Интеллектуальная недостаточность при невротических расстройствах, связанные со стрессом и соматоформных расстройствах (F4)
Термин «стресс» в медицинской науке был впервые предложен канадским физиологом Гансом Селье в 1936г. Проводя многочисленные эксперименты, Г. Селье установил, что различные заболевания, вызванные любой причиной, например, холодом, интоксикацией, инфекцией, травмой, нервно-мышечным напряжением и т.д., несмотря на разнообразие клинических проявлений, имеют однотипную реакцию организма. Эта реакция заключалась в потере аппетита, мышечной слабости, повышении артериального давления, утрате мотивации к достижениям. Г. Селье обозначил состояние, независящее от природы соматического расстройства, «синдромом просто болезни». Он в своих ранних работах использовал термин «стресс» для описания «совокупности всех неспецифических изменений (внутри организма), функциональных или органических».
Физиологический стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Обычный стресс (а не дистресс), который может быть приятным или неприятным, является обязательным компонентом жизненной деятельности человека. Без стресса человек не мог бы приспособиться к постоянно меняющимся внешним воздействиям. Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый физиологический стресс: его органы кровообращения и пищеварения находятся в работе, мозг не полностью отдыхает во время сновидений. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю. «Полная свобода от стресса означает смерть» (Селье Г.).
Психологический стресс характеризуется изменением условий удовлетворения не биологических потребностей человека, а тех, которые присущи ему как социальному существу: страдания от неудач на работе, конфликтов в семье, утраты близких людей и т.д. Физиологические нарушения в данном случае (если они есть) являются следствием психических, а не наоборот (как это происходит при физиологическом стрессе). Характер ответных реакций при психологическом стрессе, в отличие от физиологического, индивидуален и не всегда предсказуем, так как они зависят от значимости для субъекта ситуации, интеллектуальных процессов, личностных особенностей. Один человек на угрозу отвечает страхом, другой — гневом. По мнению американского психолога Г. Лазаруса, психологический стресс — это реакция, опосредованная оценкой угрозы и защитными процессами.
В последние десятилетия в центре внимания находится проблема профилактики эмоционального стресса и перенапряжения. Обычно их связывают с возникающими в жизни критическими ситуациями, при которых блокируются или нарушаются значимые для индивида потребности: неурядицы в семье, болезнь близких, длительное физическое напряжение, однообразная монотонная деятельность и т.д.
Обострение этой проблемы в наше время связано с резким увеличением количества информации и знаний, которые должен усваивать современный человек (перегрузка памяти), выраженным ускорением темпов повседневной жизни, возросшей динамикой перемен жизненных ситуаций, значительным увеличением числа контактов современного человека с другими людьми. Мозг оказывается к этим повышенным нагрузкам неподготовленным, а повышенные темпы, ритмы и скорости протекающих процессов вызывают срывы в деятельности центральной нервной системы. Именно в наше время появились «неврозы часов пик», «тревога ожидания», «неврозы очереди» и т.д.
До 90% всех соматических заболеваний прямо или косвенно связаны со стрессом. Эмоциональный стресс в той или иной форме связан также с разнообразными психическими расстройствами. Постоянные травмирующие психогенные факторы среды при отсутствии достаточного сопротивления им со стороны человека могут разрушать его устойчивую структуру «Я», порождать комплексы неполноценности, характеризующиеся повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, депрессивным состоянием и т.д. Возможно также проявление маниакально-депрессивных форм поведения, развитие шизофрении, психопатий и т.д.
Ключевым фактором здесь является (в соотв. с т. психоанализа) внутренний конфликт между возникшей потребностью и возможностью её удовлетворения, ограниченной социумом. При отсутствии возможности разрешить социальные ограничения, конфликт решается вытеснением потребности из сознания механизмами психологической защиты. Если психологической защите с этим полностью справиться не удается, то часть инстинктивной энергии может проявить себя в сознательной жизни в виде невротических расстройств, различных в зависимости от индивидуальных особенностей силы побуждений и конфигурации защит.
В последние годы установлено, что в головном мозге из аминокислот образуются специфические соединения — эндогенные пептиды (вещество «Р»), участвующие в механизмах памяти, обучения и усиливающие устойчивость организма к эмоциональному стрессу. При снижении вещества «Р» в крови уменьшается устойчивость организма к стрессу, нарушается сон, усиливаются астенические явления (раздражительность, плаксивость, тревога, быстрое утомление и др.). Уменьшение вещества «Р» является результатом многих факторов риска, в частности — курения, алкоголизации, нарко(токсико)мании и др.