Интеллектуальная недостаточность при невротических расстройствах, связанные со стрессом и соматоформных расстройствах (F4)

Термин «стресс» в медицинской науке был впервые предложен канадским физиологом Гансом Селье в 1936г. Проводя многочис­ленные эксперименты, Г. Селье установил, что различные забо­левания, вызванные любой причиной, например, холодом, ин­токсикацией, инфекцией, травмой, нервно-мышечным напряже­нием и т.д., несмотря на разнообразие клинических проявлений, имеют однотипную реакцию организма. Эта реакция заключалась в потере аппетита, мышечной слабости, по­вышении артериального давления, утрате мотивации к достиже­ниям. Г. Селье обозначил состояние, независящее от природы со­матического расстройства, «синдромом просто болезни». Он в своих ранних работах использовал термин «стресс» для описания «сово­купности всех неспецифических изменений (внутри организма), функциональных или органических».

Физиологический стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъяв­ленное ему требование. Обычный стресс (а не дистресс), который может быть приятным или неприят­ным, является обязательным компонентом жизненной деятельности че­ловека. Без стресса человек не мог бы приспособиться к постоянно меняющимся внешним воздействи­ям. Даже в состоянии полного расслабления спящий человек ис­пытывает некоторый физиологический стресс: его органы кровообращения и пищеварения находятся в работе, мозг не полнос­тью отдыхает во время сновидений. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не ра­вен нулю. «Полная свобода от стресса означает смерть» (Селье Г.).

Психологический стресс характери­зуется изменением условий удовлетворения не биологических по­требностей человека, а тех, которые присущи ему как социальному существу: страдания от неудач на работе, конфликтов в семье, утра­ты близких людей и т.д. Физиологические нарушения в данном слу­чае (если они есть) являются следствием психических, а не наобо­рот (как это происходит при физиологическом стрессе). Характер ответных реакций при психологическом стрессе, в отличие от фи­зиологического, индивидуален и не всегда предсказуем, так как они зависят от значимости для субъекта ситуации, интеллектуальных процессов, личностных особенностей. Один человек на угрозу отвечает страхом, другой — гневом. По мнению американ­ского психолога Г. Лазаруса, психологический стресс — это реакция, опосредован­ная оценкой угрозы и защитными процессами.

В последние десятилетия в центре внимания находится проблема профилактики эмоциональ­ного стресса и перенапряжения. Обычно их связывают с возника­ющими в жизни критическими ситуациями, при которых блоки­руются или нарушаются значимые для индивида потребности: не­урядицы в семье, болезнь близких, длительное физическое на­пряжение, однообразная монотонная деятельность и т.д.

Обострение этой проблемы в наше время связано с резким увеличением количества информации и знаний, которые дол­жен усваивать современный человек (перегрузка памяти), выра­женным ускорением темпов повседневной жизни, возросшей динамикой перемен жизненных ситуаций, значительным уве­личением числа контактов современного человека с другими людьми. Мозг оказывается к этим повышенным нагрузкам не­подготовленным, а повышенные темпы, ритмы и скорости про­текающих процессов вызывают срывы в деятельности централь­ной нервной системы. Именно в наше время появились «невро­зы часов пик», «тревога ожидания», «неврозы очереди» и т.д.

До 90% всех соматических заболева­ний прямо или косвенно связаны со стрессом. Эмоциональный стресс в той или иной форме связан также с разнообразными психическими расстройствами. Постоянные трав­мирующие психогенные факторы среды при отсутствии достаточного сопротив­ления им со стороны человека могут разрушать его устойчивую структуру «Я», порождать комплексы неполноценности, характе­ризующиеся повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, депрессивным состоянием и т.д. Возможно также проявление ма­ниакально-депрессивных форм поведения, развитие шизофрении, психопатий и т.д.

Ключевым фактором здесь является (в соотв. с т. психоанализа) внутренний конфликт между возникшей потребностью и возможностью её удовлетворения, ограниченной социумом. При отсутствии возможности разрешить социальные ограничения, конфликт решается вытеснением потребности из сознания механизмами психологической защиты. Если психологической защите с этим полностью справиться не удается, то часть инстинктивной энергии может проявить себя в сознательной жизни в виде невротических расстройств, различных в зависимости от индивидуальных особенностей силы побуждений и конфигурации защит.

В последние годы установлено, что в головном мозге из амино­кислот образуются специфические соединения — эндогенные пеп­тиды (вещество «Р»), участвующие в механизмах памяти, обуче­ния и усиливающие устойчивость организма к эмоциональному стрессу. При снижении вещества «Р» в крови уменьшается устой­чивость организма к стрессу, нарушается сон, усиливаются асте­нические явления (раздражительность, плаксивость, тревога, быстрое утомление и др.). Уменьшение вещества «Р» является ре­зультатом многих факторов риска, в частности — курения, алко­голизации, нарко(токсико)мании и др.

Наши рекомендации