Общие тенденции развития мышления у детей

Развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте

Работа выполнена

студенткой курса группы АН

специальности «…»

факультета психолого-педагогического

Научный руководитель –

Чебоксары 2015

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1.Общие тенденции развития мышления у детей. 4

2. Особенности наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста 6

3. Особенности наглядно-образного мышления детей. 8

4. Развитие элементов словесно-логического мышления. Особенности детских рассуждений. 11

5. Экспериментальное изучение проблемы формирования мышления. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 18


ВВЕДЕНИЕ

Проблема возникновения и развития мышления у ребенка обсуждалась в психологии неоднократно и с самых различных точек зрения. Однако за последнее время наиболее распространенным явилось представление о генезисе мышления как о пути от более примитивных его форм ко все более совершенной, каковой является словесно-логическое (дискурсивное) мышление.

Представление же о других предшествующих формах в разных психологических системах различно, как и представление о динамике их развития и отличительных чертах перехода от начальных, более примитивных ко все более совершенным.

В советской психологии наибольшее распространение получила концепция Л. С. Выготского, в которой генезис мышления прослеживался от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее логическому. При этом самым большим достижением такого подхода оказалось, на наш взгляд, представление о детском мышлении как об адекватном способе ориентировки в действительности.

Именно этот подход и лежит в основе осмысления нами темы данной контрольной работы. На основе этого нами будут рассмотрены основные этапы становления мыслительных процессов у детей, начиная с самого раннего возраста. Будут сделаны выводы об особенностях и формах проявления уровня развития мышления у детей дошкольного возраста.

В заключении, будут приведены итоги исследования уровня развития мышления детей 1-й младшей группы, которые были проведены на базе детского дошкольного учреждения.




Общие тенденции развития мышления у детей

Развитие мышления в младенчестве

Основы развития мышления у детей складываются еще в самом раннем возрасте, когда они начинают использовать различные предметы . При этом их действия с предметами развиваются последовательно. Ученые выделяют: активное бодрствование, сенсорную активность, «преддействие», простое «результативное» действие, «соотносящее» и функциональное.

Уже с 4-х месяцев у младенца появляется «простое» и «результативное» действие. Младенец активно «исследует» все свойства окружающих предметов, он притягивает и рассматривает предметы, хватает и отбрасывает их, причем в определенное место, например на пол, чтобы услышать звук [2, 18]. Ребенок выделяет связи звучания с падением предмета, движения с притягиванием и отталкиванием. Накопление опыта манипулирования влечет за собой установление простейших причинно-следственных связей. Ребенок начинает проникать в чувственно воспринимаемые признаки объектов.

К концу года младенец не только действует с предметами, которые находятся под руками, но может принести недостающий предмет, ребенок замечает не только прямой, но и косвенный результат своих действий.

Таким образом, манипулирование с предметами на протяжении первого года жизни качественно изменяется: ребенок переходит от общей ориентировки в окружающем к ориентировке в свойствах объектов. Особенности развития мышления в младенческом возрасте:

- к концу первого года жизни ребенок постигает некоторые простейшие причинно- следственные связи, которые в восприятии не даны;

- мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, оно включено в практические манипуляции с предметами;

- возникают основы развития любознательности.

Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность: ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину. Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

- ребенок решает мыслительные задачи в представлении

- мышление становится внеситуативным;

- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

- возникают попытки объяснить явления и процессы;

- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

- складываются основы таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Детский интеллект в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно- логическое.

Наши рекомендации