенная агрессия (взрывы ярости, озлобленности, злобные шутки, сплетни).
3. Склонность к раздражению (готовность к проявлению при малейшем возбуждении резкости, грубости, вспыльчивости).
4. Негативизм (оппозиционное поведение по отношению к окружающим).
5. Обида (зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством
гнева, горечи на весь мир за действительные или мнимые страдания).
6. Подозрительность (недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред).
7. Вербальная агрессия (крик, ругань, словесные угрозы, проклятия
как выражения негативных чувств по отношению к окружающим).
8. Чувство вины (убеждение в том, что он сам является плохим чело
веком, с появлением у него угрызений совести).
2 Истероподобные реакции и истероформное поведение:
=> высокая эмотивность (повышенная эмоциональная возбудимость, лабильность настроения, красочность и театральность внешних проявлений эмоций и др.);
=> эгоцентризм (стремление поставить себя в центр внимания, используя при этом любые средства, к примеру, необычные сочетания одежды, красочные рассказы вымышленных историй, выделяя при этом особо свою роль и др.);
=> аффективная логика (необъективность мышления, его эмоциональная направленность).
2. Тормозимый вариант:
=> нерешительность и робость;
=> страх и испуг;
=> растерянность и смущение;
=> депрессивные состояния (тоскливое настроение, чувство подавленности, отверженности), периодически возникающие;
=> двигательная заторможенность («двигательный штиль»);
=> суицидальные проявления и др.
3. Неустойчивый вариант:
=> повышенная внушаемость;
=> попадание под влияние криминальных структур («их воля без энергии» П.И. Ковалевский);
=> отсутствие постоянства в занятиях, работе;
=> стремление уходить от любых трудностей;
=> недостаточное чувство долга и ответственности;
=> повышенный интерес к новым впечатлениям («сенсорная жажда»);
=> склонность к реакциям имитации;
=> асоциальное поведение (школьная дезадаптация, бродяжничество и др.).
Психические состояния и поведенческие реакции у лиц с умственной отсталостью довольно часто сочетаются с разнообразными эмоциональными расстройствами, которые у многих детей проявляются в виде основного синдрома.
По В.Я. Гиндикину (2001) в структуре органической психопатии у ребенка с умственной отсталостью наиболее часто встречаются следующие синдромы эмоциональных расстройств: эйфорический, апатико-абулический и дисфорический.
При эйфорическом синдромеотмечается стойко повышенное настроение с оттенком всеблаженства, беспечностью, беззаботностью, безразличием к окружающему, иногда - с сюжетно-однообразными фантазиями, касающимися узкого круга интересов больного, которые отражают его интеллектуальный дефект. В отличие от лиц с гипоманиями здесь отсутствует стремление к деятельности.
Приапатико-абулическом синдромев рамках олигофрении отмечаются эмоциональная бедность, общая вялость, бездеятельность, медлительность, скованность. Замедленная реакция на все окружающее, низкая способность к психическому напряжению, психомоторная заторможенность, слабость побуждений, аспонтанность, астрессовость.
Для дисфорического синдромахарактерна триада: а) тоскливо-злобная окраска настроения; б) истероформные включения; в) преобладание депрессивного аффекта, нередко - с ипохондрическими компонентами. В целом для олигофренических дисфории при их возникновении характерно недостаточно четкое восприятие окружающего мира.