Состояние нервной системы. В неврологическом статусе могут иметь место двигательные нарушения в виде

В неврологическом статусе могут иметь место двигательные нарушения в виде спастических параличей или парезов, атаксии, нарушения статики и координации движений, запаздывание в становлении моторных функ­ций, патологические рефлексы. Со стороны черепно-мозговых нервов встречаются асимметрия мышц лица, косоглазие, вялая реакция зрачков на свет, изменение глазного дна. В тяжелых случаях наблюдается падение остроты зрения и слуха. У некоторых детей отмечаются головные боли, головокружение, эпилептические припадки.

Могут наблюдаться нарушение обмена веществ (ожирение), гипогенетализм и другие эндокринно-вегетативные расстройства в связи с давле­нием жидкости на межуточный мозг.

Психическое состояние

Степень психического недоразвития может колебаться от легкой дебильности до идиотии, она, как правило, пропорциональна степени самой гидроцефалии и ее тяжелого следствия — истончения мозговой коры. Интеллектуальные нарушения при приобретенной гидроцефалии обычно более глубокие, чем при врожденных формах, сочетающихся с уродствами. Это зависит от сопутствующих изменений паренхимы мозга, которые отмечаются в случаях приобретенной гидроцефалии, возникшей вследствие менингоэнцефалитов, травм и т. п.

Чаще всего наблюдается значительная отсталость в развитии двига­тельных и интеллектуальных функций. Однако в отдельных слу­чаях отмечается некоторая односторонняя одаренность. Так, на­пример, может иметь место раннее развитие отдельных способ­ностей: к механическому счету, к рисованию, музыке и др.

У многих детей обнаруживается хорошая механическая память, способность к счетным операциям, музыкальный слух.

Речь формируется рано. Речь, как правило, развита лучше, чем мышление. Запас слов бывает достаточно богат. Речь пестрит рифмами, плоскими шутками, остротами. Однако иногда встречаются случаи дефектной речи. Она может быть сканди­рованной. В речи можно наблюдать и заученные штампы, слож­ные обороты (особенно тогда, когда дети долго находятся в окру­жении взрослых и копируют их). Дети-гидроцефалы склонны к поучениям, резонерству. Они хорошо рассказывают о том, как и что надо сделать (вырезать, раскрасить, убрать и т. д.). Однако выполнить такие действия либо не могут, либо делают это очень неловко.

Настроение больных чаще повышенное, бдагодушное с оттенком эйфории. Они доброжелательны, ласковы, легко привязываются к окружающим. Расположены к контакту. Легко привязываются к «окружающим.

Наблюдается частая смена настроений; они быст­ро переходят к вспышкам гнева, сопровождающимся общим возбуждением. Реже отмечаются раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, немотивированным колебаниям настроения. У некоторых детей могут возникать приступы страха.

Для этих детей характерна внушаемость. Среди больных гид­роцефалией детей встречаются исполнительные и аккуратные. Однако для большинства характерны такие черты, как неоргани­зованность, рассеянность, леность. Большинство нуждается в достоянном побуждении к деятельности.

Реже отмечаются раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, немотивированным колебаниям настроения. У некоторых детей могут возникать приступы страха.

Прогноз. Дети с врожденной гидроцефалией в случаях быстрого прогрессирования болезненного процесса чаще погибают на первом году жизни. В случаях замедленного течения болезни наблюда­ется постепенная деградация психики, что выражается в ухуд­шении памяти, снижении интеллекта, утрате приобретенных навыков и знаний, угасании некоторых художественных способ­ностей, распаде связной речи, нарастании расстройств слуха и зрения, появлении эпилептиформных припадков.

В более легких случаях, особенно после проведения специаль­ных лечебных мероприятий, дальнейшее продуцирование мозго­вой жидкости прекращается. Под влиянием лечебных мероприя­тий улучшается нервно-психическая деятельность. Такие дети могут обучаться во вспомогательной школе, овладевать новыми навыками и знаниями.

Приобретен­ная гидроцефалия.

Чаще всего она возникает после менингита, перенесенного на ранних этапах развития. Могут быть и другие причи­ны приобретенной гидроцефалии: травмы головы, сифилис и т.д. Гидроцефалия может протекать остро или хронически.

Если гидроцефалия возникла на более поздних этапах (когда швы между костями черепа уже прочно срослись), заметного увеличения размеров черепа может и не быть. В этих случаях дети особенно часто жалуются на головную боль, снижение па­мяти, трудности в учебе, быстрое утомление. Плохое самочувст­вие отрицательно сказывается на трудоспособности и успехах ребенка. Учителя отмечают, что ребенок рассеян, легко отвле­каем, медлителен, малоинициативен, склонен к аффективным вспышкам, импульсивным поступкам, резонерству. Все эти симп­томы являются результатом гипертензии, т. е. повышения внутри­черепного давления. Диагностика гидроцефалии в этих случаях затруднена. Поэтому требуется использование специальных мето­дов исследования, в частности рентгенографии, пневмоэнцефалографии и др.

Лечение и профилактика. Лечение направлено на уменьшение внутричерепного давления: назначают препараты, понижающие внутричерепное давление и усиливающие диурез (диакарб, лазикс, гипотиазид, глицерол и др.). По показаниям проводят также десенсибилизирующую, противовоспалительную и рассасывающую терапию. При сдавлении мозга и возникновении окклюзий показано нейрохирургическое лечение: создание шунта между боковым желудочком мозга и венозной системой.

Краниостеноз.

В этом случае речь идет о преждевременном заращении швов свода черепа, ведущее к нарушению соответствия между развитием мозга и ростом костей черепа, его деформации и повышению внутричерепного давления.

Встречается у новорожденных с частотой 1:1000.

Наши рекомендации