Общие тенденции развития мышления у детей
Развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте
Работа выполнена
студенткой курса группы АН
специальности «…»
факультета психолого-педагогического
Научный руководитель –
Чебоксары 2015
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1.Общие тенденции развития мышления у детей. 4
2. Особенности наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста 6
3. Особенности наглядно-образного мышления детей. 8
4. Развитие элементов словесно-логического мышления. Особенности детских рассуждений. 11
5. Экспериментальное изучение проблемы формирования мышления. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 18
ВВЕДЕНИЕ
Проблема возникновения и развития мышления у ребенка обсуждалась в психологии неоднократно и с самых различных точек зрения. Однако за последнее время наиболее распространенным явилось представление о генезисе мышления как о пути от более примитивных его форм ко все более совершенной, каковой является словесно-логическое (дискурсивное) мышление.
Представление же о других предшествующих формах в разных психологических системах различно, как и представление о динамике их развития и отличительных чертах перехода от начальных, более примитивных ко все более совершенным.
В советской психологии наибольшее распространение получила концепция Л. С. Выготского, в которой генезис мышления прослеживался от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее логическому. При этом самым большим достижением такого подхода оказалось, на наш взгляд, представление о детском мышлении как об адекватном способе ориентировки в действительности.
Именно этот подход и лежит в основе осмысления нами темы данной контрольной работы. На основе этого нами будут рассмотрены основные этапы становления мыслительных процессов у детей, начиная с самого раннего возраста. Будут сделаны выводы об особенностях и формах проявления уровня развития мышления у детей дошкольного возраста.
В заключении, будут приведены итоги исследования уровня развития мышления детей 1-й младшей группы, которые были проведены на базе детского дошкольного учреждения.
Общие тенденции развития мышления у детей
Развитие мышления в младенчестве
Основы развития мышления у детей складываются еще в самом раннем возрасте, когда они начинают использовать различные предметы . При этом их действия с предметами развиваются последовательно. Ученые выделяют: активное бодрствование, сенсорную активность, «преддействие», простое «результативное» действие, «соотносящее» и функциональное.
Уже с 4-х месяцев у младенца появляется «простое» и «результативное» действие. Младенец активно «исследует» все свойства окружающих предметов, он притягивает и рассматривает предметы, хватает и отбрасывает их, причем в определенное место, например на пол, чтобы услышать звук [2, 18]. Ребенок выделяет связи звучания с падением предмета, движения с притягиванием и отталкиванием. Накопление опыта манипулирования влечет за собой установление простейших причинно-следственных связей. Ребенок начинает проникать в чувственно воспринимаемые признаки объектов.
К концу года младенец не только действует с предметами, которые находятся под руками, но может принести недостающий предмет, ребенок замечает не только прямой, но и косвенный результат своих действий.
Таким образом, манипулирование с предметами на протяжении первого года жизни качественно изменяется: ребенок переходит от общей ориентировки в окружающем к ориентировке в свойствах объектов. Особенности развития мышления в младенческом возрасте:
- к концу первого года жизни ребенок постигает некоторые простейшие причинно- следственные связи, которые в восприятии не даны;
- мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, оно включено в практические манипуляции с предметами;
- возникают основы развития любознательности.
Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность: ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину. Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные.
Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:
- ребенок решает мыслительные задачи в представлении
- мышление становится внеситуативным;
- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
- возникают попытки объяснить явления и процессы;
- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
- складываются основы таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Детский интеллект в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно- логическое.