Расстройства интеллекта
Интеллект — интегративная психическая функция, включающая способность к познанию, уровень знаний и способность их использовать. Интеллект характеризуется, прежде всего, умением отделять второстепенное от существенного, формировать суждения, делать умозаключения, устанавливать взаимосвязи.
Предпосылки интеллекта включают: память, внимание, объем знаний, умственную работоспособность. Слабость предпосылок интеллекта нарушает интеллектуальную деятельность.
Основные синдромы нарушения интеллекта – олигофрения (малоумие) и деменция (слабоумие).
Олигофрения – врожденное или рано приобретенное не прогрессирующее нарушение интеллекта, развившееся вследствие повреждения головного мозга до рождения ребенка или в первые 2-3 года его жизни.
Традиционно принято разделять олигофрению по степени выраженности на идиотию, имбецильность и дебильность.
Дебильность – легкая умственная отсталость со склонностью к конкретно-ситуационному мышлению. IQ варьирует от 70% до 50%. Резкое снижение способности к формированию отвлеченных понятий нивелируется у этих больных неплохой памятью, развитой речью и высокой способностью к подражанию. Люди с дебильностью нередко получают начальное или неполное среднее образование, учатся с трудом, преимущественно путем зазубривания материала. В большинстве случаев они могут освоить несложную профессию и работать под руководством наставника.
Имбецильность – тяжелая умственная отсталость, при которой больные не способны к абстрактному мышлению. IQ от 50% до 20%. Познавательная деятельность ограничивается образованием представлений. Речь косноязычная (заикание, плохая артикуляция), словарный запас резко ограничен несколькими сотнями слов. Фразовая речь возможна не всегда, фразы односложные. Движения плохо координированы, неуклюжи, однако при настойчивом обучении удается воспитать у них навыки самообслуживания. В большинстве случаев имбецилы могут жить в своей семье. Настойчивая работа с ними позволяет достичь большей адаптации.
Идиотия – наиболее глубокая степень умственной отсталости. IQ < 20%. Больные беспомощны, сознательная речь у них отсутствует, эмоциональные реакции примитивны (крик, плач), они не распознают родителей и знакомых. Двигательная сфера неразвита. Некоторые больные не могут ходить, совершают лишь стереотипные движения (раскачивание). Психический дефект при идиотии нередко сочетается с множественными дефектами формирования внутренних органов.
Следует отличать от олигофрении такой вид психического дизонтогенеза, как задержка психического развития (ЗПР). ЗПР связанна с замедлением созревания морфофункциональных систем мозга под влиянием тех или иных неблагоприятных факторов и выражается незрелостью психической и психомоторной функции. Диагноз ЗПР следует ставить лишь до выравнивания или компенсации функции. Если этого не произошло, то диагноз ЗПР должен быть изменен на олигофрению.
Деменция –приобретенный прогрессирующий или стойкий психический дефект, с преимущественным расстройством интеллектуальных функций. Проявляется нарушением внимания, памяти, мышления, ориентировки, понимания, счета, суждений, речи, способности к обучению. Если при олигофрении интеллект не достигает уровня взрослого человека, то при деменции интеллект снижается от нормального уровня.
Клиническая картина слабоумия существенно различается при основных психических заболеваниях – органических процессах, эпилепсии и шизофрении.
Органическое слабоумие наблюдается при различных болезнях, приводящих к нарушению структуры мозга и массовой гибели нейронов (травмы, опухоли, сосудистые заболевания, алкоголизм, атрофические процессы и т.д.) Общими признаками всех этих заболеваний являются грубые расстройства памяти и выраженное снижение способности к пониманию. В зависимости от клинических проявлений различают синдромы тотального, лакунарного и концентрического (эпилептического) слабоумия.
Тотальное слабоумие (паралитическое) – проявляется первичным повреждением способности к логике и пониманию действительности. Деменция характеризуется поражением всех сторон познавательной деятельности, расстройствами личности (вплоть до разрушения «ядра личности»), потерей спонтанности, утратой критики к своему состоянию. Нарушения памяти бывают очень грубыми, наблюдается прогрессирующая амнезия по типу Рибо. Страдают нравственные свойства личности: исчезают чувство долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость. Происходит постепенное растормаживание низших эмоций, связанных с инстинктами. Больные могут цинично браниться, обнажаться, мочиться и испражняться прямо в палате, бывают сексуально расторможены. Влечения повышаются. Особенно это касается аппетита, достигающего степени булимии. Больные неряшливы, не следят за своим внешним видом. Могут наблюдаться элементы регресса поведения — едят руками, подбирают объедки, ложатся одетыми на кровать, не спрашивая, берут еду и вещи у окружающих и т.п.
Личностные расстройства настолько выражены, что больные перестают быть похожи на самих себя (разрушается «ядро личности»).
Причиной тотального слабоумия является непосредственное поражение коры головного мозга. Это могут быть диффузные процессы, например дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера и Пика), менингоэнцефалиты (например, сифилитический менингоэнцефалит — прогрессивный паралич), алкоголизм. Однако иногда небольшой патологический процесс в области лобных долей (локальная травма, опухоль, парциальная атрофия) приводит к сходной клинической картине.
Могут проявляться неврологические расстройства: дизартрия, анизокория, вялая реакция зрачков на свет, миоз, асимметрия иннервации лицевого нерва, симптом Ромберга, анизорефлексия, повышение или, напротив, снижение сухожильных рефлексов.
Парциальные виды деменции:
Лакунарное слабоумие (дисмнестическое) – проявляется неравномерностью выпадения интеллектуальных функций с преобладанием расстройств памяти. Способность к образованию понятий и суждений нарушается значительно позже. Это затрудняет возможности приобретения новых сведений, но профессиональные знания и автоматизированные навыки могут долго сохраняться у таких больных. В сложной профессиональной деятельности они чувствуют беспомощность, но легко справляются с ежедневными домашними заботами. Характерно наличие критического отношения к своим недостаткам: пациенты стесняются несамостоятельности, извиняются за нерасторопность, пытаются (не всегда успешно) компенсировать нарушение памяти, записывая наиболее важные мысли на бумаге. С врачом такие больные откровенны, активно предъявляют жалобы, глубоко переживают свое состояние. Ядро личности, самосознание, стиль поведения заметно не страдают, запас навыков и знаний сохраняется на уровне, обеспечивающем ориентировку в происходящем и самообслуживание. Изменения характера при лакунарном слабоумии довольно мягкие, основные формы поведения, привязанности, убеждения больных остаются прежними. Отмечаются некоторые заострения личностных черт. Так, бережливость может обратиться в жадность, недоверчивость — в подозрительность, замкнутость — в мизантропию. В эмоциональной сфере для больных с дисмнестическим слабоумием характерны сентиментальность, эмоциональное слабодушие, слезливость.
Причиной лакунарного слабоумия бывают самые различные диффузные сосудистые заболевания мозга: безинсультное течение атеросклероза и гипертонической болезни, диабетическая микроангиопатия, поражение системных сосудов при коллагенозах. Изменения в состоянии кровоснабжения мозга (улучшение реологических свойств крови, прием сосудорасширяющих средств) могут вызывать колебания состояния и короткие периоды некоторого его улучшения у данных больных.
Следует учитывать, что тотальный и лакунарный тип деменций указывают на характерное сочетание психических расстройств, а не на локализацию повреждений в мозге.
Концентрическое (эпилептическое) слабоумие – при эпилепсии, на поздних этапах болезни, нарушается память и способность к пониманию. Наряду с замедлением психических процессов, выявляются патологическая обстоятельность, склонность к детализации, утрата способности отличать главное от второстепенного. Происходит снижение словарного запаса, употребляются слова паразиты, многократные повторения, уменьшительно-ласкательные обороты. Отмечаются выраженные изменения личности с нарастанием эгоцентризма, сужение круга интересов, концентрация на собственных проблемах. Часто это приводит к полному неведению об общественно значимых событиях. Расстройства памяти носят избирательный характер: больные хорошо помнят наиболее важные для них лично факты (имена врачей, названия принимаемых ими лекарств, размер пенсии и день ее выдачи), однако совершенно не запоминают событий, не имеющих для них большого значения. При высокой взыскательности к окружающим и декларируемом стремлении к порядку сами пациенты могут не выполнять требований врачей, бывают грубы к младшему персоналу больницы и другим пациентам. В работе такие люди становятся педантичными, мелочными. Следует отметить, что слабоумие развивается лишь у 20% больных эпилепсией.
Шизофреническое слабоумие – существенно отличается от слабоумия вследствие органических заболеваний. При шизофрении практически не нарушены процессы запоминания и понимания. Причиной низкой продуктивности и беспомощности становятся нарастающая пассивность и равнодушие. У больных отсутствует стремление к достижению результата. Это выражается в том, что они, не пытаясь ответить на вопрос врача, тут же заявляют: «Не знаю!». Больные не следят за собой, не придают значения одежде, перестают мыться и чистить зубы. Подчас значительный опыт и достаточные комбинаторные способности не могут актуализироваться в повседневной практической деятельности, вследствие аутистической оторванности, аспонтанности, апатии. Мышление отличается вычурностью, становится нецеленаправленным. На завершающих этапах болезни, длительное «бездействие» интеллекта приводит к постепенной утрате накопленного запаса знаний и навыков, которыми больные не пользуются.